В.С. Шурчанов: «Присоединение Крыма к России могло бы затянуться, если бы в 2001 году Госдума не приняла соответствующий законопроект депутатов-коммунистов»
Итак, свершилось: Крым и Севастополь воссоединились с Россией и на законных основаниях приобрели статус полноправных субъектов Российской Федерации.
Радуясь и ликуя по этому поводу, стоит сказать о правовом аспекте, который позволил быстро и чётко реализовать процесс этого исторического воссоединения. Дело в том, что все юридические процедуры, начиная с подписания межгосударственного договора между Россией, Крымом и Севастополем, проверки Конституционным судом РФ его соответствия Конституции России и завершая ратификацией договора и принятием обеими палатами российского парламента федерального конституционного закона и подписанием их президентом России, — все эти этапы были скрупулёзно, до мельчайших деталей, определены в действующем Федеральном конституционном законе от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации».
Его авторами-разработчиками были депутаты фракции КПРФ в Государственной думе II созыва Л.А. Иванченко и А.И. Лукьянов, возглавлявшие в то время профильные думские комитеты по делам Федерации и региональной политике, и по законодательству и судебно-правовой реформе. Именно они, совместно с двумя депутатами — заместителями председателя Государственной думы М.С. Гуцериевым (фракция ЛДПР) и М.З. Юрьевым (фракция «Яблоко»), 17 июня 1997 года в качестве законодательной инициативы внесли проект федерального закона. Его судьба была сложной: пролежав «под сукном» без движения более двух с половиной лет, он был принят в первом чтении только 1 декабря 1999 года. Основная же работа была продолжена уже депутатами Госдумы III созыва.
К законопроекту, принятому в первом чтении, было представлено более 100 поправок. Их авторами в первую очередь были сами разработчики законопроекта — депутаты Л.А. Иванченко и А.И. Лукьянов, а также члены Комитета по делам Федерации и региональной политике Ю.М. Конев, М.Е. Бугера. Представили свои поправки законодательные собрания Республик Бурятии и Татарстана, Белгородской, Костромской, Курской, Московской, Пензенской, Тверской и Тульской областей.
Законопроект был принят в третьем чтении 28 июня 2001 года, но 20 июля того же года Совет Федерации его отклонил. Решениями обеих палат парламента была создана согласительная комиссия, которую возглавили сопредседатели: В.Е. Вишняков — заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике и Л.А. Иванченко — председатель думского Комитета по делам Федерации и региональной политике. Напряжённая работа комиссии в течение четырёх месяцев увенчалась успехом: удалось согласовать позиции по 20 пунктам разногласий, первоначально послуживших мотивом отклонения. Дума приняла закон в редакции согласительной комиссии 30 ноября 2001 года, а 17 декабря того же года закон был подписан президентом.
Более четырёх с половиной лет продолжалась законотворческая деятельность по доработке и принятию федерального конституционного закона, который сегодня оказался судьбоносным. А ведь, помнится, некоторые скептики говорили тогда: «Ну и зачем нужен этот закон о принятии в состав России нового субъекта? Он, может быть, никогда и не пригодится на практике». А вот, глядишь ты, документ оказался востребованным спустя десятилетие со дня принятия. И вовсе не исключено, что он будет востребован ещё не раз.