Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Ж.И. Алферов: «Нам нужен закон о развитии науки и технологий, а не реструктурирование РАН»

11сентября на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил лауреат Нобелевской премии, депутат Ж.И. Алферов.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2013-09-11 14:25 (обновление: 2013-09-18 15:14)
Алферов Жорес Иванович
Алферов
Жорес
Иванович
Персональная страница

- Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич! Глубокоуважаемые депутаты!

С утра я обрадовался, когда услышал, что американский президент Обама откликнулся на предложение России по решению Сирийского конфликта. Я полагаю, что это связано еще и с тем, что у нас высокопрофессиональный министр иностранных дел.

Но сегодня свою речь я посвящу закону о науке. Я выступал уже достаточно много и цитировал много по этому вопросу.

И хочу выступление своё снова начать с цитаты великого учёного и гражданина Фредерика Жолио-Кюри, которую он сказал в своей юбилейной лекции 5 мая 1950 года. Он сказал такие слова: "Наука необходима для страны. Каждая держава завоёвывает свою независимость тем, что нового своего приносит она в общую сокровищницу цивилизации. Если этого не происходит, она подвергается колонизации".

Сегодня, с моей точки зрения, тот проект закона, который предложен в Думе, и за который, к сожалению, большинство депутатов проголосовало, наносит непоправимый ущерб стране, её будущему и нашей науке.

Вы прекрасно понимаете, что цивилизация определяется развитием науки. И когда мы сегодня говорим о постиндустриальном обществе, о постиндустриальных технологиях, это, прежде всего, развитие исследований и научных работ в этой области, в том числе моих собственных.

Финансирование науки, опытно-конструкторских разработок и научно-исследовательских работ в России составляет 1/17 от аналогичных расходов Соединённых Штатов Америки. 1/12 от аналогичных расходов Европейского союза, 1/7 от расходов Японии и Китая. За последние четыре года на Российскую академию наук в связи с этим законом идёт большой накат.

У неё много недостатков. И я, выступая здесь же, говорил о том, что нам нужны изменения в академии. Финансирование РАН упало за последние четыре года вдвое.

Всё финансирование Российской академии наук составляет 2 миллиарда долларов. Это финансирование хорошего американского университета.

Я всегда подчёркивал, что главная проблема российской науки - это невостребованность наших научных результатов экономикой и обществом. Главная задача страны - возрождение высокотехнологичных отраслей экономики и в этом мы полностью с Президентом России, мы вместе должны решать эту задачу. Владимир Владимирович поставил задачу создать к 2020 году 25 миллионов рабочих мест в области высокотехнологичной экономики. Это наша задача. Это задача не только для бизнеса. Это задача для науки и образования. Мы должны всё это делать сейчас по-новому.

И вместо этого вносится этот закон. Простите, нам нужны совершенные другие законы. Нам нужен закон о развитии науки и технологий.

За эти 25 лет под словом "реформа" обычно принято понимать слово "развал". Нам нужно развитие.

Да, действительно, Академия наук занималась, жила философией выживания, это наш дефект и виновато в этом руководство, и я, как вице-президент, виноват, и президент, Юрий Сергеевич Осипов. Сегодня нам нужно развитие науки. А для этого нужен и соответствующий закон и самое главное - нужны конкретные задачи, а не эти рассуждения о том, как менять структуру.

Ваш покорный слуга пришёл работать в Академию наук в январе 1953 года. В это время у нас еще не было полупроводниковой современной электроники. Я своими руками делал первый транзистор на ПМ-переходах. Но была поставлена задача, и её решали и академические, и отраслевые институты. И мы тогда не задумывались о реформах. Мы делали дело. И на самом деле дело заставляет, вообще говоря, проводить реформы. Дело вызывает настоящую молодёжь к работе, молодые люди выдвигаются в этом случае. И это нужно делать.

Для меня один из самых "чёрных" дней в моей жизни 27 июня, когда был внесён этот закон. Я узнал об этом в Берлине, мне позвонил Андрей Александрович Фурсенко. Я, вообще, Андрея Александровича Фурсенко в своё время выдвинул своим заместителем в Физико-техническом институте. Я эту семью знаю много-много лет. Было время, когда академик Фурсенко был моим замом в ленинградском научном центре, а сын его был замом в Физико-техническом институте,

Когда он уходил на эту дорогу, я ему говорил: Андрей, тебе ещё года три, четыре, пять поработать у меня замом, чтобы ты потом стал нормальным министром.

