О.Н. Смолин: Мы много говорим о «паленой» водке. Но «паленое» образование стократ опаснее
17 апреля на заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат О.Н. Смолин.
Олег
Николаевич
- Уважаемые коллеги!
Два дня назад мир отметил очередную годовщину со дня рождения Леонардо да Винчи – одного из титанов человеческого духа. Сегодня у нас отчет Правительства. Сразу два повода поговорить об интеллектуальном и духовном состоянии нашей страны, которое во многом зависит от образовательной политики.
Начнем с того, что новый Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» вступает в силу еще только с 1 сентября 2013 г., однако свою тень вперед уже отбрасывает.
Напомню: согласно данным компьютерного поиска, закон, за который проголосовало большинство Государственной Думы в лице фракций «Единая Россия» и ЛДПР, содержит 179 норм отсылочного характера, в т.ч. 44 нормы чисто бланкетные (т.е. такие, которые предоставляют государственным органам и должностным лицам право самостоятельно устанавливать нормы регулирования, включая запреты).
По заявлению Министерства образования и науки, предстоит принять более пятидесяти подзаконных актов. Другими словами, о содержании закона мы сможет по-настоящему судить лишь тогда, когда эти акты заработают. Закон же большей частью принимался «втемную». Впрочем, кое-что мы знаем уже сейчас.
29 декабря прошлого года Президент России этот закон подписал, а 30 декабря Распоряжением Правительства РФ № 2620-р был утвержден документ под названием «План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки". Как и в случае мониторинга вузов, все делается во имя эффективности!
Поскольку в Правительстве любят выражаться на американский манер, называть планы «дорожными картами», таких «карт» в современной России множество, а составляют их то ли «картографы», то ли «картежники», причем всегда за большие деньги.
Распоряжением Правительства от 30 декабря 2012 г. в основном завершено формирование стратегии образовательной политики, состоящей из трех документов.
Первый по статусу документ - новый Федеральный закон, смысл которого состоит в том, чтобы передать все полномочия Парламента исполнительной власти. Не раз говорил, что содержание закона можно было изложить в двух статьях:
Статья 1. Президент, Правительство и уполномоченные Министерства могут все.
Статья 2. Кто не понял, смотри статью 1.
Второй документ – Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы. В нем главным образом прописаны цели и задачи образовательной политики.
Напомню то, о чем говорил в этом зале министру образования и науки: документ выполнен крайне небрежно; его «писатели» явно посчитали ниже своего достоинства быть вместе с тем и «читателями».
Цитирую фрагменты, расположенные на соседних страницах:
«… приоритетом государственной политики на данном этапе развития образования является обеспечение доступности дошкольного образования. Другим системным приоритетом является повышение качества результатов образования на разных уровнях.
[…]
… вторым системным приоритетом Государственной программы становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека».
Как видим, авторы сделали одновременно открытия в филологии и математике, поместив между «приоритетом» и «вторым приоритетом» еще и «другой». Леонардо до такого явно бы не додумался.
Впрочем, пока речь идет о перечислении целей и задач, у образования есть надежды на выживание. Иная ситуация, когда дело доходит до конкретных мер и ожидаемых результатов.
Обратимся же к третьему документу, который определяет стратегию образовательной политики и именуется «дорожной картой». Вот лишь некоторые его фрагменты.
Все мы помним: человека создал труд. Но труд механический и беспросветный способен превратить человека – нет, не в обезьяну – в лошадь. Понятно, для творческой отдачи современного работника это смерти подобно. Но именно эта идеология заложена авторами «дорожной карты» в отношении одной из самых творческих профессий – педагогической. Судите сами.
Начнем с «дошколки». С 2012 по 2018 год «гадатели на карте» обещают нам увеличение числа детей дошкольного возраста (от 1,5 до 6,5 лет) примерно на 420 тыс. человек (с 9 млн 784 тыс. до 10 млн 205 тыс.) и рост, как они изящно выражаются, «охвата» этих детей программами дошкольного образования почти на 10% (с 57,9% до 67,1%). Понятно, что подобные прогнозы с точностью до десятой процента сбываются не чаще, чем у синоптика, который, как сапер, ошибается один раз, но каждый день.
Однако главное в другом: число воспитанников на одного педагогического работника за это время предлагается увеличить более чем на 10% (с 8,7 в 2012 г. до 9,8 в 2018 г.). Поскольку дистанционным способом воспитать дошкольника невозможно, речь идет либо об укрупнении групп, либо о закрытии небольших детских садов. То и другое мы уже проходили.
С одной стороны, когда Роспотребнадзор уменьшил норматив площади детского сада на одного дошкольника до 2,5 кв. метров, родители грустно шутили: на кладбище и то больше! Для сравнения: на одного студента государство требует от вузов, где электронное обучение и дистанционные технологии возможны и необходимы, 11, а по печально знаменитому мониторингу – 13 кв. метров.
С другой стороны, небольшие детские сады с низким числом детей на одного воспитателя находятся в основном в сельской местности. В России уже введены школьные автобусы, причем неудачно. По-видимому, любители «карт» предложат нам теперь и автобус дошкольный!
