Во время встречи в Ново-Огарево Г.А. Зюганов передал президенту Путину предложения по внедрению инновационного авиадвигателя НК-93
Лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов 30 ноября на встрече с Владимиром Путиным в подмосковном Ново-Огарёве вновь поднял тему инновационного самарского авиадвигателя НК-93, очень близкую редакции «Аргументов недели». И даже невольно прорекламировал президенту снятый нами фильм об этом шедевре генерального конструктора Н.Д. Кузнецова:
– Мы в прошлый раз смотрели вместе с премьером (Дм. Медведевым), и вы его видели – фильм по нашему двигателю НК-93. Это шикарный двигатель для нашей авиации. Он очень перспективен, Владимир Владимирович. Есть фильм, могу вам переслать. Дали поручение – всё замотали. Кстати, французы сейчас делают подобный. Он исключительно эффективный. За этим будущее большой авиации. Давайте вернёмся к этому проекту. Мы в состоянии его освоить.
В бюрократическом кольце
Рвать и метать бесполезно. Обращения к президенту страны и премьеру проходят классический бюрократический круг и возвращаются для подготовки решений к тем самым «ответственным» персонажам, которые, скорее всего, смеются, подписывая ответы и заключения. Их в распоряжении «АН» предостаточно. Мы для этих людей – Христенко, Мантуровых, Погосянов, Реусов – умалишённые. Мы же говорим о государственных интересах, о которых эти люди вспоминают, лишь стоя на трибунах.
Сейчас предпринята очередная попытка обойти бездушный, алчный и вороватый альянс, плотно прописавшийся в Минпромторге, Объединённой авиастроительной и двигателестроительной корпорациях (ОАК и ОДК). Не пишу слово «чиновников» специально – далеко не все работники министерств и ведомств являются носителями вируса стяжательства и безразличия. Кто-то не боец, кого-то просто нагнули – надо же на что-то жить.
И всё же немногие имеют возможность напрямую обратиться к президенту страны, передать ему лично в руки предложения, компактно изложенные на двух листках убористого текста. У лидера парламентской фракции КПРФ такая привилегия есть. «АН» считают своим долгом полностью опубликовать документ.
Кто в доме хозяин?
Остаётся ждать и гадать, какова будет реакция национального лидера на это предложение. Или опять придёт ответ с пустыми словами от безвестных исполнителей Минпромторга? В. Путин уже несколько раз ставил свои резолюции с требованием «Поддержать» на документы, связанные с испытаниями и финансированием работ по НК-93. И каждый раз дело подменяли ворохом отписок. В новой госпрограмме развития авиапрома до 2025 года намекают: «Вам нужен НК-93 – забирайте!» Прекрасно понимая, что и двигатель, и предприятие, где его создали, находятся в госсобственности. И никто, кроме государства, финансировать разработку не будет, да и права не имеет. Как раньше, вредительски, иначе не назвать, выделяли средства на завершение программы лётных испытаний, рассчитанной на год… за несколько дней до наступления новогодних торжеств. Деньги выделили? Да. Не придерёшься.
Тут требуется пояснение – совершить 25 полётов на десятках различных режимов, высот, за считаные дни и часы до окончания финансового года нереально, «эффективные менеджеры» это прекрасно знали. Максимум – один в неделю. Каждый лётный эксперимент включает в себя подготовку, собственно полёт, а затем серьёзный анализ полученных данных.
А пока контора пишет, в августе на 61‑м году жизни скончался от тяжёлой болезни ведущий лётчик-испытатель по теме НК-93 Александр Иванович Костюк. Именно он в 2008 году был в левом командирском кресле летающей лаборатории Ил-76. Два последних полёта этого самолёта с НК-93 под крылом и его заслуга. Среди известных работ Александра Ивановича – сертификационные испытания самолётов-амфибий Бе-200 и Бе-200ЧС. Не стало Евгения Александровича Гриценко, пришедшего на смену Н.Д Кузнецову. Генеральный конструктор, человек, благодаря которому в 90-е годы работа над доводкой двигателя не заглохла. Ведущий конструктор НК-93 Анатолий Лоцман, один из немногих, кто знает и держал в руках каждый винтик и деталь этого чуда техники, сидит дома и решает математические задачи, создаёт собственные теории – хобби у него такое. Работа над «машиной» остановилась, и тут же подкрались болезни. Но ещё пару лет назад он был готов дневать и ночевать в ангаре, лишь бы опять поднять НК-93 в небо.
