Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

«Государство за нас в ответе!». Коммунисты в Госдуме провели парламентские слушания, посвященные проблемам обманутых дольщиков

2 апреля в Государственной Думе проведены парламентские слушания на тему: "О совершенствовании законодательного обеспечения инвестирования финансовых средств граждан в строительство объектов жилой недвижимости и выполнение принятых решений соответствующих органов". Провел заседание Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Госдуме Г.А. Зюганов.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме. Руслан Тхагушев, Алексей Брагин. Фото Сергея Сергеева
2013-04-02 17:20 (обновление: 2013-04-03 14:54)

Слушания проводила фракция КПРФ и Комитет по вопросам собственности ГД РФ. В них принимали участие руководители федеральных органов, имеющих отношение к этой проблеме, депутаты ГД РФ и региональных законодательных собраний, активисты общественного движения "Дольщики России". На заседании выступили депутаты Госдумы фракции КПРФ В.Ф. Рашкин, В.Н. Федоткин, С.А. Гаврилов, В.Р. Родин, руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме А.Е. Клычков, руководитель фракции КПРФ в законодательном Собрании Ростовской области Е.И. Бессонов.

- Необходимо резко увеличить объем строительства жилья, - подчеркнул лидер коммунистов Г.А. Зюганов. – В последние пять лет вводили в среднем 60-65 миллионов квадратных метров в год. На самом деле, необходимо в два раза больше. Но для этого нужно обеспечить соответствующее финансирование.

«Мы несколько раз вносили предложение, - продолжил Г.А. Зюганов, - увеличить финансирование по этой статье, в том числе на поддержку регионов и на централизованные программы, принятые правительством РФ. К сожалению, эти предложения не были поддержаны, и проблемы только усугубляются».

«Наши депутаты регулярно отчитываются в регионах перед своими избирателями, - рассказал лидер КПРФ. - И каждое второе-третье обращение к ним связано с жилищными проблемами и вопросами ЖКХ. Среди обратившихся были и обманутые дольщики. Поэтому наши депутаты решили составить полный список обиженных дольщиков. Некоторые из этих людей заложили квартиры, продали машины, но вместо того, чтобы получить жилье, получили зубную и головную боль».

«Два года назад, в апреле, Путин отчитывался здесь, в Думе, еще будучи премьером, - напомнил Г.А. Зюганов. - Мы тогда официально внесли предложение: в течение ближайших полутора-двух лет решить эту проблему. Он принял наше предложение, обещал, что будет реализована программа «Комфортное жилье», и что руководители всех министерств, ведомств и субъектов Российской Федерации получат соответствующие поручения».

«В 66 регионах России примерно 150 тысяч обманутых дольщиков, -подчеркнул лидер КПРФ. - И насчитывается около 870 брошенных или недостроенных объектов. Надо отдать должное, по целому ряду регионов подвижки вроде бы появились. В 2011 году было сдано 170 объектов, и 17 тысяч дольщиков получили жилье. В 2012 году сдано 327 объектов, в результате 30 тысяч дольщиков получили свои квартиры. И, тем не менее, хождение по мукам для большинства из них продолжается».

«В прошлом году, в феврале, - рассказал Г.А. Зюганов, - мы поддержали проведение Третьего съезда обманутых дольщиков, наметили новую программу, подготовили необходимые решения, провели встречи в различных ведомствах. В результате получили обещания, что решение проблемы будет ускорено. В настоящее время она по-прежнему остается очень острой в Московской области, где 13 тысяч обманутых дольщиков, в Санкт-Петербурге (7 тысяч), в Москве (около 6 тысяч), в Новосибирске (примерно 4 тысячи) и в ряде других субъектов РФ».

«Мы считаем, - отметил Геннадий Андреевич, - что решение есть, оно назрело. Поэтому на наши слушания приглашены представители всех профильных министерств и ведомств, представители Счетной палаты, Администрации президента. Сегодня они присутствуют в этом зале».

«Я считаю, что мы можем решить эту проблему в ближайшие год-два, но для этого надо объединить усилия всех депутатских групп и ответственных лиц, извиниться перед дольщиками и приступить к решению ускоренными темпами», - сказал, завершая свое выступление, лидер КПРФ.

Руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме А.Е. Клычков рассказал историю обсуждаемого вопроса. По его мнению, проблема обманутых дольщиков вызвана несовершенством российского законодательства, отсутствием политической воли у правящей власти и коррумпированностью чиновников разного уровня. 

