Депутаты-коммунисты предлагают отменить «линию предательства Шеварднадзе»
Депутатами фракции КПРФ внесен в Государственную Думу проект Постановления о рекомендации к прекращению действия Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств. Законопроект внесли А.В. Корниенко, А.А. Андреев, С.П. Обухов, В.А. Коломейцев, В.Н. Тетекин, В.С. Романов, А.Д. Куликов, В.А. Ганзя, А.Н. Абалаков, О.А. Алимова, Д.Н. Вороненков, В.Ф. Рашкин, И.И. Никитчук, О.Н. Смолин, В.П. Пешков, О.А. Куликов, В.А. Симагин. Предлагаем вашему вниманию комментарий одного из авторов документа – депутата-коммуниста А.В. Корниенко.
Основанием для внесения в Государственную Думу проекта данного постановления послужило то, что в результате действия Соглашения Российская Федерация несет значительные финансовые и геополитические потери.
Вопрос разграничения с США морских пространств назревал давно.
Во-первых, в ряде морских районов экономические зоны СССР и США взаимно перекрывали друг друга, поскольку расстояние между их побережьями составляет менее 400 миль.
Во-вторых, в центральной части Берингова моря, за пределами экономических зон СССР и США, оставался значительный по размерам район вод открытого моря. Расстояние между побережьями СССР и США составляет здесь около 700 миль. Континентальный шельф в этой зоне принадлежал и СССР и США.
Поэтому данный вопрос неоднократно поднимался во времена СССР.
Решить его быстро, правда в ущерб СССР и, в первую очередь РСФСР, удалось бывшему Президенту СССР Горбачеву вместе с министром иностранных дел СССР Шеварднадзе, находившимися с официальным визитом в США в июне 1990 г.
В день подписания Соглашения Шеварднадзе и Бейкер договорились о временном его применении с 15 июня 1990 г. путем обмена нотами, несмотря на то, что согласно статье 7 оно подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.
В мировой практике нет ни одного случая вступления в силу договора путем простого обмена нотами.
Через три дня после обмена нотами, 18 сентября 1990 г., Конгрессом США Соглашение было ратифицировано.
Советским Союзом Соглашение не было ратифицировано, до настоящего времени оно не ратифицировано и Российской Федерацией.
Этим Соглашением фактически было поделено открытое море, что повлекло утрату Российской Федерацией исключительного права на установление предельной границы континентального шельфа и использование его ресурсов.
По этому Соглашению американская сторона получила морские пространства, в 12 раз превышающие морские пространства, отошедшие к СССР, богатые не только водными биологическим ресурсами, но и включающие перспективные нефтегазовые месторождения.
Согласно отчету Счетной палаты Российской Федерации «О результатах проверки воздействия Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств, на рыбопромысловую отрасль России» (2002 год) только за период с 1991 по 2002 год потери России составили 1,6 - 1,9 млн. тонн рыбы, что эквивалентно 1,8 - 2,2 млрд. долларов США.
Линией предательства Шеварднадзе называют это Соглашение рыбаки, пограничники и простые дальневосточники.
В девяностых годах американские советники не только помогали разваливать и грабить страну, по-хозяйски вели себя американцы и в отошедшей к России морской экономической зоне на Дальнем Востоке.
В августе 1997 года американской береговой охраной был задержан траулер «Черняево» - зашел за линию Шеварднадзе на 11 метров. Чтобы вызволить его с Аляски колхозу «50 лет Октября» пришлось заплатить 150 тыс. долларов, оштрафован траулер «Стимул».
Чтобы уменьшить число споров о пересечении линии Шеварднадзе Госкомрыболовство приказом создал пятимильную буферную зону, сокращенную позже до трех миль.
3 августа 1999 г. уже в буферной зоне было задержано судно «Глиссар», 2 августа 2000 г. береговой охраной США был задержан траулер «Спитак», позже американские смотровые группы высаживались на траулеры «Механик Брызгалин», «Петропавловск», а 5 сентября 2002 г. задержанное судно «Вийтина» было отконвоировано в Датч Харбор.
В 1996 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин направил в Государственную Думу проект Федерального закона "О продлении до 30 июня 1996 года срока временного применения Российской Федерацией Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств от 1 июня 1990 года".
Государственной Думой (постановление от 7 февраля 1997 г. №1072-II ГД) данный проект закона был отклонен, Президенту Ельцину было рекомендовано поручить Министерству иностранных дел выполнить процедуры, предусмотренные пунктом 3 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", применительно к Соглашению. Однако выполнение данного постановления Б.Н. Ельциным было проигнорировано.
Вопрос о Соглашении рассматривался Государственной Думой в 1995 (дважды), 1997 и 2002 годах, однако оно до сих пор остается не ратифицированным Российской Федерацией и осуществляется в порядке временного применения.
Все это и послужило основанием для внесения в Государственную Думу проекта данного проекта постановления.