Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: 7 – 8 ноября 2011 года

Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.

Сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2011-11-11 01:53

На основании контент-анализа публикаций 7184 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.

В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

1. Информационные индексы думских партий

Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (таблица 1).

Таблица 1

Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (7 – 8 ноября 2011 года)

 

См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу

 

7 ноября отмечалось 260, а 8 ноября – 338 упоминаний о партии «Единая Россия», что соответствовало 46,8 и 46,3% от общего числа высказываний, озвученных в адрес рассматриваемых политических сил. В 146 (26,3% - 7 ноября) и 193 (26,4% - день спустя) материалах фигурировала КПРФ, в 82 (14,8%) и 118 (16,1%) – «Справедливая Россия», а в 67 (12,1%) и 82 (11,2%) – ЛДПР.

«Тематический аспект» присутствия парламентских партий в информационном пространстве по-прежнему, преимущественно, сводился к сообщениям о ходе их подготовки к выборам депутатов Государственной Думы VI созыва и к различного рода прогнозам и размышлениям политических аналитиков о возможных сценариях исхода выборной «гонки». В частности, неоднократно упоминалось о старте официальной агитационной кампании в средствах массовой информации и ожидаемых публичных дебатах политических оппонентов.

Также к числу самых ярких информационных поводов рассматриваемого периода можно отнести

из «партийной жизни» «Единой России»:

зафиксированное «Левада-центром» по состоянию на 1 ноября 2011 г. падение электорального рейтинга «ЕР» до 51% (при 60% - двумя неделями ранее) и уровня доверия граждан президенту РФ и главе партийного списка единороссов Д.А.Медведеву – до 57% (против 62% - в октябре) и лидеру «ЕР» и председателю правительства РФ В.В.Путину – до 61% (вместо октябрьских 66%);

факты нарушения избирательного законодательства представителями региональных партийных отделений «ЕР», а также должными лицами субъектов РФ и органов местного самоуправления;

праздничные демонстрации единороссов по случаю Дня народного единства 4 ноября;

отставка правительства Ставропольского края по инициативе губернатора-единоросса В.В.Гаевского;

из партийной жизни КПРФ:

прокатившиеся по всем регионам Российской Федерации праздничные демонстрации КПРФ в честь 94-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции;

отчётно-выборную поездку председателя ЦК КПРФ Г.А.Зюганова в подмосковные города Подольск и Климовск;

направление КПРФ в Центральную избирательную комиссию РФ информации о нарушении «Единой Россией» избирательного законодательства, проявившемся в выпуске и размещении на улицах Москвы агитационных плакатов, которые по стилистике оформления практически идентичны социальной рекламе ЦИК РФ;

из партийной жизни «Справедливой России»:

отчётно-выборные поездки лидера эсеров С.М.Миронова в Астраханскую и Новгородскую области;

конференцию союза сторонников «Справедливой России»;

дискуссию члена Президиума Центрального совета «Справедливой России» О.Г.Дмитриевой с председателем партии «Яблоко» С.С.Митрохиным в программе «Дебаты 2011» с Владимиром Соловьёвым на телеканале «Россия 1»;

обращение ЦИК РФ в Верховный суд РФ с ходатайством об исключении из предвыборного списка «Справедливой России» Марины Смирновой, имеющей тройное гражданство;

организованную эсерами акцию бесплатной раздачи овощей в г. Новомосковске Тульской области, признанную областной избирательной комиссией «подкупом» избирателей;

из партийной жизни ЛДПР:

выступление лидера либерал-демократов В.В.Жириновского в передаче «Дебаты 2011» с Владимиром Соловьёвым на телеканале «Россия 1»;

корректировку предвыборной программы ЛДПР в части добавления к числу ранее утверждённых партийным съездом положений ряда «новинок»: закрепления минимальной заработной платы на уровне 15 тысяч рублей, а средней – 30-50 тысяч рублей; отмены взимания подоходного налога с зарплат ниже 15 тысяч рублей; создания добровольной профессиональной армии; оказания всесторонней поддержки православию; снижения арендной ставки для малого и среднего бизнеса; обеспечения гарантии северного коэффициента для переселенцев в Сибирь и Дальний Восток;

митинги либерал-демократов, приуроченные к празднованию Дня народного единства 4 ноября и ставшие своеобразными «русскими маршами» ЛДПР.

Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности парламентских партий за период с 1 октября по 8 ноября 2011 г. (график 1), позволяет заключить, что 7 – 8 ноября информационные показатели рассматриваемых политических сил были близки к средним за анализируемый временной отрезок значениям (с небольшим завышением – у КПРФ и «Справедливой России» и занижением – у «Единой России»).

График 1

Динамика изменения доли публикаций о думских партиях в информационном политическом пространстве с 1 октября по 8 ноября 2011 г.

 

См. график 1 в иллюстрациях к материалу

 

2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий

Деятельность фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.

Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (таблица 2).

Таблица 2

Структура информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (7 – 8 ноября 2011 года)

 

См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу

 

 

Распределение медиа-поля между фракциями в Государственной Думе рассматриваемых политических сил 7 – 8 ноября таково: 17 (42,5%) и 32 (46,4%) сюжетов соответственно у «Единой России», семь (17,5%) и 17 (24,6%) – у КПРФ, десять (25%) и 16 (23,2%) – у «Справедливой России», шесть (15%) и четыре (5,8%) – у ЛДПР.

Контекст же присутствия в информационном пространстве парламентариев, преимущественно, сводился к сюжетам о представляемых ими партиях. За исключением сообщений:

об изменении порядка страхования жизни и здоровья депутатов Государственной Думы в части дополнения спектра подлежащих денежной компенсации оснований отравлением теми или иными вредными для жизнедеятельности человека веществами;

о подготовке единороссами проекта федерального закона, наделяющего правом законодательной инициативы группы граждан (численностью от десяти тысяч человек);

о внесении эсерами на рассмотрение Государственной Думы проекта закона, предусматривающего в качестве основания для досрочной отставки главы субъекта Российской Федерации вотум недоверия не менее 5% жителей региона;

о законодательной инициативе депутатов фракции «Справедливая Россия» скорректировать механизм начисления гражданам платы за коммунальное обслуживание многоквартирных домов в части отмены для жильцов первых этажей оплаты услуг за пользование лифта.

Анализ динамики доли публикаций о фракциях парламентских партий за 1 октября по 8 ноября 2011 года (график 2) позволяет заключить, что на 7 ноября пришёлся максимальный процент упоминания в СМИ думских эсеров, минимальный – коммунистов при стремящемся к среднему – единороссов и либерал-демократов. 8 ноября фиксировался близкий к максимальному процентный показатель «СР», а к минимальному – ЛДПР при средних за анализируемый период – КПРФ и «ЕР».

График 2

Динамика изменения доли публикаций о фракциях парламентских партий в информационном политическом пространстве с 1 октября по 8 ноября 2011 г.

 

См. график 2 в иллюстрациях к материалу

 

3. Совокупные информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (таблица 3).

Таблица 3

Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (7 – 8 ноября 2011 года)

 

См. таблицу 3 в иллюстрациях к материалу

 

Совокупные информационные индексы парламентских партий и их фракций в Государственной Думе, в целом, отражают обозначенные выше закономерности распределения медиа-пространства 7 – 8 ноября. Суммарное число публикаций, в которых была упомянута «Единая Россия», составило 277 (46,5% всего новостного потока) – 7 ноября и 370 (46,3%) – 8 ноября, КПРФ – 153 (25,7%) и 210 (26,3%), «Справедливая Россия» - 92 (15,5%) и 134 (16,7%), ЛДПР – 73 (12,3%) и 86 (10,7%).

График 3 

Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве с 1 октября по 8 ноября 2011 г.

 

См. график 3 в иллюстрациях к материалу

 

4. Совокупные индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических сил, позволил проанализировать не только количественный аспект присутствия парламентских партий в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 4).