Первая волна протеста обманутых дольщиков прокатилась по стране еще в 90-годы. После этого с разной периодичностью проблема возникала снова и снова. Последний вал нарушений в области долевого строительства пришелся на 2008-2009 годы. По словам А.Е. Клычкова, окончательно провалился национальный проект «Жилье». И хотя власть все время заявляет о своем намерении решить проблему обманутых дольщиков, она стоит все так же остро. По данным А.Е. Клычкова, в 2012 году вопрос обманутых дольщиков был окончательно закрыт только в 4 российских регионах, еще в 62 регионах эта проблема не решена. До сих пор не составлен единый федеральный реестр обманутых дольщиков.

По мнению А.Е. Клычкова, действующее законодательство не ставит заслон на пути мошеннических схем, их организаторы уходят от ответственности. Коммунисты разработали и внесли свои законодательные предложения, которые предполагают усиление государственного надзора и контроля в сфере долевого строительства, по мнению коммунистов, чиновники, осуществляющий мониторинг и надзор в этой сфере, должны нести персональную ответственность. К сожалению, законодательные инициативы КПРФ встретили отпор со стороны депутатов «Единой России», рассказал Е.Е. Клычков. 

Заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы В.Ф. Рашкин в своем выступлении привел примеры хищений бюджетных денег, предназначенных для решения жилищных вопросов, в том числе проблем обманутых дольщиков.

«В марте 2012 года полиция обнаружила хищение из бюджета Москвы в сумме 1,5 млрд рублей. Деньги были выделены на решение проблем обманутых дольщиков. В мошенничестве подозревается руководитель ГУП «Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов» Андрей Барканов. В настоящее время он заключен под стражу», — рассказал В.Ф. Рашкин.

"Сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России совместно с Департаментом военной контрразведки ФСБ России пресечена противоправная деятельность организованной группы, участники которой подозреваются в хищении более 150 муниципальных квартир в Московском регионе. Группа действовала на протяжении трех лет, в её состав входили работники юридических и риэлтерских контор. Организацию и руководство осуществлял бывший военнослужащий Министерства обороны Российской Федерации", — привел другой пример Рашкин.

И другой пример коррупции. В рамках государственной программы "Жилище"  в Москве был построен жилой дом ЖСК "ГАМА" по адресу: Староватутинский проезд, дом 17. Строительство было организовано префектурой СВАО совместно с правительством г. Москвы (лично Лужковым), в нарушение действующего законодательства  была допущена частная фирма  ООО "Вель", в результате  подделки документов весь дом перешел в собственность этой частной фирмы, а  вместо очередников  теперь в доме проживают чиновники префектуры СВАО, сотрудники правоохранительных органов. В частности, в доме проживает сын Лужкова Михаил, дочь главного полицейского России Голованова, бывший префект СВАО Рабер, бывший заместитель префекта СВАО Харченко и целый ряд чиновников.

«Данный факт коррупции настолько очевиден, что даже не нуждается в комментариях УВД СВАО г. Москвы не возбуждает уголовное дело по факту рейдерского захвата жилого дома и квартир с 2006года! Безнаказанность порождает новые преступления. Вот главная причина не решения проблемы обманутых дольщиков не только в субъекте Федерации, но и по все России», - подытожил Валерий Федорович.

Депутату Госдумы В.Н. Федоткину хорошо знакомы проблемы обманутых дольщиков. Он является разработчиком одного из законопроектов КПРФ по их решению. «Государство должно отвечать за все, - считает В.Н. Федоткин. – К примеру, взять на себя гарантию за определенных застройщиков, а по остальным частным застройщикам – пусть граждане решают сами инвестировать им свои деньги, или нет».  По мнению В.Н. Федоткина, вопросами строительства жилья для граждан должно заниматься само государство. Только в этом случае можно избежать обмана. Но это будет возможно только при смене власти в стране. 

Выступивший на парламентских слушаниях чиновник посетовал на отсутствие критериев, кого считать обманутыми дольщиками. По его словам, среди пострадавших граждан есть и такие, кто приобрел сразу по 15-20 квартир, наверняка на продажу. В этой связи депутат Госдумы В.Р. Родин согласился, что надо выработать единые критерии, и, исходя из них, создать реестр обманутых дольщиков.

Председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности С.А. Гаврилов рассказал о том, как решается проблема обманутых дольщиков в различных регионах. Эту тему продолжил руководитель фракции КПРФ в законодательном Собрании Ростовской области Е.И. Бессонов. Он раскрыл эту тему на примере родной Ростовской области. По его словам, эта проблема в регионе стоит остро, начиная с 2003 года, но особенно она обострилась в 2008-2009 годах. Коммунисты в Ростовской области пытаются решить этот вопрос, но всякий раз наталкиваются на непонимание чиновников и депутатов из «Единой России». 

