Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

В.И. Кашин: Нет хаосу в земельных отношениях!

Комментарий Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН Владимира Ивановича Кашина к проекту федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

В.И. Кашин
2014-04-29 22:34
Кашин Владимир Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Кашин
Владимир
Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Персональная страница

 

В Государственной Думе рассматривается проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Данный законопроект является одним из важнейших законопроектов в области земельных отношений и представляет собой, по сути, один из ключевых элементов земельной реформы.

Данный законопроект, в совокупности с законопроектом «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», коренным образом меняет Земельный кодекс, а, следовательно, и земельные отношения. При этом существенно трансформируются положения смежного законодательства, связанные, в частности, с имущественным оборотом природных ресурсов.

Целью рассматриваемой инициативы является упрощение порядка предоставления земельных участков, которое, по мнению разработчиков, будет способствовать развитию гражданского оборота земельных участков и значительному увеличению доходов соответствующих бюджетов.

Надо заметить, что любые глобальные изменения законодательства сразу вызывают неизбежные вопросы: чем они вызваны и для чего это необходимо?

В данном случае ответ очевиден – тот хаос, который царит сегодня в сфере земельных отношений, безусловно, нуждается в упорядочении. Причиной многих явлений в этой сфере традиционно принято считать несовершенство законодательства. Самое простое объяснение – никто не виноват, закон плохой.

Однако можно задать и другой вопрос: неужели действующий сегодня закон разрешает беспорядочную и зачастую незаконную застройку? Или нецелевое использование земель? Или, может быть, это закон предписывает чиновникам всячески препятствовать использованию земель добросовестными лицами, затягивая сроки рассмотрения и оформления соответствующей документации?

Совершенно очевидно, что корень беды не только в несовершенстве законов, но и в порочной правоприменительной практике.

В основе сегодняшней нездоровой ситуации, по нашему мнению, лежат отсутствие элементарного контроля и надзора в земельной сфере, а также изъяны системы управления земельными ресурсами, рассеянные по разным ведомствам. При этом каждое из них, по-видимому, имеет свою версию трактовки как земельного, так и гражданского законодательства.

Особенно больно эта ситуация бьет по нашим самым ценным землям, которые подлежат в соответствии с законом особой охране – землям сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, землям особо охраняемых территорий.

Вдумайтесь в эти цифры: с 1990 года посевные площади в России сократились на более чем 41 миллион га! Утрачено 91 млн. га пастбищных угодий. Усиливаются деградационные процессы: эрозия и опустынивание, закисление и заболачивание. Огромные площади земель закочкарены, почвы загрязняются тяжелыми металлами, радионуклидами. Валовый сбор зерна упал на 33 миллиона тонн, льна на 78 миллионов тонн, в 4 раза сократилась заготовка грубых и сочных кормов.

Результаты финансового контроля реализации государственных программ в сфере сельского хозяйства и рыболовства, в области природопользования и охраны окружающей среды свидетельствуют, что тенденция сокращения земель сельскохозяйственного назначения сохраняется.

По результатам проверки эффективности использования и законности распоряжения землями сельскохозяйственного назначения на территории, например, Московской области установлено, что с 1 января 2010 года по 1 января 2012 года площадь земель сельскохозяйственного назначения здесь сократилась на 72,3 тыс. гектаров (!). При этом условия для эффективного и целевого использования земель сельскохозяйственного назначения не созданы. Для производства сельскохозяйственной продукции используется чуть более 50% пашни.

К счастью, в последние два года ситуация, все-таки, меняется в лучшую сторону. Тем не менее, это не должно восприниматься, как возможность расслабиться, ослабить внимание к данным проблемам.

А сколько примеров произвольного «перекраивания» границ земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий ввиду того, что их границы не определены в достаточной степени точно и однозначно! Счетная палата Российской Федерации в своих отчетах по результатам контрольных мероприятий неоднократно указывала на необходимость обеспечения совместимости и сопоставимости данных государственного лесного реестра и государственного кадастра недвижимости, расхождения в сведениях которых относительно границ земель лесного фонда и лесных участков в их составе в настоящее время составляют сотни тысяч гектар. В отношении же значительного количества земель особо охраняемых природных территорий федерального значения и подавляющего большинства особо охраняемых природных территорий регионального значения вообще не осуществлялся кадастровый учет.

По мнению Комитета, никакие изменения земельных отношений не оправдывают ослабления правового режима земель, подлежащих особой охране, и не должны служить основанием для «амнистирования» многочисленных земельных правонарушений, связанных с использованием земель не по целевому назначению.

Вот чем надо было бы озаботиться при проведении земельной реформы. Вместо того, чтобы позаботиться об эффективности землепользования, мы, тем временем, все больше упрощаем доступ к земельным ресурсам.

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть вопрос о централизации функций управления земельными ресурсами в одном ведомстве, которое будет способным проводить единую политику и ставить единые приоритеты в поиске баланса между экономически эффективным и рациональным использованием земель, их охраной как ценнейшего природного ресурса.

Далее считаю необходимым заострить внимание на том, что реформы земельного законодательства имеют огромное влияние на лесные отношения.

К сожалению, при проведении земельной и градостроительной политики, реформировании законодательства, смежного с лесным, часто не учитывается специфика последнего.

Рассматриваемым законопроектом предлагается кардинально изменить один из «краеугольных камней» земельного и иного природоресурсного законодательства – понятие «земельный участок».

