Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

В.Г. Поздняков: Мы обязаны принять комплекс законодательных мер по защите священного Байкала

8 апреля в Госдуме депутат фракции КПРФ В.Г. Поздняков выступил в защиту озера Байкал на заседании круглого стола. Тема круглого стола: «Гармонизация законодательства об охране озера Байкал в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономического развития Байкальской природной территории на 2012-2020 годы». Организатор круглого стола – Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии ГД, возглавляемый заместителем Председателя ЦК КПРФ, Академиком РАСХН В.И. Кашиным.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2013-04-08 18:07 (обновление: 2013-04-12 20:05)
Поздняков Владимир Георгиевич
Поздняков
Владимир
Георгиевич
Персональная страница

- Уважаемые товарищи! Коллеги!

Вечную память для потомков оставил о себе академик Галазий Григорий Иванович, который приложил максимум усилий для подготовки и принятия закона по охране озера Байкал.

Позволю себе напомнить Вам, что озеро Байкал с декабря 1996 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. При включении в список Всемирного наследия Комитет ЮНЕСКО поставил перед российской стороной пять условий:

1. Принятие Федерального закона «Об охране озера Байкал» (принят 1 мая 1999 года № 94-ФЗ).

2. Перепрофилирование Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, как основной источник загрязнения озера.

3. Сокращение загрязнения реки Селенги.

4. Предоставление большего объема ресурсов для управления заповедниками и национальными парками, примыкающими к Байкалу.

5. Поддержка исследовательских мониторинговых работ на озере.

Каково же положение дел сегодня? Остановлюсь на нескольких проблемах. 

После принятия 1 мая 1999 года ФЗ «Об охране озера Байкал» в него внесено более 50 поправок и изменений, а также подзаконных актов, которые в большинстве своем не улучшают положение дел. Наверное, они также принимались в целях «гармонизации» законодательства.

Перепрофилирование Байкальского ЦБК не сделано, а различного рода решения о закрытии комбината, о прекращении сброса сточных вод и отходов не выполняются. Более того, в 2012 году объем сброса достиг показателей 2007 года - тогда Комбинат работал на полную мощность и объем сбросов составил более 10% от общих объемов сбросов сточных вод в целом по Байкальской природной территории (из доклада Минприроды по охране озера Байкал).

Деятельность БЦБК противоправна и экологически недопустима. Байкальский ЦБК, по данным ежегодных докладов Министерства природных ресурсов РФ «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране, является одним из основных источников загрязнения озера Байкал, единственным промышленным предприятием, сбрасывающим сточные воды непосредственно в озеро Байкал, а по объему сточных вод дает более 95% от объема всех сбросов и сточных вод, поступающих в озеро Байкал в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

В Федеральной целевой программе, обсуждаемой сегодня, планируется сокращение объемов сбросов загрязняющих веществ и сточных вод в целом по Байкальской природной территории (более 50 хозяйственных объектов находящихся на ней). В Программе отсутствуют приоритетные меры и контролируемые параметры конкретно для озера Байкал.

Необходимо в Программе четко определить сроки прекращения экологически опасного производства и ликвидации накопленных отходов. Остановить деятельность комбината необходимо немедленно. Далее 20 февраля 2013 года состоялось первое чтение ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу Байкальской природной территории» (175151-6).

В законопроекте статья 2 пункт 4 предложено изменить наименование и, естественно, содержание статьи 17 основного закона «Об охране озера Байкал»: «Экологическая паспортизация хозяйственных объектов на Байкальской природной территории» и дать её в редакции: «Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории».

Товарищи, позвольте напомнить Вам, что основная цель и назначение экологического паспорта – создание информационной базы данных рационального природопользования, сети регулярной отчетной информации, формирования и упорядочивания первичных экологических данных предприятий, получения информации для определения экономичности используемых технологий и др.

Экологический паспорт предприятия дает комплексную оценку влияния предприятия на окружающую среду,  организационно – технического уровня природоохранной деятельности предприятия, объемы затрат на эту деятельность. Ликвидация экологических паспортов не допустима. Более того, необходимо ужесточить требование к его составлению и установить государственный контроль над деятельностью хозяйственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории, особенно на озеро Байкал.

ФЗ «Об охране озера Байкал» необходимо жестко соблюдать и выполнять его требования, а не подстраивать его под местные и чьи-то эгоистические интересы. Озеро Байкал – отечественное и всемирное достояние.

В соответствии с действующем законодательством уполномоченным федеральным органом власти для каждого предприятия утверждены нормативы сбросов, выбросов и размещения отходов. Зачастую эти нормативы нарушаются. Однако эти предприятия продолжают функционировать и продолжают нарушать экологические требования.

Вновь вернусь к  ситуации на Байкальском ЦБК. Предприятие нарушают нормы и разрешения, установленные в рамках российского права. Нарушения носят системный и патологический характер: технология производства и применяемое оборудование не позволяет эти требования выполнять. И продолжает действовать.

Положение усугубляется и наличием сейсмической опасности в районе Байкала. Поэтому, необходимо ввести в действующее законодательство нормы, обязывающие Уполномоченный федеральный орган власти применять санкции по приостановлению и прекращению хозяйственной деятельности предприятия (организации), нарушающего действующие правовые нормы и угрожающие экологической системе Байкальской природной территории и озера Байкал.

Это одна из тех поправок, которые внесены депутатами Межфракционной депутатской группы «Байкал» (ими подготовлено более 10 поправок) ко второму чтению упомянутого законопроекта, который рассматривался 20 февраля 2013 года.

Кстати сказать, Михаил Викторович Слипенчук не подписался под этими поправками.

На сегодняшний день выводы не утешительны.

В связи с тем, что наше государство не редко не выполняет нормы Конвенции ЮНЕСКО, поэтому Комитет Всемирного наследия официально предупредил российскую сторону на 35 и 36 сессиях Комитета в 2011 году в Париже, в 2012 году в Санкт-Петербурге о возможности включения озера Байкал в Список объектов, находящихся под угрозой. Это угроза потери национального достоинства для сильной и богатой страны – России.

Нам нельзя этого допустить. И ко второму чтению принять комплекс законодательных мер по коренному улучшению дел по защите священного Байкала.

Спасибо. 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.