По итогам парламентских слушаний в Государственной Думе были приняты рекомендации Госдуме, Правительству РФ и органам государственной власти субъектов РФ. Все выступления, прозвучавшие на парламентских слушаниях, будут изданы отдельной брошюрой.

Рекомендации по итогам парламентских слушаний в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на тему «О совершенствовании законодательного обеспечения инвестирования финансовых средств граждан в строительство объектов жилой недвижимости и выполнение решений соответствующих органов»

Москва, ГД РФ                                                                     2 апреля 2013 года

Обсудив с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Министерства обороны Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научного сообщества, а также представителей общественных объединений участников долевого строительства объектов недвижимости, участники парламентских слушаний:

отмечают, что правовое регулирование отношений, связанных с участием граждан в долевом строительстве, направлены в основном на предоставление в будущем дополнительных гарантий участникам долевого строительства объектов недвижимости. К этому можно отнести меры по введению института гражданской ответственности лиц, привлекающих денежные средства для долевого строительства многоквартирных домов (застройщиков), совершенствованию процедуры банкротства организаций-застройщиков  и другие.

Вместе с тем проблемы уже пострадавших граждан, которые внесли денежные средства в строительство жилых помещений, в том числе в результате реализации национального проекта «Жилье», программы Минобороны России «Земля в обмен на жилье», не находят окончательного решения.

Не выполнены прямые поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 4 марта 2011 года и Президента Российской Федерации от 5 сентября 2011 года по окончательному решению проблем граждан, участвующих в долевом строительстве, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками, до конца 2012 года.

В настоящее время, по оценкам экспертов, в 62 субъектах РФ насчитывается более тысячи так называемых проблемных объектов, не менее 120 тыс. обманутых участников долевого строительства объектов недвижимости (далее - обманутые дольщики). Наиболее тяжелая ситуация остается на сегодняшний день в Московской области, Санкт-Петербурге, Самарской области, Москве, Новосибирской области, Краснодарском и Ставропольском краях.  

Несмотря на то, что в 2011 году в Министерство регионального развития Российской Федерации от глав субъектов РФ поступили планы-графики мероприятий, направленных на решение проблемы обманутых дольщиков (с учетом необходимости завершения работы до конца 2012 года), лишь 4 региона выполнили указания Президента РФ по решению проблем обманутых дольщиков в 2012 году - республики Алтай и Карелия, Костромская и Пензенская области.

62 субъекта РФ не решили вопрос с обманутыми дольщиками. Из них только в 19 регионах руководители четко представляют план по полному решению указанных проблем. Cубъектами Российской Федерации применяются следующие механизмы решения проблем обманутых дольщиков:

- изыскание средств регионального бюджета в целях направления их на завершение строительства проблемных объектов и выделение денежных компенсаций обманутым дольщикам;

- поиск соинвесторов для завершения строительства проблемных объектов;

- привлечение средств граждан (дольщиков) для окончания строительства объекта в случае высокой степени строительной готовности объекта;

- увеличение инвестиционной привлекательности проблемного объекта такими механизмами, как: снижение или полное исключение затрат на подключение к инженерной инфраструктуре; оптимизация проектно-сметной документации; изменение площади земельного участка, выделенного под строительство объекта, для увеличения его инвестиционных показателей; частичный или полный отказ от доли квартир, которые предполагались к передаче в муниципальную или региональную собственность (в случае, если это было предусмотрено в инвестиционном соглашении с застройщиком);

- выделение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в качестве компенсации обманутым дольщикам;

- учреждение высшим органом власти субъекта Российской Федерации специализированной некоммерческой организации (фонда) с возложением функций по содействию завершения строительства  проблемных объектов;

- предоставление во временное пользование (на срок окончания строительства  проблемного объекта) жилья из резервного жилого фонда.

В 43 регионах говорить о выполнении поручений руководителей страны об окончательном решении проблем обманутых дольщиков не приходится. По-прежнему остро стоит вопрос с обманутыми дольщиками на проблемных инвестиционных объектах Минобороны России, которые находятся на стадии незавершенного, а где-то и неначатого строительства.

        Мониторинг законотворческой деятельности по решению проблем обманутых дольщиков свидетельствует о несовершенстве законодательной базы. На федеральном уровне законодательно не определены понятия «проблемные объекты долевого строительства» и «обманутые дольщики», что порождает несогласованность в учете пострадавших граждан. Сведения о количестве граждан, пострадавших от недобросовестных действий организаций-застройщиков, в Министерстве регионального развития Российской Федерации отличаются от данных экспертов (по сведениям экспертов, их в два раза больше). Не существует также единого федерального реестра обманутых дольщиков, открытого для всеобщего ознакомления.

