Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.
На основании контент-анализа публикаций 7240 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.
В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
1. Информационные индексы думских партий
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (таблица 1, график 1).
Таблица 1
Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (7 – 13 ноября 2011 года)
См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу
За период 7 – 13 ноября 2011 г. в информационном пространстве было зафиксировано 1730 упоминаний партии «Единая Россия» или 46,4% от общего числа высказываний, озвученных в адрес парламентских партий. В 890 материалах (24%) фигурировала КПРФ, в 570 (15,3%) – «Справедливая Россия», а в 534 (14,3%) – ЛДПР.
Максимальную информационную активность парламентские партии проявили 9 ноября: единороссы (374 сюжета), коммунисты (210), либерал-демократы (139), эсеры (132). Контекст их присутствия в медиа-пространстве в этот день, преимущественно, сводился к сообщениям о ходе подготовки к выборам депутатов Государственной Думы VI созыва и к различного рода прогнозам и размышлениям политических аналитиков о возможных сценариях исхода выборной «гонки», в частности:
об официальном старте агитационной кампании в средствах массовой информации, в частности, о начавшейся поре предвыборных дебатов («сольных» выступлениях председателя ЦК КПРФ Г.А.Зюганова и лидера ЛДПР В.В.Жириновского в программе «Дебаты 2011» с Владимиром Соловьёвым на телеканале «Россия 1», а также дискуссии коммуниста С.Е.Савицкой и эсера Г.В.Гудкова на «Первом канале»);
о многочисленных фактах нарушения избирательного законодательства «Единой Россией» в ходе агитационной кампании (в первую очередь, это касается противоречащих правовым нормам листовок, билбордов, видеороликов) как на федеральном, так и на региональном уровне;
о прокатившихся по всем регионам Российской Федерации праздничные демонстрации КПРФ в честь 94-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции;
об отчётно-выборной поездке лидера эсеров С.М.Миронова в Астраханскую область.
При этом следует отметить, что высокая степень представленности в медиа-пространстве «Единой России», во многом, обеспечивается активностью её лидеров и по совместительству первых лиц в государстве – президента РФ Д.А.Медведева и председателя правительства РФ В.В.Путина. Примерами ярких информационных поводов медиа-недели 7 – 13 ноября могут служить:
встреча Д.А.Медведева со сторонниками-представителями сетевых сообществ и открытие им персональной страницы в социальной сети «В Контакте» (9 ноября);
отчётно-выборная поездка Д.А.Медведева в Хабаровский край (10 – 13 ноября);
анонс намеченной на 27 ноября второй части предвыборного съезда «Единой России» по выдвижению В.В.Путина кандидатом в президенты РФ на выборах 4 марта 2012 года;
а также ожидание участия В.В.Путина в работе международного дискуссионного клуба «Валдай» 14 ноября.
Наименьший интерес информационного сообщества деятельность рассматриваемых политических сил вызвала в воскресенье 13 ноября («ЕР» - 29 сообщений, «СР» - 13, ЛДПР – девять, КПРФ – восемь). В этот день они, преимущественно, упоминались в еженедельных теле- и радиопередачах, подводивших итоги уходящей политической недели и информировавших о ходе избирательной кампании.
График 1
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях в информационном политическом пространстве с 1 по 13 ноября 2011 г.
См. график 1 в иллюстрациях к материалу
2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий
Деятельность фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.
Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (таблица 2, график 2).
Таблица 2
Структура информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (7 – 13 ноября 2011 года)
См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу
Распределение медиа-поля между фракциями в Государственной Думе рассматриваемых политических сил за период 7 – 13 ноября было следующим: 168 сюжетов или 44% - у «Единой России», 87 новостных сводок или 22,8% - у КПРФ, 72 сообщения или 18,8% - у «Справедливой России», 55 известий или 14,4% - у ЛДПР.
При этом наибольшее число публикаций, в которых были упомянуты депутаты Государственной Думы, фиксировалось 9 ноября: единороссы (37 и столько же 10 ноября), коммунисты (24 сюжетов), эсеры (19), либерал-демократы (14).
Интерес медиа-сообщества вызвали такие события, как:
грядущее изменение порядка страхования жизни и здоровья депутатов Государственной Думы в части дополнения спектра подлежащих денежной компенсации оснований отравлением теми или иными вредными для жизнедеятельности человека веществами;
подготовка единороссами проекта федерального закона, наделяющего правом законодательной инициативы группы граждан (численностью от десяти тысяч человек);
внесение эсерами на рассмотрение Государственной Думы проекта закона, предусматривающего в качестве основания для досрочной отставки главы субъекта Российской Федерации вотум недоверия не менее 5% жителей региона.
