В.И.Кашин: Даже Ельцин предлагал мне стать вице-премьером. Со своими связями мне удалось в 1990-е построить заводы, обеспечить жильем своих сотрудников
Владимир Иванович Кашин - депутат Госдумы, член фракции КПРФ, заместитель Председателя ЦК КПРФ. Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации. Академик Российской академии сельскохозяйственных наук. Доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный деятель науки. До избрания депутатом работал директором Всероссийского селекционно-технологического института садоводства и питомниководства.
Владимир
Иванович
Бедная оборонка
- Владимир Иванович, знаю, что на днях вы объездили многие районы Подмосковья, побывали на многих предприятиях, в том числе оборонных. Как там дела?
- К сожалению, не так хорошо, как хотелось бы. В Серпуховском районе мы побывали на оборонном предприятии "Металлист". В прошлом это была махина, градообразующее предприятие. Сегодня в десять раз сократилось количество работников. Хотя, к чести коллектива, он мужественно справляется с трудностями, сумел противостоять рейдерам. Продукция у завода серьезная, в ее создании используются самые современные достижения науки. Проблема у этого завода, как и у других предприятий обронного комплекса, - старые кадры. Зарплата 14 - 16 тысяч рублей, молодежь не идет. Побывал я и на других крупнейших оборонных предприятиях - "Союз", "Сатурн", ЦИАМИ в Лыткарине. На предприятиях, в частности, в Лыткарине, невысокий уровень рентабельности - 17-18 %. Когда министром обороны СССР был Дмитрий Устинов, он сам выбирал эти площадки, создавал уникальные мощности, кадры, составляющие гордость страны. В ЦИАМИ работают два академика, 49 докторов наук, 247 кандидатов. Они дают наработку конструкторским бюро и производственникам. Но за год произведено всего два испытания двигателей. Раньше они создавали 1,5 тысячи летательных аппаратов в год, сейчас - единицы. К сожалению, мы убедились, что в ракетостроении, авиастроении, в оборонной науке дела сейчас очень плохи. Октябрь на дворе, а гособоронзаказ не подписан, хотя президент несколько раз жестко требовал это сделать. Три года назад мы, депутаты, дважды проводили выездное заседание в Генеральном штабе, задавали вопросы: почему не защищаете наши оборонные предприятия, почему не добиваетесь финансирования? Нам отвечали, что наши предприятия в советское время были рассчитаны на большие оборонные силы, а сегодня они не по плечу. Слышать это от военных руководителей более чем странно. 23 триллиона рублей выделено на госпрограмму вооружения армии до 2017 года. Колоссальные средства! Неужели же нельзя сохранить уникальные подмосковные оборонные предприятия? Они ведь вполне способны заниматься проблемой перевооружения армии. Но хотят винтовки закупать в Англии, беспилотники в Израиле, "Мистрали" во Франции.
- А в военных городках области вам удалось побывать?
- Военные городки - это тоже огромная беда. В Подмосковье сегодня 130 военных городков в Одинцовском, Ногинском районах, Балашихе, Монине. Даже в Звездном, где живут люди, составляющие гордость мировой космонавтики, тяжелейшая ситуации. Легендарные космонавты Леонов, Савицкая подошли к нам и говорят: продукты - хлеб, молоко - в палатках покупаем, даже магазинов нормальных нет. Военные городки, в том числе знаменитый Звездный, переданы в муниципалитеты без денег. И нет у муниципалитетов средств, чтобы заплатить за землю и привести в порядок инфраструктуру. Изношены все сети, все сроения. Я недавно в Думе задал вопрос и.о. министра финансов Силуанову: как вам вместе с Кудриным пришло в голову бросить военные городки в муниципалитеты без средств к существованию? Сейчас в Думе второе чтение федерального бюджета, мы предпринимаем все силы, чтобы исправить ситуацию, чтобы военные городки получили средства, потому что когда бюджет будет принят, военные городки останутся без содержания, а это трагедия для сотен тысяч военных в Подмосковье.