     Лишь в  11 субъектах Российской Федерации  принято региональное законодательство в области защиты прав участников долевого строительства (Амурская область, Республика Башкорстан, Московская, Нижегородская, Омская, Самарская, Саратовская области, Санкт-Петербург, Свердловская и Томская области, Ханты-мансийский автономный округ). В законах этих субъектов РФ, а также в нормативных правовых актах их исполнительных органов отсутствует единый подход в определении понятий «обманутый дольщик», «недобросовестный застройщик-инвестор», «проблемный объект».

       Вне рамок действия Закона Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 года         № 307-62 «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге»  остаются граждане, заключившие различного вида договоры не с застройщиком, а с инвестором (генеральным подрядчиком).

      Губернаторы Ульяновской и Воронежской областей защитили интересы граждан, пострадавших в результате многократных продаж одной и той же квартиры («двойные продажи»), а губернаторы Московской и Калининградской областей не только до настоящего времени не проработали возможные варианты защиты граждан, оказавшихся в подобных ситуациях, но и отказываются включать их в реестр обманутых дольщиков.

Аналогичная ситуация сложилась и в отношении жилых объектов, строительство которых не было начато, но денежные средства граждан привлекались на основании выданных, но впоследствии отмененных или расторгнутых распорядительных документов. Мэр Москвы и губернатор Калужской области не рассматривают такие объекты как проблемные и не включают граждан в число пострадавших, в то время как, например, губернатор Свердловской области инициировал принятие регионального закона, позволяющего обеспечить жильем граждан данной категории путем предоставления им жилья в собственность.

Следует обратить внимание на положительный опыт реализации в Свердловской области регионального Закона от 24 июня 2011 года № 50-ОЗ «О поддержке граждан, пострадавших от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах».

            Данным Законом предусмотрена поддержка граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков, в форме освобождения от оплаты по договору приобретения жилья стоимости количества квадратных метров жилого помещения, равной ранее оплаченной гражданином недобросовестному застройщику. Реализация данного Закона позволила снизить социальную напряженность в регионе, связанную с действиями недобросовестных застройщиков.

          18 октября 2012 года Президентом Российской Федерации был утвержден перечень поручений по вопросам защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации поручено разработать и утвердить единые для всех субъектов Российской Федерации правила ведения реестров граждан, участвующих в долевом строительстве, чьи права были нарушены, а также критерии отнесения граждан к числу пострадавших с учетом положений Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 214-ФЗ). По имеющейся информации, предложения по данному вопросу должно было подготовить Министерство регионального развития Российской Федерации, но до настоящего времени их нет.

        Отсутствие единообразного подхода как в определении понятий, так и в решении проблем обманутых дольщиков приводит к социальному напряжению со стороны пострадавших граждан, в некоторых случаях- к явной дискриминации отдельных категорий обманутых дольщиков, которых таковыми не признают и не включают в соответствующий реестр.

      В соответствии со статьей 2011 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под участниками строительства понимаются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, имеющие к застройщику требование о передаче жилого помещения или денежное требование. Очевидно, что от недобросовестных действий организации-застройщика могут пострадать разные категории участников долевого строительства. В сравнении с инвестором, совершающим связанные с риском вложения капитала, направленные на последующее получение прибыли (инвестиции), граждане, вкладывающие денежные средства лишь для удовлетворения личных или семейных потребностей в жилье, являются менее защищенными.

Именно для определения такой группы пострадавших граждан в первую очередь необходим федеральный реестр обманутых дольщиков, отражающий все проблемные объекты и включающий всех пострадавших лиц, имеющих к застройщику требование о передаче жилого помещения или денежное требование. При этом также следует учитывать, что объектом долевого строительства для удовлетворения личных и семейных нужд, не связанных с извлечением прибыли, могут также выступать гаражи-стоянки, возведенные организацией-застройщиком на привлеченные средства граждан.

Пострадавших участников долевого строительства условно по объектам можно объединить в группы, позволяющие в дальнейшем предметно решать вопросы с реализацией жилищных прав соответствующих граждан.

Первая - это объекты недвижимости (многоквартирные жилые дома, гаражи), расположенные на земельных участках, находящихся в собственности субъекта РФ, предоставленных для целей строительства многоквартирных домов и(или) гаражей с привлечением денежных средств граждан, где строительство велось, но было остановлено также в связи с отсутствием исходно-разрешительной документации, финансирования либо банкротством организации.