Понятно, вредители из Минпромторга приняли решение окончательно убить отечественное авиационное двигателестроение. Уверены, что свидетели и авторы первых полётов и триумфа НК‑93 угомонятся – кто на кладбище, кто по-пенсионерски, на печке. Не дождутся. «Аргументы недели» обязательно будут отслеживать дальнейшую судьбу этой прорывной отечественной разработки. Из всей истории НК-93 непонятно одно – почему свита так любит подставлять своего президента. Или он так увлёкся борьбой с «болотными», что не замечает настоящих врагов народа в собственном предбаннике?
Ниже публикуем тот самый документ, который Г.А. Зюганов передал лично в руки президенту России.
Уважаемый Владимир Владимирович!
В контексте модернизации России хотели бы вновь привлечь Ваше внимание к судьбе уникального авиадвигателя НК-93, созданного на Самарском научно-техническом комплексе им. Н.Д.Кузнецова (ныне ОАО «Кузнецов»). Мы убеждены, что авиапром – это то звено, за которое можно вытащить всю цепь высокотехнологических отраслей промышленности, ибо современный самолет воплощает последние достижения науки и техники.
Между тем, основным препятствием в развитии российского самолетостроения для его выхода на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией является отсутствие у нас экономичного и экологичного авиамотора. Вместе с тем, уже много лет тормозится завершение работ над НК-93.
Это выдающееся достижение советского/российского научно-инженерного творчества скрывается от нашей и мировой общественности. Если на авиавыставке МАКС-2007 в экспозиции была представлена летающая лаборатория Ил-76 с действующим двигателем на крыле, то на МАКС-2009 был представлен лишь макет этого авиамотора. А на МАКС-2011 обогнавшего время авиадвигателя не было и в помине.
В марте 2009 года Вы дали поручения о срочном и полноценном финансировании летных испытаний НК-93. Однако Ваши указания не просто остались неисполненными. Через несколько недель уже «летавший» и подтвердивший высокие эксплуатационные характеристики двигатель был снят с крыла Ил-76 и поврежден в процессе демонтажа.
По нашим оценкам, основные возражения против продолжения работ по НК-93 выдвигает Минпромторг РФ. Однако на совещании в Центральном институте авиамоторостроения с участием ведущих российских специалистов 15 июля 2011 года была подчеркнута высокая актуальность этого авиадвигателя. Разумеется, НК-93 требует доработки. Но это, по оценкам специалистов, может быть сделано в течение 2-3 лет и при капиталовложениях, не превышающих 2 миллиардов рублей.
Такой двигатель крайне необходим для нашей дальнемагистральной пассажирской и военно-транспортной авиации.
По нашим данным, серьезный интерес к НК-93 давно проявляют иностранные самолетостроители, которые ввиду его особой экономичности готовы будут приобретать этот авиадвигатель. Между тем, во Франции сейчас ударными темпами создается двигатель LEAR, который поразительно напоминает НК-93. Через несколько лет французы доведут (в том числе и с активным использованием наших инженеров и испытательной базы) свой двигатель до кондиции, и мы будем обречены на безнадежное отставание от западного авиапрома.
В мае этого года тендер, объявленный корпорацией «Иркут» для отечественного перспективного самолета МС-21, выиграл авиадвигатель компании «Пратт энд Уитни».
В свое время на заводах «Самары» (ОАО «Моторостроитель») и Казани (ОАО «КМПО») была проведена подготовка производства для выпуска НК-93. ОАО «КМПО» производит конвертированный промышленный двигатель НК-38СТ, созданный на базе НК-93. Для доводки двигателя целесообразно использовать промышленную площадку, летающую лабораторию Ил-76ЛЛ и стенды бывшего ОАО СНТК им. Н.Д.Кузнецова.
Разумеется, мы понимаем необходимость продолжения работ по перспективному двигателю ПД-14, находящемуся сейчас в стадии создания научно-технического задела (на его разработку ассигновано 80 миллиардов рублей). Вместе с тем, полагаем, что можно было бы изыскать средства для завершения летных испытаний НК-93, что способствовало бы возвращению России на мировой авиарынок с высоко конкурентной продукцией.