Таблица 4

Характер освещения в информационном пространстве парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ (7 – 8 ноября 2011 года)

 

 

См. таблицу 4 в иллюстрациях к материалу

 

7 – 8 ноября лидирующую позицию в рейтинге информационного благоприятствования занимала КПРФ, чей индекс информационного благоприятствования (ИИБ) взлетел до 766,2 (7 ноября) и 1006,3 (день спустя) (при 131,4 – 6 ноября) (график 4).

Число одобрительных высказываний о «Справедливой России»  также постепенно увеличивалось: с 191,7 (6 ноября) до 289,2 (днём) и 321 (двумя днями позже).

Иная динамика прослеживалась в индексе ЛДПР, снизившемся с 182,7 (6 ноября) до 36,3 – 7 ноября и немного укрепившемся на следующий день – 52,3.

Наименее устойчиво положение «Единой России», чьи показатели варьируют в отрицательных пределах: -2900,2 – 7 ноября (против -95,4 – в предыдущий день) и -3121,3 – 8 ноября.

Итоговое процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес парламентских партий и их фракций в Государственной Думе за период 1 октября – 8 ноября, составило: 35,2% от суммарного партийного ИИБ остаётся за КПРФ, 27,5% - за «Справедливой Россией», 26,5% - за ЛДПР и 10,8% - за «Единой Россией» (график 5).

График 4

Динамика индекса информационного благоприятствования парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ с 1 октября по 8 ноября 2011 гг.

 

См. график 4 в иллюстрациях к материалу

 

График 5

Процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ за 1 октября – 8 ноября 2011 г.

 

См. график 5 в иллюстрациях к материалу

 

Некоторые выводы

 

Проведённый анализ позволяет заключить, что 7 – 8 ноября «Единая Россия» не только сохранила доминирующее положение по степени представленности в информационном пространстве, но и немного укрепила его по сравнению с предыдущим днём. В итоге, 7 ноября ей удалось занять 46,5% медиа-поля против 44,7% днём ранее: 260 публикаций были посвящены ей как партии и 17 – как фракции в Государственной Думе. Соответствующий показатель 8 ноября составил 46,3% при 193 «партийных» сюжетах и 32 – «фракционных». При этом их «окраска» была исключительно негативной: -2900,2 – 7 ноября (против -95,4 – в предыдущий день) и -3121,3 – 8 ноября.

7 ноября КПРФ было отдано 25,7% всех новостных сводок об активности парламентских партий или 146 «партийных» информационных сообщения и семь «фракционных». 8 ноября число упоминаний в средствах массовой информации Компартии составило 26,3%: 193 – о партии и 17 – о фракции в Государственной Думе. Они носили ярко выраженный позитивный характер, что привело к росту ИИБ: с 131,4 (6 ноября) до 766,2 (днём) и 1006,3 (двумя днями позже).

Поступательно укреплялось положение «Справедливой России», чья доля в совокупном партийном новостном потоке 7 ноября достигла 15,5% (при 9,2% - днём ранее) или 92 публикаций (82 – о партии и десять – о думской фракции), а 8 ноября – 16,7% или 134 информационных сводок (118 «партийных» и 16 «фракционных»). ИИБ эсеров также постепенно рос: с 191,7 (6 ноября) до 289,2 (7 ноября) и 321 (8 ноября).

Нестабильна степень присутствия в медиа-пространстве либерал-демократов: 7 ноября зафиксирован рост до 12,3% (в противовес 7,9% днём ранее) или 73 сюжетов, из которых в 67 ЛДПР представлялась как партия, в шести же – фигурировали депутаты её фракции в Госдуме. А 8 ноября – снижение до 10,7% или 86 новостей (82 – о партии и четырёх – о фракции). Число положительных высказываний в адрес данной партии изначально (7 ноября) сократилось до ИИБ в 36,3 (против 182,7 – днём ранее), а на следующий день выросло до 52,3.

В целом, по итогам периода 1 октября – 8 ноября качественное наполнение медиа-потока сводится к 35,2% от суммарного партийного ИИБ – у КПРФ, 27,5% - у «Справедливой России», 26,5% - у ЛДПР и 10,8% - у «Единой России».

 

 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.