Минимальный же интерес к парламентариям был проявлен 12 – 13 ноября, когда фракции Государственной Думы упоминались исключительно в контексте сообщений о представляемых ими партиях.
График 2
Динамика изменения доли публикаций о фракциях парламентских партий в информационном политическом пространстве с 1 по 13 ноября 2011 г.
См. график 2 в иллюстрациях к материалу
3. Совокупные информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций
Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (таблица 3, график 3).
Таблица 3
Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (7 – 13 ноября 2011 года)
См. таблицу 3 в иллюстрациях к материалу
Совокупные информационные индексы парламентских партий и их фракций в Государственной Думе, в целом, отражают обозначенные выше закономерности распределения медиа-пространства 7 – 13 ноября: в 1898 публикациях была упомянута «Единая Россия» (46,2% всего новостного потока), в 977 – КПРФ (23,9%), а в 642 – «Справедливая Россия» (15,6%), 589 – ЛДПР (14,3%). При этом наиболее богатым на информационные поводы днём стало 9 ноября при «политическом затишье» - 13 ноября.
График 3
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве с 1 по 13 ноября 2011 г.
См. график 31 в иллюстрациях к материалу
4. Совокупные индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций
Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических сил, позволил проанализировать не только количественный аспект присутствия парламентских партий в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 4).
Таблица 4
Характер освещения в информационном пространстве парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ (7 – 13 ноября 2011 года)
См. таблицу 4 в иллюстрациях к материалу
По итогам рассматриваемой медиа-недели, 7 – 13 ноября, лидирующую позицию в рейтинге информационного благоприятствования заняла КПРФ, чей суммарный индекс информационного благоприятствования (ИИБ) достиг 2023,6 при максимуме одобрительных высказываний и ярких сюжетов 8 ноября (1006,3) и минимуме положительных высказываний – 11 ноября (-49,8) (график 4).
Преимущественно, в нейтральном ключе были выдержаны информационные сообщения о «Справедливой России», итоговый ИИБ которой составил 780,1. При этом наибольшее число положительных откликов медиа-сообщества пришлось на 8 ноября (321), а минимальное – на 10 ноября (-102,8).
Ещё менее позитивное информационное сопровождение своей деятельности получила ЛДПР: 576,1 суммарного ИИБ за минувшую неделю при максимальном индексе 11 ноября (141,8) и минимальном – 7 ноября (36,3).
Устойчивое преобладание негативного «информационного фона» свойственно «Единой России», чей итоговый ИИБ составил -6772,1 при его наивысшем значении 12 ноября (952,6) и максимальном количестве негативных сюжетов 8 ноября (-3121,3).
График 4
Динамика индекса информационного благоприятствования парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ с 1 по 13 ноября 2011 гг.
См. график 4 в иллюстрациях к материалу
Некоторые выводы
Проведённый анализ позволяет заключить, что на протяжении периода 7 – 13 ноября «Единая Россия» сохраняла доминирующее положение по степени представленности в информационном пространстве. В итоге, ей удалось занять 46,2% медиа-поля, чему соответствовало 1898 публикаций: 1730 – были посвящены ей как партии и 168 – как фракции в Государственной Думе. Носили же они, преимущественно, негативный характер, что выразилось в достижении индекса информационного благоприятствования в -6772,1.
Второе место по числу упоминаний в средствах массовой информации заняла КПРФ, ей было отдано 23,9% всех новостных сводок об активности парламентских партий или 977 информационных сообщений (890 – как партии и 87 – как фракции в нижней палате российского парламента). «Оттенок» освещения деятельности данной политической силы варьировал от негативного (-49,8 – 11 ноября) до позитивного (максимальный ИИБ был равен 1006,3 – 8 ноября), что суммарно принесло коммунистам ИИБ, равный 2023,6.
Доля присутствия в медиа-пространстве эсеров фиксировалась на отметке в 15,6% или 642 сюжета, из которых в 570 – «Справедливая Россия» представлялась как партия, а в 72 – фигурировали депутаты её фракции в Госдуме. Выдержаны же они были, в основном, в нейтральном «ключе» (при преобладании негатива 10 ноября – ИИБ, равный -102,8), что обусловило получения ИИБ, равного 780,1.
Степень интереса, проявленного информационным сообществом к ЛДПР, соответствовала 14,3% от всех партийных известий или 589 публикаций (534 «партийным» и 55 «фракционным»). Носили они, в большинстве случаев, нейтральный характер, что отразилось на полученном ею ИИБ – 576,1.
Исполнитель исследования: Юшина А.В.
Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