Вторая - это объекты недвижимости (многоквартирные жилые дома, гаражи), расположенные на земельных участках, находящихся в федеральной собственности либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных  для целей строительства многоквартирных домов и(или) гаражей с привлечением денежных средств граждан, где строительство велось, но было остановлено также в связи с отсутствием исходно-разрешительной документации, финансирования либо банкротством организации.

Третья - это земельные участки, где строительство не начиналось, но денежные средства граждан привлекались на основании изданных или выданных органами государственной или муниципальной власти документов с целью строительства многоквартирных домов и (или) гаража, в том числе, впоследствии отмененных или расторгнутых.

Четвертая - объекты капитального строительства (многоквартирные жилые дома, гаражи), строящиеся либо введенные в эксплуатацию, на которых зафиксированы неоднократные продажи одной и той же жилой площади, машино-места нескольким лицам («двойные продажи»).

Пятая - объекты, под которые не выделялись земельные участки и разрешительные документы и на строительство которых привлекались средства граждан, а также иные случаи, связанные с потерей  гражданами ранее приобретенного права собственности на жилые помещения, машино-места, построенные в результате долевого строительства.

Изучение существующих реестров обманутых дольщиков, заполнением которых занимаются общественные объединения таких групп граждан, позволяет выявить с 1998 года многочисленные основания возникновения денежных требований к организациям-застройщикам, жилищно-строительным кооперативам (ЖСК), вытекающим из сделок о передаче жилых помещений, машино-мест в собственность, требующих учета в общефедеральном реестре. В перечень таких сделок можно отнести:

1) заключение договора участия в долевом строительстве (в т.ч. между органами исполнительной власти и инвесторами);

2) заключение договора купли-продажи жилого помещения в объекте строительства;

3) заключение предварительного договора участия в долевом строительстве или предварительного договора купли-продажи жилого помещения в объекте строительства;

4) заключение договора займа, обязательства по которому в части возврата суммы займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме после завершения его строительства в собственность;

5) внесение денежных средств и (или) иного имущества в качестве вклада в складочный капитал товарищества на вере (коммандитного товарищества) с последующей передачей жилого помещения в многоквартирном доме после завершения его строительства в собственность;

6) заключение договора простого товарищества в целях осуществления строительства многоквартирного дома с последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность;

7) выдача векселя для последующей оплаты им жилого помещения в многоквартирном доме;

8) внесение денежных средств в ЖСК в целях участия в строительстве многоквартирного дома;

9) заключение иных сделок, связанных с передачей денежных средств и (или) иного имущества в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность.

Этот перечень для учета в федеральном реестре обманутых дольщиков может быть дополнен иными формами письменных договоров кредитора с застройщиком по передаче жилого помещения либо машино-места в собственность.

Также очевидно, что восстановление с помощью государства прав на более чем один объект долевого строительства (жилое помещение и (или) машино-место) на семью за счет средств налогоплательщиков, каким в большинстве являются доходы бюджетов различных уровней, нарушит права  и вступит в противоречие с интересами малоимущих категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет социального жилья.

В связи с этим встает задача законодательного закрепления порядка оказания помощи определенной категории граждан, которая нуждается в поддержке государства при разрешении трудных ситуаций в результате недобросовестных действий организаций-застройщиков, ЖСК. При этом также важно определить разумный срок возникновения у такой категории граждан права на меры государственной поддержки от недобросовестных действий (бездействия) застройщика.

Участник долевого строительства, нуждающийся в защите (обманутый дольщик, обманутый пайщик) - гражданин Российской Федерации, инвестировавший денежные средства по договору с застройщиком (застройщиком-инвестором, инвестором, соинвестором) в строительство жилого дома и (или) гаража исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому не передан объект долевого строительства в срок более трех месяцев после срока, определенного договором, и (либо) имеющий по истечении данного срока неисполненное денежное требование.

Проблемный объект долевого строительства - объект капитального строительства, строительство которого остановлено на срок более трех месяцев или не было начато, в результате чего участники долевого строительства не имеют возможности оформить право собственности на жилые помещения и (или) машино-места, являвшиеся предметом договора.

Недобросовестный застройщик (застройщик-инвестор, инвестор, соинвестор) - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, в том числе ЖСК или индивидуальный предприниматель, привлекавшие денежные средства и (или) имущество граждан для строительства многоквартирного жилого дома и(или) гаража и не исполнивший свои обязательства по передаче жилого помещения и(или) машино-места в собственность в течение трех месяцев с момента наступления срока, установленного в договоре.

