Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: 2 ноября 2011 года
Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.
На основании контент-анализа публикаций 7240 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.
В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
1. Информационные индексы думских партий
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (таблица 1).
Таблица 1
Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (2 ноября 2011 года)
См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу
2 ноября 2011 г. в информационном пространстве отмечалось 429 упоминаний партии «Единая Россия» или 49,2% от общего числа высказываний, озвученных в адрес парламентских партий. В 223 материалах (25,5%) фигурировала КПРФ, в 115 (13,2%) – «Справедливая Россия», а в 106 (12,1%) – ЛДПР.
«Тематический аспект» присутствия парламентских партий в информационном пространстве по-прежнему, преимущественно, сводился к сообщениям о ходе их подготовки к выборам депутатов Государственной Думы VI созыва и к различного рода прогнозам и размышлениям политических аналитиков о возможных сценариях исхода выборной «гонки». В частности, к числу самых ярких информационных поводов 2 ноября можно отнести
из партийной жизни «Единой России»:
согласие лидера «Единой России» и председателя правительства РФ В.В.Путина на использование партией власти его изображения в предвыборной агитации;
рабочую поездку вице-премьера российского правительства и главы региональной группы Ставропольского края общефедерального партийного списка кандидатов в депутаты Государственной Думы от «ЕР» И.И.Сечина в республику Ингушетия и Ставропольский край;
состоявший накануне визит главы партийного списка и президента РФ Д.А.Медведева в Алтайский край, в том числе, его выступление на IV Всероссийском студенческом форуме и общение со студентами Алтайского государственного университета
программное интервью мэра Москвы и главы региональной части партийного списка единороссов по столичному округу С.С.Собянина газете «Московский комсомолец»;
из партийной жизни КПРФ:
общественные дискуссии о предложении коммунистов вернуть в российские паспорта графу «национальность» и результаты социологического опроса «Левада-Центра» по соответствующему вопросу (согласно которым, 48% российских граждан поддерживают инициативу КПРФ);
отчётно-выборную поездку председателя ЦК КПРФ Г.А.Зюганова в республику Башкирия;
предложение Г.А.Зюганова увеличить налоги для граждан России с высокими доходами до 30-35%;
обвинение КПРФ художником Виктором Чижиковым и карикатуристом Андреем Бильжо в нарушении их авторских прав, незаконном использовании интеллектуальной собственности в предвыборной агитации, опровергнутое руководителем Юридической службы ЦК КПРФ В.Г.Соловьёвым;
из партийной жизни «Справедливой России»:
отчётно-выборную встречу главы региональной партийной группы «СР» по Иркутской области И.Д.Грачёва с жителями Иркутска;
противление эсеров инициативе избирательных комиссий Санкт-Петербурга и Мурманской области внедрить в российскую практику голосование по почте.
Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности парламентских партий за период с 1 октября по 2 ноября 2011 г. (график 1), позволяет заключить, что 2 ноября показатель коммунистов достиг максимального за рассматриваемый период значения, единороссов – был близок к минимальному, а эсеров и либерал-демократов – к среднему.
График 1
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях в информационном политическом пространстве с 1 октября по 2 ноября 2011 г.
См. график 1 в иллюстрациях к материалу
2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий
Деятельность фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.
Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (таблица 2).
Таблица 2
Структура информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (2 ноября 2011 года)
См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу
Распределение медиа-поля между фракциями в Государственной Думе рассматриваемых политических сил таково: 44 публикации или 36,4% - у «Единой России», 39 новостных сводок или 32,2% - КПРФ, 20 известий или 16,5% - у ЛДПР при 18 упоминаниях (14,9%) «Справедливой России».
Контекст же присутствия в информационном пространстве парламентариев 2 ноября, преимущественно, сводился к сообщениям:
о состоявшемся накануне «правительственном часе», в рамках которого депутатами был заслушан отчёт министра здравоохранения и социального развития РФ Т.Н.Голиковой о проделанной подконтрольным ей ведомством за истёкший период 2011 года работе (в частности, о реализации национального проекта «Здоровья»);
об отчёте руководителя федерального агентства по международному гуманитарному сотрудничеству Ф.Х.Мухамедшина перед парламентариями, основной акцент в котором был сделан на работе над укреплением позиций России за рубежом, защитой прав соотечественников и реализацией целевой программы «Русский язык»;
об утверждении в третьем чтении президентского пакета антикоррупционных законопроектов, которые уточняют перечень коррупционных правонарушений, являющихся основанием для увольнения с государственной службы, и обязывают государственных чиновников всех уровней (в том числе парламентариев и служащих крупных госкорпораций) ежегодно предоставлять сведения о доходах и имуществе, своём и членов семьи;
о ратификации соглашения между Россией, Абхазией и Южной Осетией о сотрудничестве в таможенной сфере;
о законодательной инициативе эсера А.В.Белякова ввести в качестве меры наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних принудительную хирургическую кастрацию, применяемую в особых случаях по решению суда;
о перспективе замещения поста главы Комитета по культуре Государственной Думы единороссом В.Р.Мединским.