Почему покупаем чужие продукты?
- Подмосковье - это также и сельскохозяйственный район.
Вы ведь и сам аграрий. Что в области с переработкой сельхозпродукции?
- На днях мы побывали в Щелковском районе на уникальном металлургическом комбинате. Новейшие технологии, оборудование в 1989 году было закуплено в Германии, когда в СССР в конце 80-х решили развивать переработку. Ведь мяса, молока, овощей было много, а переработки не было, половину в отходы выбрасывали. И тогда был построен этот прекрасный завод. Он способен производить сегодня всю необходимую белую жесть для пищевой промышленности, эту жесть мы сегодня закупаем за рубежом. Но на заводе занимаются непрофильным делом, только чтобы выжить. Во всем Орехово-Зуевском районе осталось только одно предприятие, которое эффективно функционирует, сохранив защищенные грунты, крупный рогатый скот. Зарплата небольшая, но есть коллектив, есть желание у этого народного предприятия бороться за жизнь. Но, увы, с 2012 года даже небольшие средства для стимулирования производства мяса птицы, свинины из бюджета страны убрали. Я недавно в Думе говорил министру Набиуллиной: какое вы Министерство экономического развития?
Что вы развиваете? Чужую экономику? На 1 трлн производим у себя продукции, а на 1,2 трлн ввозим некачественную из-за рубежа. Зачем предоставляем свой рынок зарубежному производителю? Когда министром сельского хозяйства СССР был Валентин Месяц, 25 % расходной части бюджета направлялось на агропром. И советский агропром давал 30% доходов бюджета, на 70% участвовал в создании ВВП. Министерства, ведомства, химики, биологи, машиностроители, переработчики - все было завязано на агропром. А на селе каждое рабочее место дает пять городских при разумном использовании агропромышленного потенциала.
Цена успеха
- Однако же, несмотря ни на что, и в России, и в Подмосковье немало успешных предприятий.
- Да, есть. В том числе в Московской области. Например, в Ленинском районе совхоз имени Ленина, по существу, народное предприятие. На нем только земляники производят 600 тонн. Хорошие овощи, молочная, мясная продукция, своя переработка. Скоро будут вручаться ключи от квартир, которые предприятие построило для своих специалистов. Или бывший совхоз "Большевик" в Серпуховском районе. В прошлом производил 80 тысяч тонн овощей. Когда стал рушиться, лет восемь назад, Москва подтянула туда ресурсы, обновила технику, создала переработку хранилища, магазины, столовые-рестораны. Хозяйство поднялось и сейчас получает хорошие урожаи. Есть островки, где к 1991 году была хорошая база, специалисты, техника, связь с наукой, где от развала предприятие удержали гениальные, талантливые руководители. Но власти, вырабатывая механизмы поддержки отечественного товаропроизводителя, не должны ориентироваться только на талант выдающихся управленцев.
- Вы ведь тоже, несмотря на всеобщий развал в 90-х, создали хорошее предприятие.
- Я 14 лет работал в Ленинском районе, во Всероссийском селекционно-технологическом институте садоводства и питомниководства. Мы стали центром стран СНГ, построили много заводов. Но я до этого был директором Московской селекционной станции, еще раньше - секретарем ЦК КП РСФСР, членом Политбюро. У меня были серьезные связи. Даже Ельцин предлагал мне стать вице-премьером. То есть со своими связями мне удалось в 90-е построить заводы, обеспечить жильем своих сотрудников. Но не должно все сельское хозяйство держаться только на людях со связями и талантами, должна быть система, позволяющая успешно работать всем аграриям.
- Что конкретно нужно сделать?