Таким образом, принцип «одному обманутому дольщику - государственная помощь  на одну квартиру и(или) одно машино-место» будет наиболее полно отвечать принципу социальной справедливости.

Этот принцип должен быть отражен в рамочном федеральном законе «О государственных гарантиях оказания помощи участникам строительства, пострадавшим от недобросовестных действий организаций-застройщиков» подобно механизму предоставления государственных гарантий сохранения банковских вкладов.

Законодательное закрепление указанных понятий и установление трехмесячного срока для возникновения у участника долевого строительства права на государственную защиту от недобросовестного застройщика  прекратит практику приукрашивания статистики путем деления пострадавших граждан на «федеральных», «ведомственных», «региональных», тех, кто лишился жилья в результате невыполнения инвестконтрактов, и тех, кто лишился жилья в результате мошеннических действий, а также будет способствовать  присвоению статуса «обманутый дольщик» в целях оказания мер государственной поддержки, тем  гражданам, кого такими не признавали;

 

констатируют, что защита жилищных прав обманутых дольщиков (пайщиков) уже на протяжении 10 лет так и не стала приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры и правоохранительных органов, работы контрольных органов, а также предметом охраны государства.

Министерство регионального развития Российской Федерации, являющееся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области долевого строительства, фактически самоустранилось от работы по решению проблем обманутых дольщиков и свои полномочия в данном вопросе ограничивает мониторингом. Созданный при нем  Координационный совет по решению проблем дольщиков собирался только три раза и реально не работает с августа 2011 года.

Следственный департамент при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, проводя расследование по мошенничеству при долевом строительстве, укрывает факты преступлений должностных лиц, ответственных за реализацию инвестиционных контрактов. По состоянию на 15 марта 2012 года по всей стране, как было отмечено на заседании Президиума Правительства Российской Федерации, было доведено до конца лишь 7 уголовных дел.

Органы МВД России если и привлекают к ответственности, то лишь косвенных соучастников преступлений в лице гражданских, но не должностных лиц, отвечающих за реализацию инвестиционных проектов. Зачастую из материалов дел при проведении следственных мероприятий изымаются ключевые документы, после чего доказать состав преступлений становится невозможно. В 2012 году в сфере долевого строительства в стране было зарегистрировано более тысячи сообщений о преступлениях, возбуждено более 670 уголовных дел, однако судами расследовано лишь 58 уголовных дел, из которых по 56 вынесены обвинительные приговоры в отношении сотрудников строительных и инвестиционных компаний.

Органы прокуратуры, осуществляя надзор за расследованием уголовных дел в сфере долевого строительства, не в полной мере реализуют право на привлечение к ответственности должностных лиц, ограничиваясь внесением представлений.     

Рабочая группа при Следственном комитете Российской Федерации не оправдала надежд обманутых дольщиков в части активизации выявления преступлений должностных лиц данной категории. Известен лишь один случай в Москве возбуждения в 2012 году уголовного дела по факту преступления должностного лица органа исполнительной власти, ответственнго за реализацию инвестконтрактов.

Военно-следственный комитет при Следственном комитете Российской Федерации в действиях должностных лиц Минобороны России, причастных к возникновению проблемных объектов, также не обнаруживает состава преступлений.

Центробанк РФ не имеет механизмов, препятствующих осуществлению преступных схем, бездействует при выводе застройщиками, инвестиционными и строительными компаниями через посреднические фирмы денежных средств граждан в офшоры.       

Следственные комитеты, органы МВД России и прокуратуры не передают информацию в Росфинмониторинг по проблемным объектам для установления судьбы денежных средств обманутых дольщиков.

У Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации отсутствует единый алгоритм расследования уголовных дел по фактам неисполнения строительными компаниями своих обязательств в отношении соинвесторов, а чиновниками - своих должностных обязанностей по контролю за реализацией долевого строительства жилья, повлекших причинение ущерба дольщикам.

Работа органов прокуратуры и МВД России по предупреждению, выявлению и пресечению фактов нарушения законодательства Российской Федерации и прав граждан в сфере долевого строительства должна осуществляться в виде постоянного надзора, на следующий день после попадания проблемного объекта в федеральный реестр обманутых граждан и вне зависимости от обращений граждан.