В соответствии с действующей редакцией статьи 11-1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Законопроектом предлагается статью 11-1 ЗК РФ изложить в новой редакции, согласно которой земельным участком является недвижимая вещь, представляющая собой часть земной поверхности и имеющая характеристики, позволяющие определить такую часть земной поверхности в качестве индивидуально определенной вещи.

Данное определение, по мнению Комитета, не вполне соответствует критериям ясности и определенности правовой нормы. Во-первых, действующее законодательство не дает ответа на вопрос, какие именно характеристики дают основания считать вещь индивидуально определенной.

Во-вторых, понятие недвижимой вещи (статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ) определяется, в свою очередь, через понятие земельного участка. Таким образом, базовые понятия гражданского и земельного законодательства будут определены путем взаимных ссылок, что противоречит правилам законодательной техники.

В-третьих, новое определение земельного участка нивелирует специфику лесного участка как разновидности земельного, т.к. нарушается логика взаимосвязи лесного и земельного законодательства.

Далее. Законопроект дополняет Земельный кодекс РФ новой главой V-1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», в которой объединяются нормы, регулирующие общие основания и порядок предоставления земельных участков на различных видах прав. При этом положения указанной главы не применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда.

Действительно, в настоящее время особенности аренды земельных участков в составе земель лесного фонда урегулированы Лесным кодексом. Однако авторами законопроекта не учитывается, что в соответствии с лесным законодательством леса располагаются не только на землях лесного фонда, но также на землях иных категорий (в частности, на землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности, а также населенных пунктов (городские леса). В этой связи на указанных землях также формируются лесничества и лесопарки, проводится лесоустройство, проектируются лесные участки.

Таким образом, положения проектируемой законопроектом главы V-1 не должны применяться к аренде лесных участков независимо от того, на землях какой категории они расположены.

Законопроект также дополняет Земельный кодекс новой главой, в соответствии с которой появляется возможность использования земель и земельных участков (в том числе и лесных), например, для целей проведения инженерных изысканий, ремонта линейных объектов; геологического изучения недр на основании разрешений органов государственной власти без предоставления соответствующих земельных участков и установления сервитута.

При этом необходимо отметить, что предусмотренная законопроектом возможность одностороннего прекращения действия таких разрешений уполномоченными органами государственной власти в случае предоставления земельных участков другим лицам недостаточно учитывает интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по соответствующим разрешениям. В этой связи, в целях соблюдения баланса интересов всех участников соответствующих правоотношений, Комитет видит необходимым дополнительное обсуждение и доработку представленных формулировок.

Что касается использования лесных земель на основании разрешений, то должен быть решен вопрос, допускаются ли в таких случаях рубки лесных насаждений и кому принадлежит полученная древесина. В принятой в первом чтении редакции законопроекта этот вопрос упущен.

Таким образом, Комитет считает целесообразным предусмотреть в Лесном кодексе отдельную статью, регулирующую использование лесов для целей инженерных изысканий.

Далее считаю необходимым отметить следующее.

В настоящее время образование любых лесных участков осуществляется путем подготовки лесоустроительной проектной документации. Законопроектом изменяются подходы к проектированию лесных участков и установлению местоположения их границ при предоставлении таких участков для целей:

- использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на праве безвозмездного пользования или в случае установления соответствующего сервитута;

- недропользования;

- строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений;

- строительства и эксплуатации линейных объектов;

- переработки древесины и иных лесных ресурсов.

В указанных случаях на соответствующие лесные участки распространяется вводимый законопроектом порядок образования земельных участков «путем подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории, а при отсутствии проекта межевания территории - схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности и земельным законодательством».

При этом не понятны критерии и логика формирования соответствующего перечня целей предоставления, т.к., исходя из требований лесного законодательства, часть из них предоставляется без торгов, а другая часть – только путем проведения торгов, часть предусматривает капитальное строительство, а часть такового не допускает.

Полагаем целесообразным исключить из законопроекта соответствующие изменения к статье 69 Лесного кодекса Российской Федерации.

Представляется крайне необоснованным и опасным с точки зрения возможных злоупотреблений в правоприменительной практике дополнение перечня делегируемых органам государственной власти субъектов РФ полномочий в области лесных отношений на землях лесного фонда «иными полномочиями, осуществляемыми в соответствии с законодательством собственником лесного участка».

По сути, проектируемая норма предусматривает возможность любого распоряжения такими лесными участками, включая перевод земель или земельных участков из одной категории в другую. В настоящее время соответствующие решения может принимать только Правительство РФ. Принятие данного изменения дает субъектам РФ возможность осуществлять отчуждение земельных участков из состава земель лесного фонда после перевода этих участков в земли иных категорий. Данное изменение может привести к значительному сокращению площади лесного фонда, застройке бывших лесных земель, и как следствие, ухудшению экологической обстановки, особенно в регионах с высокой плотностью населения.

Предлагаем соответствующее положение законопроекта также исключить.

В заключение отмечу, что Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии поддержал принятие законопроекта в первом чтении при условии существенной доработки законопроекта ко второму чтению. Однако без смены парадигмы земельной реформы от градостроительной направленности к осознанию, прежде всего, экологической ценности земель, повышения качества управления земельными ресурсами и создания эффективного механизма земельного контроля нам не изменить ситуации никакими, даже самыми проработанными законами. Хаоса в земельных отношениях мы допустить не должны!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.