Анализ динамики доли публикаций о фракциях парламентских партий за 1 октября – 2 ноября 2011 года (график 2) позволяет заключить, что на 2 ноября пришёлся максимальный процент упоминаний в средствах массовой информации депутатов-коммунистов, минимальный – единороссов при стремящемся к среднему – эсеров и либерал-демократов.
График 2
Динамика изменения доли публикаций о фракциях парламентских партий в информационном политическом пространстве с 1 октября по 2 ноября 2011 г.
См. график 2 в иллюстрациях к материалу
3. Совокупные информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций
Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (таблица 3).
Таблица 3
Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (2 ноября 2011 года)
См. таблицу 3 в иллюстрациях к материалу
Совокупные информационные индексы парламентских партий и их фракций в Государственной Думе, в целом, отражают обозначенные выше закономерности распределения медиа-пространства 2 ноября: существенное ослабление по сравнению с предыдущим днём положения «Единой России» и укрепление – парламентской оппозиции (график 3). Суммарное число публикаций, в которых была упомянута «Единая Россия», составило 473 (47,6% всего новостного потока), КПРФ – 262 (26,3%), «Справедливая Россия» – 133 (13,4%), а ЛДПР – 126 (12,7%).
График 3
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве с 1 октября по 2 ноября 2011 г.
См. график 3 в иллюстрациях к материалу
4. Совокупные индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций
Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических сил, позволил проанализировать не только количественный аспект присутствия парламентских партий в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 4).
Таблица 4
Характер освещения в информационном пространстве парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ (2 ноября 2011 года)
См. таблицу 4 в иллюстрациях к материалу
2 ноября лидирующую позицию в рейтинге информационного благоприятствования заняла «Единая Россия», индекс информационного благоприятствования (ИИБ) которой взлетел с 3,2 (1 ноября) до нынешних 883,5 (график 4).
Увеличилось и число одобрительных высказываний и ярких сюжетов о ЛДПР: до 357,6 (вместо 227,6 – в предыдущий день).
Тем же образом складывалась ситуация в отношении КПРФ, чей ИИБ достиг 125,4 (против 89,2 – днём ранее).
Напротив, ослабло положение «Справедливой России»: 150,7 в противовес 259,8 – в первый день ноября.
Итоговое процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес парламентских партий и их фракций в Государственной Думе за 1 – 2 ноября, составило: 42,3% от суммарного партийного ИИБ – за «Единой Россией», 27,9% - за ЛДПР, 19,6% - за «Справедливой Россией» и 10,2% - за КПРФ (график 5).
График 4
Динамика индекса информационного благоприятствования парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ с 1 октября по 2 ноября 2011 гг.
См. график 4 в иллюстрациях к материалу
График 5
Процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ за 1 – 2 ноября 2011 г.
См. график 5 в иллюстрациях к материалу
Некоторые выводы
Проведённый анализ позволяет заключить, что 2 ноября «Единая Россия» сохранила доминирующее положение по степени представленности в информационном пространстве, однако по сравнению с предыдущим днём её позиции заметно ослабли. В итоге, партии власти удалось занять 47,6% медиа-поля (при 56,9% - днём ранее), чему соответствовало 473 публикации: 429 – были посвящены ей как партии и 44 – как фракции в Государственной Думе. Имели же они, преимущественно, позитивный характер, что выразилось в полученном индексе информационного благоприятствования (ИИБ) в 883,5 (вместо -3,2 – 1 ноября).
Второе место по числу упоминаний в средствах массовой информации по-прежнему занимала КПРФ: ей было отдано 26,3% всех новостных сводок об активности парламентских партий (при 19,6% - в предыдущий день) или 262 информационных сообщения (223 – как партии и 39 – как фракции в нижней палате российского парламента). Преобладал в них нейтральный «оттенок», показателем чего служит полученный ИИБ в 125,4 (против 89,2 – в первый день ноября).
Немного расширилась степень представленности в медиа-пространстве эсеров: 13,4% (против 12% - 1 ноября) или 133 сюжета, из которых в 115– «Справедливая Россия» представлялась как партия, а в 18 – фигурировали депутаты её фракции в Госдуме. Выдержано большинство было в нейтральном «ключе», что обусловило получение ИИБ, равного 150,7 (при 259,8 – днём ранее).
Чуть больший интерес информационное сообщество проявило и к деятельности ЛДПР: 12,7% от всех партийных известий (при соответствующем показателе предыдущего дня – 11,5%) или 126 упоминаний (106 – партии и 20 – фракции). Обеспечили же они, в основном, нейтральное и умеренно позитивное информационное сопровождение деятельности либерал-демократов при ИИБ в 357,6 (в противовес 227,6 – 1 ноября).
В целом, за период 1 – 2 ноября качественное наполнение медиа-потока сводилось: 42,3% от суммарного партийного ИИБ – у «Единой Россией», 27,9% - у ЛДПР, 19,6% - у «Справедливой России» и 10,2% - у КПРФ.
Исполнитель исследования: Юшина А.В.
Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