Мерами, которые будут способствовать решению проблем граждан, участвующих в долевом жилищном строительстве, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками, являются:

- разработка Следственным комитетом Российской Федерации методических рекомендаций в целях повышения эффективности и сокращения сроков расследования уголовных дел в сфере долевого строительства, в том числе действий должностных лиц органов исполнительной власти;

- создание совместных аналитических групп  в составе представителей органов прокуратуры, Следственного комитета РФ, ВМД России, Росфинмониторинга для анализа имеющихся в производстве уголовных дел в сфере долевого строительства;

- организация регулярного обмена информацией о выявленных нарушениях законодательства в сфере осуществления долевого строительства, принятых по ним мерах реагирования, устранении нарушений законов и восстановлении интересов государства и прав граждан;

- проведение совместных мероприятий по противодействию злоупотреблениям при расходовании бюджетных средств, выделенных на завершение строительства проблемных жилищных объектов;

- незамедлительное проведение соответствующих проверок с привлечением при необходимости уполномоченных органов регионального контроля(при поступлении информации о фактах нарушений законодательства в сфере долевого строительства, прав граждан - участников долевого строительства);

- поручение проведения доследственных проверок рассматриваемой категории наиболее опытным и квалифицированным сотрудникам;

- проведение проверок хозяйствующих субъектов, участвовавших в долевом строительстве проблемных многоквартирных домов, на предмет их включения в схемы хищения денежных средств дольщиков и легализации денежных средств или иного имущества, полученного преступным путем;

- проверка законности принятых решений о прекращении и приостановлении производством уголовных дел, об отказе в возбуждении уголовных дел по фактам правонарушений в сфере долевого строительства;

- усиление ведомственного контроля за полнотой и своевременностью мероприятий по делам оперативного учета в указанной сфере, законностью принятых процессуальных решений по материалам проверок сообщений о преступлениях и уголовным делам;

- информирование органов государственного и муниципального контроля о результатах рассмотрения представленных ими материалов о фактах нарушений, допущенных при долевом строительстве многоквартирных домов;

- анализ практики взаимодействия следственных органов Следственного комитета РФ и МВД России с органами исполнительной власти субъектов Федерации по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений прав граждан недобросовестными застройщиками жилых домов и рассмотрения представлений следователей об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений в сфере долевого строительства жилья;

- обеспечение надлежащего учета материалов доследственных проверок и уголовных дел, возбужденных в сфере долевого строительства, а также эффективный контроль за их расследованием;

- осуществление мониторинга практики выявления и расследования преступлений, связанных с нарушениями при осуществлении долевого строительства многоквартирных домов (в том числе по результатам проверок сведений о правонарушениях в сфере долевого строительства, размещенных в средствах массовой информации);

- обобщение результатов выполнения межведомственного плана совместных мероприятий Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, МВД России, Министерства обороны, Минрегиона России по выявлению и устранению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений при осуществлении долевого строительства;

- включение в общественные советы при органах прокуратуры, Следственного комитета РФ, МВД России представителей общественных объединений, инициативных групп обманутых дольщиков;

- обобщение практики рассмотрения обращений граждан о нарушениях в сфере долевого строительства многоквартирных домов.

При выявлении нарушений порядка осуществления строительства следует учитывать, что принимаемые прокурорами и следователями  меры не должны усугублять сложившуюся ситуацию и быть причиной негативных последствий в виде замедления темпов строительства жилья и нарушения сроков его ввода в эксплуатацию. В каждом случае необходимо применять индивидуальный, возможно, нестандартный подход к выбору мер реагирования, не допуская внесения актов по шаблонной схеме;

предлагают усилить регулирующую роль государства в долевом строительстве объектов недвижимости (жилья и гаражей), учитывая стратегические задачи, определенные Указом Президента Российской Федерации от  7 мая 2012 года № 600 по увеличению объемов жилья, по снижению цены квадратного метра, увеличению количества российских семей, которые могут улучшить свои жилищные условия.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

-                     в приоритетном порядке рассмотреть проект федерального закона № 600494-5 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Кашиным, В.Н.Федоткиным, А.В.Апариной, Ю.В.Афониным, Н.В.Коломейцевым, С.П.Обуховым, Н.А.Останиной, Н.В.Разворотневым, В.С.Романовым, Н.Ф.Рябовым, А.Е.Локотем, В.С.Никитиным, В.С.Шурчановым;

-                     рассмотреть возможность реализации права законодательной инициативы в части внесения изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» с целью увеличения уставного капитала застройщиков и иных лиц, осуществляющих привлечение денежных средств населения на строительство жилья; введения квалификационных требований к застройщикам, включающих оценку их профессионального уровня и возможности осуществлять строительство в необходимых объемах, надлежащего качества и в соответствующий срок; усиление уголовной ответственности за нарушение законодательства в области долевого строительства (необходимость внесения изменений в диспозицию ст. 171 УК РФ), а также за нецелевое использование денежных средств участников долевого строительства; усиление правового механизма контрольных полномочий органов власти субъектов Федерации в области долевого участия в строительстве, а также ответственности сотрудников саморегулируемых организаций, выдавших свидетельства о допуске недобросовестным застройщикам;

-                     предложить Следственному комитету Российской Федерации  представить в Государственную Думу доклад о проделанной в 2010-2013 годах работе по раскрытию преступлений должностных лиц органов власти в сфере долевого строительства объектов недвижимости (жилья и гаражей) и выступить с ним во втором квартале текущего года.

