Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

С.И. Штогрин на пленарном заседании Госдумы объяснил министру финансов, почему КПРФ голосует против закона об исполнении бюджета

18 сентября на пленарном заседании Госдумы при обсуждении доклада министра финансов РФ выступил депутат фракции КПРФ С.И. Штогрин.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме

18 Сентября 2013, 14:51

- Уважаемый Антон Германович, уважаемый Сергей Вадимович, уважаемые коллеги! Справедливости ради надо сказать, что, действительно, из года в год совершенствуется система рассмотрения отчёта правительства об исполнении бюджета. И даже реализовано моё предложение, которое я высказывал несколько лет назад, о том, что сначала надо исполнение бюджета рассмотреть предыдущего года, а потом рассматривать уже следующий год, что мы уже несколько лет подряд делаем. И в этом деле я солидарен с Макаровым Андреем Михайловичем, что материалов достаточно, очень обширные, подробные.

В этой части есть необходимость выразить признательность, наверное, ещё одной палате и Минфину. А я бы сказал самые добрые слова в адрес аппарата Комитета по бюджету и налогам, в котором всё "прокачали" в короткие сроки и дали нам, депутатам, членам комитета по бюджету хорошие материалы.

Не могу только согласиться с одним, Андрей Михайлович, что мы, когда бюджет рассматриваем, только о голоде говорим - Компартия Российской Федерации. Мы говорим не о голоде, а о том, что страна находится на пороге продовольственной безопасности, и что те меры, которые заложены в помощи сельскому хозяйству и поддержке в федеральном бюджете, они крохотные. По 2012 году почти 50 процентов всех средств, которые шли на сельское хозяйство, на поддержку, шли через компенсацию процентных ставок по кредитам в коммерческих банках. А всё остальное: плодородие, и прочее, и прочее, и так далее - копейки. Поэтому вот в этой части, наверное, надо всё-таки пересматривать позиции, когда будем рассматривать бюджеты 2014 года.

И соглашусь с Антоном Германовичем в чём? Что в прошлом году правительство исполняло бюджет в очень сложной ситуации. Это и стагнация экономики в развивающихся, наших развитых странах, и снижение темпов в Китае, и волотильность рубля, нестабильность цен на мировых не валютных, а товарных биржах, и так далее. Поэтому, на наш взгляд, правительство должно было принимать адекватные, складывающиеся из ситуации меры. Однако этого не произошло, поэтому мы и инициировали, фракция "Компартия Российской Федерации", вопрос об отставке правительства и изложили 10 причин, почему мы это делаем, в том числе там есть вопросы, связанные и с бюджетной политикой Правительства Российской Федерации. Я не буду на них останавливаться, они общеизвестны, размещены и в сети Интернет, и в "Правде" печатались.

А если говорить вот об исполнении бюджета, я хотел бы остановиться за неимением времени всего на двух вопросах.

Первое. Это межбюджетные отношения. Дело в чём? Что ежегодно сокращается доля расхода федерального бюджета на помощь субъектам Федерации. Приведу пример.

Если в 2009 году это было 15,3 процента, в 2010-ом - 13,6, в 2011-ом -13,4, в прошлом году уже 11,2. Естественно, субъекты Федерации попадают в очень тяжёлую ситуацию.

Если в 2011 году 57 регионов закончили бюджет с дефицитом, в прошлом году 67. Дефицит у них уже 354 миллиарда, а был 287.

При этом принимается решение, продавливается, к тем проблемам, которые были по исполнению бюджета старые, застарелые, это сложности с перечислением субсидий. На плодородие почв субсидия в прошлом году была выделена аж в декабре месяце. Что там можно облагородить в декабре месяце?

В прошлом году, субъектам Федерации в декабре перечислили 242 миллиарда рублей. Они остались не использованы на остатках, на субъектах Федерации. В январе - 65 вернули назад. Это, что, дали детям игрушку, поигрались, отобрали назад? Для чего это делается? Видимо и создаётся забота о бюджетах субъектов Федерации, поэтому в корне эту позицию надо пересматривать.

Я не согласен с чем, Антон Германович. Что за счёт имущественных налогов можно проблему решить. Приведу один пример.

В понедельник получил жалобу одного пенсионера из Московской области. Ему налог на землю увеличили в 4 раза. Было 2 тысячи 200, а принесли квитанцию на 9 с лишним. Кадастровую стоимость увеличили в 4 с лишним раза. Он что, должен пенсию целую месячную отдать за налог на землю?

И что получается, Андрей Михайлович, мы с вами нормально наработали. Все нормы налогов у нас в кодексе, а самое главное, налоговая база, она в руках исполнительной власти.

Так я боюсь, чтобы не поучилась у нас с налогом на недвижимость такая же штука, как с налогом на землю. Когда мы здесь будем шуметь, кричать, а там за нашей спиной так увеличат кадастровую стоимость, что люди просто-напросто на улицу выйдут.

И ещё одна вещь, о которой я сегодня хотел сказать. Летом велась дискуссия о том, что надо бы в целях экономии бюджетных средств отказаться от материнского капитала. Я думаю, что не там деньги вы ищете. Надо закончить расталкивать деньги по разным загашникам. Один пример. Фонд прямых инвестиций, за два года закачали 124 миллиарда, использовали за эти годы: 10,62 миллиарда находятся на текущем счёте Внешэкономбанка, 52 - на счёте ООО "Управляющая компания РФПИ". Это что же государственный подход к использованию денег? Если у нас проблемы с деньгами, так давайте мы ими всё-таки станем распоряжаться по государственному.

Что касается субсидий, ещё раз хочу обратить внимание. Антон Германович, в стране какая-то сложилась очень громоздкая неповоротливая система принятия решений. В июне месяце задаю замминистра экономического развития вопрос: сколько получил субсидий на развитие малого бизнеса Хабаровский край? Нисколько. Почему? А до сих пор соглашение не заключили. Это что каждый год надо новые соглашения, новые бумаги? Сколько денег направили субъектам Федерации в середине года на жильё для помощи детям сиротам? Нисколько, ещё не посчитали. Ну нельзя же так строить работу. Я говорил, что может быть тогда нам финансовый год начинать не с первого января, а с 1 октября, чтобы подготовились к новому году, все нормативные акты издали, подзаконные и так далее? Хотя с этим стало лучше. Но, в конце концов, надо, чтобы деньги ритмично поступали в субъекты Федерации, а не в конце года.

И поскольку у меня осталась 31 секунда, я хотел ответить на вопрос, который вчера Сергей Вадимович задал нам на комитете. Почему оппозиционные фракции голосуют против закона об исполнении бюджета? Дело в том, что в отличие от Счётной палаты Государственная Дума -  представительный и законодательный федеральный орган. Мы даём политическую оценку действиям правительства за прошедший год по исполнению бюджета. И такая наша политическая оценка...

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.