А теперь о школе. «Дорожная карта» обещает нам увеличение числа школьников в 2012-2018 гг. примерно на полтора миллиона (с 13 362 тыс. до 14 805 тыс.). При этом число учеников в расчете на одного учителя должно увеличиться с 10,9 до 13. В переводе на русский язык это означает, что власть собирается уволить более 90 тыс. учителей, а нагрузку оставшихся увеличить почти на 20%.
Напомню: согласно исследованиям советского периода, при нагрузке 18 уроков (т.е. на одну ставку) учитель истории и обществознания за счет подготовки и классного руководства имел рабочую неделю под 45 часов, а учитель литературы – далеко за 50.
Напомню: в настоящее время средняя нагрузка российского учителя – 26 уроков в неделю, т.е. полторы ставки. После реализации «карты» она составит 31-32 часа.
Молодым парнем мне доводилось вести в вечерней школе 27 часов. Скажу вам прямо: это не очень легко. В настоящее время, как и тогда, 80% всех школьных учителей – женщины, причем, как мягко говорят, «возрастные». Как они будут справляться с такой нагрузкой, «знает только ночь глубокая» да составители карты.
Напомню, что Василий Сухомлинский утверждал: для того, чтобы дать ученику искорку знаний, учитель доложен впитать море света. Если учителя загонят в положение «ломовой лошади», ученику он не сможет дать ничего. Эмоциональное выгорание и дальнейшее падение качества образования неизбежны.
Совершенно очевидно: меньше детей в расчете на одного учителя приходится в школах небольших, особенно сельских. Так называемое подушевое финансирование (или, на учительском сленге, подушная подать) вместе с так называемым эффективным контрактом, который народный фольклор именует «дефективным», и без того приводят к укрупнению классов и учебных заведений. По официальным данным, с 1990 г. по 2011 г. закрыто 20300 школ. В свое время мы приветствовали заявление министра Дмитрия Ливанова о том, что этот процесс пора остановить. Но после принятия карты нет сомнений: сельскую школу намерены добивать. Вопрос лишь в количестве и сроках.
В отношении среднего образования авторы «дорожной карты» осчастливили нас еще одним «шедевром». Цитирую целевой показатель:
«Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на один предмет) в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена:
2013 – 1,82
2014 – 1,74
2015 – 1,7
2016 – 1,66
2017 – 1,62
2018 – 1,58».
Уважаемые коллеги! Неужели в этом зале есть кто-то, кто верит, что эти показатели можно рассчитать научно, а не знаменитым методом «пол – потолок – палец»?
Или кто-то не понимает, что добиться сокращения разрыва показателей ЕГЭ можно не только путем их улучшения в слабых школах, но и путем ухудшения в школах лучших? Результаты понизятся, а «дорожная карта» будет исполнена!
Вообще-то и прежде в кулуарах Министерства образования и науки ЕГЭ именовали «безобразием из трех букв». Теперь это стало безобразием в квадрате, поскольку снабжено псевдоматематическим аппаратом.
Знакомые математики, член-коры с академиками, отнеслись к этому великому научному открытию по-разному. Люди серьезные допускали выражения на грани нарушения закона о русском языке как государственном. Люди с богатым чувством юмора веселились, как на концертах Михаила Задорнова. Все сходились в одном: «картописатели» заслуживают международной премии – но только не Нобелевской, а Шнобелевской!
Надеюсь, члены Правительства, когда утверждали «карту», все эти замечательные письмена не читали. Не могу поверить, что в Правительстве у нас находятся глупые люди. Но тогда остается вариант Жванецкого:
- Будет ли так поступать нормальный человек?
- Нормальный не будет, а умный будет…
Жаль, не вышел возрастом. А то, как герой андерсеновской сказки позволил бы себе сказать: «А король-то голый»!..
Чуть добрее «гадатели на карте» отнеслись к системе профподготовки и профессионального образования. Количество учащихся и студентов предполагается сократить там почти на 850 тыс. человек (с 2 млн 696 тыс. в 2012 г. до 1 млн 864 тыс. в 2018 г.). Но их численность в расчете на одного педагога или мастера производственного обучения вырастет не так сильно: с 12,7 до 13,5, т.е. примерно на 6,5%.
В последнее время даже Российский союз промышленников и предпринимателей и экономисты, далекие от левых взглядов, утверждают: без реиндустриализации будущее России – во мгле. Однако «дорожная карта» обеспечивает продолжение противоположного курса – на деиндустриализацию.
Однако наиболее ярко антисоциальный характер образовательной политики виден в той части «карты», которая посвящена высшему образованию. Его планируется свернуть весьма радикальным образом. С 2012 по 2018 гг. количество студентов должно сократиться почти на полтора миллиона: с 6 млн 490 тыс. до 5 млн 145 тыс. При этом их число в расчете на одного преподавателя намерены увеличить с 9,4 до 12. Расчеты экспертов показывают: в результате численность вузовских педагогов сократится почти на половину (на 44%), а их нагрузка вырастет почти на треть (на 28%). Какие тут научные исследования, публикации в международных журналах, индивидуальная работа со студентами! Герой новой системы высшего образования в России – это профессор с высунутым языком!