Правительству Российской Федерации:

-                     разработать и внести в третьем квартале текущего года в Государственную Думу проект федерального закона «О государственных гарантиях оказания помощи участникам строительства, пострадавшим от недобросовестных действий организаций-застройщиков», предусматривающий порядок ведения федерального реестра обманутых дольщиков и проблемных объектов; механизм предоставления государственных гарантий пострадавшим гражданам; механизм финансового контроля (сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю) и ответственности застройщика (инвестора, жилищно-строительного кооператива) за нецелевое использование денежных средств участников долевого строительства; механизм поиска и возврата в бюджет денежных средств дольщиков, похищенных недобросовестными застройщиками (инвесторами), а также снижения риска преднамеренного банкротства застройщика;

-                     подготовить и внести во втором квартале текущего года на рассмотрение Государственной Думы доклад с указанием причин, неисполнения поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 4 марта 2011 года и Президента Российской Федерации от 5 сентября 2011 года по окончательному решению проблем граждан, участвующих в долевом строительстве, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками, с предложениями о привлечении к ответственности виновных лиц;

-                     проработать и обеспечить внесение в установленном порядке к 1 июля текущего года конкретные предложения по созданию фонда финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований для решения проблем обманутых дольщиков, соответствующим поправкам в федеральный бюджет;

-                     разработать и внедрить механизм межведомственного регионального взаимодействия для решения проблем обманутых дольщиков на объектах  Министерства обороны и Министерства сельского хозяйства;

-                     обобщить опыт ведения Правительством Московской области открытого реестра проблемных застройщиков и рекомендовать его к использованию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

-                      представить в установленном порядке во втором квартале текущего года на рассмотрение Государственной Думы межведомственный план совместных мероприятий Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, МВД России, Минобороны России, Минрегиона России по выявлению ранее совершенных преступлений в сфере долевого строительства, оставшихся без реагирования, и устранению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений при осуществлении долевого строительства за счет привлеченных денежных средств граждан.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

- разработать и внести в законодательные (представительные) органы власти субъекта федерации проекты законов, направленные на защиту участников долевого строительства, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков и предусматривающие реальные механизмы решения проблем обманутых дольщиков: изыскание средств регионального бюджета с целью направления их на завершение строительства проблемных объектов и выделение денежных компенсаций обманутым дольщикам; поиск соинвесторов для завершения строительства проблемных объектов; привлечение средств граждан (дольщиков) с целью окончания строительства объекта в случае высокой степени строительной готовности объекта; увеличение инвестиционной привлекательности проблемного объекта такими механизмами как: снижение или полное исключение затрат на подключение к инженерной инфраструктуре; оптимизация проектно-сметной документации; изменение площади земельного участка выделенного под строительство объекта, с целью увеличения его инвестиционных показателей; частичный или полный отказ от доли квартир, которые предполагались к передаче в муниципальную или региональную собственность (в случае если это было предусмотрено в инвестиционном соглашении с застройщиком);выделение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в качестве компенсации обманутым дольщикам; учреждение высшим органом власти субъекта Российской Федерации специализированной некоммерческой организации (фонда) с возложением функций по содействию завершения строительства  проблемных объектов; предоставление во временное пользование (на срок окончания строительства  проблемного объекта) жилья из резервного жилого фонда; выделение компенсационных квартир взамен утраченных участниками долевого строительства и другие;

-                     внести изменения в нормативные правовые акты, предусматривающие возможность привлечения денежных средств граждан для строительства многоквартирных жилых домов и гаражей только после получения разрешения органа исполнительной власти субъекта РФ, в полномочия которого входит ведение реестра объектов недвижимости, возводимых с привлечением денежных средств граждан; включению в рабочие группы представителей организованных общественных объединений и инициативных групп обманутых дольщиков;

-                     разработать государственные региональные программы (подпрограммы) по решению проблем обманутых дольщиков, поправки в региональные бюджеты по выделению средств на решение жилищных проблем обманутых дольщиков.

 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.