Так вот, он мне звонит в Берлин и говорит, что вносится этот закон, и ваши все предложения приняты. Я ему раньше писал предложения, я ведь всё время думаю о развитии науки в стране. Он спрашивает, поддержите Жорес Ивановича? Я ему отвечаю: «Я кардиостимулятор буду ставить, но, если все предложения приняты, конечно, поддержу». А когда я узнал, что там написано, я, конечно, выступил против этого закона.

Потому что нам нужно развивать науку. А такое реструктурирование РАН нам не нужно.

Я могу вам зачитать выдержки из письма нобелевских лауреатов Владимиру Владимировичу Путину, которое было ему направлено 22 августа:

"Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, до нашего сведения дошло, что Дума Российской Федерации может принять закон, который трансформирует структуру научно-исследовательской деятельности в России, упраздняя проверенную временем российскую модель ради введения западной. Мы обеспокоены этим предложением по четырём причинам.

Во-первых, неочевидно, что западная модель лучше подходит для России". Это пишут пять американских, один израильский, один французский нобелевские лауреаты.

"Во-вторых, поскольку резкие радикальные изменения могут подорвать научное сообщество в России до того, как будет установлен новый порядок.

В-третьих, потому что любые изменения должны осуществляться при участии самих учёных, которые лучше знают, какие изменения необходимы и которые окажут поддержку, если будут частью этого процесса.

В-четвёртых, потому что наука является международной. И российские учёные - очень важные члены самого широкого международного сообщества".

Дальше они пишут: "Со времени своего основания Петром I РАН выросла до организации мирового уровня в сфере научных исследований и разработок. Исследования космоса и полупроводниковая революция вошли в число важных достижений благодаря научным исследованиям РАН. 18 лауреатов Нобелевской премии имеют отношение к РАН.

До резкого сокращения финансирования, 20 лет назад институты РАН конкурировали с западными институтами.

РАН всё ещё может служить основой для научных исследований и разработок в России вместе с вузами, и по мере того, как вузы укрепят свою систему научно-исследовательской работы.

Однако мы хотим подчеркнуть важность поэтапного реформирования. Каждое изменение должно добавлять ценность системе, не нанося ей вреда, только постепенные изменения имеют вероятность быть полезными. Надеемся, что вы примите во внимание эти опасения и предпримите действие, чтобы спасти российскую науку, не подвергая её риску уничтожения.

Будущее Российской Федерации и людей во всём мире зависит от вашего решения". Так пишут Нобелевские лауреаты Владимиру Владимировичу.

Предложенный закон противоречит 72-й статье Конституции. Он, безусловно, должен приниматься с учётом мнения субъектов Федерации, потому что он затрагивает общие проблемы развития науки, он противоречит указу президента от 7 мая.

Объединение трёх академий наук не нужно. Агентство, которое забирает научные институты от нас – такого больше нет нигде, простите, мы любим ссылаться на западные цивилизации и прочее.

Общество Макса Планка имеет в собственности все институты. Мы в оперативном управлении и мы должны их иметь. Да, и в академии есть нарушения, конечно, но это не означает, что нужно принимать такой закон.

И в завершение прочту стихи Александра Городницкого. Все вы его знаете, он сотрудник академии наук нашего отделения института океанологии в Петербурге. Я их прочту:

"На дворе у нас ненастье,

Очевидно всем вокруг —

Разогнать решили власти

Академию наук,

Сдать министрам на поруки.

Только что-то не пойму:

Если нет в стране науки,

Защищать ее — кому?

 

Обещаньям верить бросьте,

Нам сейчас не до легенд:

Бюрократам в горле костью

Стал опять интеллигент.

Не дадим в чужие руки

Нашей будущей судьбы!

Если нет в стране науки,

В ней командуют жлобы.

 

Нам сдаваться не пристало,

Эта участь не для нас —

Стать Московией отсталой,

Продавая нефть и газ.

Не простят нам наши внуки

Замолчания вины:     

Если нет в стране науки,

Значит, нету и страны".

(Аплодисменты).

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.