Правда, зарплату тем, кто не убежит с этой бессмысленной каторги, собираются увеличить вдвое. Теперь понятно, за счет чего. Против этих замыслов Тейлор с его потогонной системой выглядит почти христианским святым!
Кстати, не для того ли предлагается ликвидировать Российскую академию наук, чтобы академиков с член-корами вместо творческой работы заставить участвовать в этой бессмысленной скачке?
Вообще-то обычно власть гордится созданием новых рабочих мест. Владимир Путин обещал, что к 2018 году в России таких высокотехнологичных, высокооплачиваемых мест появится 25 млн. Рабочие места профессоров, учителей и иных педагогов – что ни на есть высокотехнологичные. Спрашивается, почему их сокращают? Неужели не ясно, что это приведет к дальнейшему падению человеческого потенциала страны?
Образовательная политика, которая выражена «дорожной картой», новыми школьными стандартами, мониторингами вузов и прочими, извините за выражение, инновациями, давно и прочно вошла в народный фольклор. Вот вам очередная версия.
После вступления в силу новых образовательных стандартов для старшей школы два выпускника посмотрели фильм «Ноев ковчег» и выходят из кино. Один спрашивает другого:
- Слушай, в какой книге про это можно прочитать?
Если кто-то думает, что это пасквиль на нашу действительность, пусть посмотрит в Youtube запись опроса, показанного в ноябре прошлого года в «Вестях-24». Приведу фрагмент:
Студентка педагогического университета, выпускной курс филфака, специальность — учитель русского языка и литературы.
— «У Лукоморья дуб зеленый...». Вы помните, из какого это произведения?
— Не «Три богатыря»?
— «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»?
— Я тоже не знаю, откуда это. Ну, я знаю, что это, но в общем — нет.
— «Любви все возрасты покорны»?
— Лермонтов. Нет?
— «Не хочу учиться, а хочу жениться»?
— Я забыла название этого произведения.
Студентка другого педагогического госуниверситета, пятый курс, специальность — филолог, учитель литературы.
— С кем стрелялся Пушкин?
— С Дантесом.
— А Лермонтов?
— Не помню.
— «Не хочу учиться, а хочу жениться»?
— Тоже не знаю.
— «Безумству храбрых поем мы славу»?
— И этого не знаю.
Там же можно посмотреть на нашу первую красавицу, которая хочет сделать людей счастливее. И это прекрасно. Но при этом не знает, вращается ли Земля вокруг Солнца или наоборот. Неужели и правда, как на недавней международной выставке в Китае, символом России становится Незнайка?
Кстати, в Youtube можно посмотреть и запись выступления одного из наших депутатов из правящей фракции, который в начале года утверждал, что более половины депутатов Государственной Думы являются агентами иностранного влияния, а в марте доказывал, что российская образовательная политика проводится в интересах иностранных государств и во вред национальному суверенитету.
Я читал результаты социологического опроса в США, где треть американцев верят, что мир управляется группой заговорщиков, а 4% не сомневаются, что нами правят инопланетяне. Но хотел бы задать уважаемому депутату только один вопрос: почему он вместе со своей фракцией голосует за те самые законы и ту самую образовательную политику, которые считает выражением влияния мировой закулисы? Быть может, ему для начала перейти в одну из фракций оппозиции?
Убежден: здесь, в этом зале, депутата с совестью и чувством ответственности никто не может заставить голосовать против будущего своей страны. И если бы в октябре Государственная Дума приняла проект Федерального закона «О народном образовании», на всех разговорах о заговорах и иностранном влиянии в образовательной политике можно было бы смело поставить крест. Но и сейчас еще не поздно.
Мы решительно требуем:
1) отменить «дорожную карту» от 30 декабря 2012 г.;
2) обнародовать имена «картежников» и вернуть в бюджет потраченные деньги.
Кроме того, сегодня группа депутатов фракции КПРФ внесла очередной законопроект, который предлагает решение вопроса о содержании школьного образования, т.е. главного вопроса образовательной политики: чему учить наших детей. Мы предлагаем:
1) вернуть содержание образования в школьные стандарты. Бессодержательный стандарт бессмыслен;
2) разработку стандарта проводить с обязательным участием Российской академии наук, Российской академии образования, профессиональных и общественных объединений, действующих в сфере образования;
3) прямо в законе перечислить набор обязательных предметов, так называемый золотой стандарт, без освоения которого ребенок не может получить аттестат зрелости;
4) Федеральные образовательные стандарты для школы утверждать законом.
Напомню еще раз: сейчас законом утверждаются технические регламенты, в т.ч. по бензину, молоку и спирту. Мы много говорим о «паленой» водке. Но «паленое» образование стократ опаснее.
Призываем депутатов всех фракций поддержать наш очередной законопроект. И тогда будущим поколениям не придется повторять пророческие слова Аркадия Райкина: ученье – свет, да неученых тьма!..