- Работать надо на средний коллектив, вырабатывать мудрую государственную политику поддержки отечественного товаропроизводителя. В России сегодня поддержка государства - 16 долларов на гектар пашни, а в Евросоюзе - 330 евро на гектар. Плюс наш тяжелый климат. В рознице труд крестьянина всего лишь 8 %, а в СССР был 50 %. В батоне хлеба всего 8 % - труд крестьянина. Остальное - накрутки. Картофель сельчане продают по 4 рубля, а заехал на днях в магазин в Ленинском районе - 25 рублей. На каком основании? Мясо привозят, разделывают и за это накручивают 300%. Не должно такого быть. Сколько президент, премьер об этом говорят - и ничего не меняется.
Как обидели область
- Вы часто бываете и в других регионах страны, как смотрится Подмосковье на общероссийском фоне?
- Подмосковье несправедливо обижено. И это началось не сейчас, когда у нас хотят изъять 160 тыс. га территории для расширения столицы. Ведь шесть лет назад у области отобрали еще и весь леснойфонд. Московскаяобласть- единственный регион России, который не владеет своими лесами. Отобрали леса, превратили в убыточные все лесхозы, уничтожили лесную охрану. И следствие - подмосковные пожары 2010 года. Власти Подмосковья вынуждены лишь бесправно созерцать, что происходит в лесах, как они истребляются, и не только в Одинцовском районе, а и в Балашихе, НароФоминском, Подольском районах и многих других. Сверхбогачи хотят прихватить все подмосковные леса. И никакого государственного интереса в этом нет, только коммерческий. Вздуть цену на землю, пустить ее под застройку, губя уникальную экологию области, наплевав на розу ветров. Сейчас хотят прихватить и земли наукоградов.
Нам надо вместе защитить уникальную территорию Подмосковья. Нельзя, чтобы от уникальных предприятий остались рожки да ножки, как это случилось во Фрязино с предприятиями электронной промышленности или с текстильной промышленностью в Серпухове, Раменском и других районах. Нужно приложить все силы, чтобы сохранить подмосковную оборонку - ЦАГИ, ЦИАМИ, ЦНИИМАШ, "Союз", "Сатурн", "Стрелу" в Королеве. Государство должно изменить свою политику в отношении Московской области, не отбирать у нее все, что можно, а помочь ей сохранить свое уникальное богатство, сделать ее примером для всех.
Оставить деньги на местах
- Что конкретно вы предлагаете?
- Нужно, чтобы люди платили подоходный налог там, где они живут, а не там, где работают. Миллионы москвичей летом живут на дачах, некоторые по 4-5 месяцев в году, и ничего в бюджет области не платят. Около миллиона жителей Подмосковья работает в столице, где и платят налоги. Но ведь людям нужны дороги, водопроводы, канализация, медицина, возможность учить детей там, где их дом. И вся нагрузка лежит на том муниципальном образовании, где живет человек, который ездит на работу в столицу. Встречи в Щелкове, Серпухове утвердили нас во мнении, что должна быть перевернута эта пирамида: сейчас 70 % доходной части бюджета муниципалитетов уходит в регионы, а оттуда - в федеральный бюджет. И только 30 % остается на местах. А должно быть наоборот. Денег на местах все меньше, требований все больше, все больше ответственности ложится на них, все больше навешивают полномочий. Нужно пересмотреть 131-й закон "О местном самоуправлении". Муниципалитетам тяжело сейчас.
Все в долгах и кредитах. Сейчас, например, выделил муниципалитет клочок земли для дома, чтобы поселить своих льготников. И хочет взять полтора десятка квартир для своих льготников. Но у него тут же отбирают эти квартиры за долги. Нужно дать подмосковным муниципалитетам больше самостоятельности и больше средств. Дать возможность получать налоги от доходов своих жителей. И это вместе с государственной поддержкой уникальных подмосковных предприятий позволит ей остаться прекрасным краем. Нам вместе нужно защитить нашу уникальную Московскую область.
Вопросы задавала Л. ВИКТОРОВА.