Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: 1 ноября 2011 года

Скачать .pdf версию с Яндекс Народ

Сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2011-11-04 00:40

Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.

На основании контент-анализа публикаций 7240 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.

В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

1. Информационные индексы думских партий

Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (таблица 1).

Таблица 1

Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (1 ноября 2011 года)

 

См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу

 

1 ноября 2011 г. в информационном пространстве отмечалось 608 упоминаний партии «Единая Россия» или 58% от общего числа высказываний, озвученных в адрес парламентских партий. В 204 материалах (19,4%) фигурировала КПРФ, в 119 (11,3%) – «Справедливая Россия», а в 118 (11,3%) – ЛДПР.

 «Тематический аспект» присутствия парламентских партий в информационном пространстве по-прежнему, преимущественно, сводился к сообщениям о ходе их подготовки к выборам депутатов Государственной Думы VI созыва и к различного рода прогнозам и размышлениям политических аналитиков о возможных сценариях исхода выборной «гонки».

Наиболее широко в средствах массовой информации была представлена прошедшая накануне в Центральной избирательной комиссии РФ жеребьёвка по распределению между участниками избирательной кампании бесплатного эфирного времени для агитации на телеканалах «Россия 1», «Россия 24», «Первый канал» и «ТВ-Центр» и радиостанциях «Радио России», «Маяк», «Вести FM» и «Голос России».

Подавляющее число сюжетов, в которых упоминалась «Единая Россия», были посвящены визиту главы партийного списка и президента РФ Д.А.Медведева в Алтайский край, в том числе, его выступлению на IV Всероссийском студенческом форуме и общению со студентами Алтайского государственного университета.

Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности парламентских партий за период с 1 октября по 1 ноября 2011 г. (график 1), позволяет заключить, что на 1 ноября фиксировалось небольшое завышение показателя единороссов и занижение – парламентской оппозиции.

График 1

Динамика изменения доли публикаций о думских партиях в информационном политическом пространстве с 1 октября по 1 ноября 2011 г.

 

См. график 1 в иллюстрациях к материалу

 

 

2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий

Деятельность фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.

Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (таблица 2).

Таблица 2

Структура информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (1 ноября 2011 года)

 

См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу

 

 

Распределение медиа-поля между фракциями в Государственной Думе рассматриваемых политических сил таково: 42 публикации или 44,7% - у «Единой России», 20 новостных сводок или 21,3% - КПРФ, 18 известий или 19,1% - у «Справедливой России» при 14 упоминаниях (14,9%) ЛДПР.

Контекст же присутствия в информационном пространстве парламентариев 1 ноября, преимущественно, сводился к сюжетам:

о «правительственном часе», в рамках которого депутатами был заслушан отчёт министра здравоохранения и социального развития РФ Т.Н.Голиковой о проделанной подконтрольным ей ведомством за истёкший период 2011 года работе (в частности, о реализации национального проекта «Здоровья»);

о рассмотрении в третьем чтении правительственного проекта федерального закона «Об охране здоровья».

Анализ динамики доли публикаций о фракциях парламентских партий за 1 октября – 1 ноября 2011 года (график 2) позволяет заключить, что 1 ноября фракционные индексы рассматриваемых политических сил, в целом, соответствовали «среднеоктябрьскому» уровню.

График 2

Динамика изменения доли публикаций о фракциях парламентских партий в информационном политическом пространстве с 1 октября по 1 ноября 2011 г.

 

См. график 2 в иллюстрациях к материалу

 

3. Совокупные информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (таблица 3).

Таблица 3

Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (1 ноября 2011 года)

 

См. таблицу 3 в иллюстрациях к материалу

 

Совокупные информационные индексы парламентских партий и их фракций в Государственной Думе, в целом, отражают обозначенные выше закономерности распределения медиа-пространства 1 ноября: существенное укрепление по сравнению с предыдущим днём позиций «Единой России» и ослабление положения парламентской оппозиции (график 3). Суммарное число публикаций, в которых была упомянута «Единая Россия», составило 650 (56,9% всего новостного потока), КПРФ – 224 (19,6%), «Справедливая Россия» – 137 (12%), а ЛДПР – 132 (11,5%).

График 3 

Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве с 1 октября по 1 ноября 2011 г.

 

См. график 3 в иллюстрациях к материалу

 

4. Совокупные индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических сил, позволил проанализировать не только количественный аспект присутствия парламентских партий в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 4).

Таблица 4

Характер освещения в информационном пространстве парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ (1 ноября 2011 года)

 

См. таблицу 4 в иллюстрациях к материалу

 

 

1 ноября лидирующую позицию в рейтинге информационного благоприятствования заняла «Справедливая Россия», хотя её индекс информационного благоприятствования (ИИБ) упал с 423 (31 октября) до нынешних 259,8.

Сократилось и число одобрительных высказываний и ярких сюжетов о ЛДПР: до 227,6 (вместо 382,6 – в предыдущий день).

Тем же образом складывалась ситуация в отношении КПРФ, чей ИИБ достиг 89,2 (против 696,6 – днём ранее).

Напротив, укрепилось положение «Единой России», которой удалось избавиться от нарощенного ранее информационного антирейтинга: 3,2 в противовес -1042,6 – в последний октябрьский день.

Итоговое процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес парламентских партий и их фракций в Государственной Думе за 1 ноября, составило: 44,8% от суммарного партийного ИИБ – за «Справедливой Россией», 39,2% - за ЛДПР, 15,5% - за КПРФ и 0,5% - за «Единой Россией» (график 5).

График 4

Динамика индекса информационного благоприятствования парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ с 1 октября по 1 ноября 2011 гг.

 

См. график 4 в иллюстрациях к материалу

 

График 5

Процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ 1 ноября 2011 г.

 

См. график 5 в иллюстрациях к материалу

 

Некоторые выводы

 

Проведённый анализ позволяет заключить, что 1 ноября «Единая Россия» не только сохранила доминирующее положение по степени представленности в информационном пространстве, но и существенно его укрепила. В итоге, партии власти удалось занять 56,9% медиа-поля (при 49,9% - днём ранее), чему соответствовало 650 публикаций: 608 – были посвящены ей как партии и 42 – как фракции в Государственной Думе. Имели же они, преимущественно, нейтральный и негативный характер, что отразилось на полученном индексе информационного благоприятствования в 3,2 (вместо -1042,6 – 31 октября).

Второе место по числу упоминаний в средствах массовой информации по-прежнему занимала КПРФ, однако ей было отдано лишь 19,6% всех новостных сводок об активности парламентских партий (при 24,5% - в предыдущий день) или 224 информационных сообщения (204 – как партии и 20 – как фракции в нижней палате российского парламента). Преобладал в них нейтральный «оттенок», показателем чего служит полученный ИИБ в 89,2 (против 696,6 – в последний день октября).

Немного сократилась степень представленности в медиа-пространстве эсеров: 12% (против 12,3% - 31 октября) или 137 сюжетов, из которых в 119 – «Справедливая Россия» представлялась как партия, а в 18 – фигурировали депутаты её фракции в Госдуме. Выдержано большинство было в нейтральном и умеренно позитивном «ключе», что обусловило получение ИИБ, равного 259,8 (при 423 – днём ранее).

Ощутимо меньший интерес информационное сообщество проявило и к деятельности ЛДПР: 11,5% от всех партийных известий (при соответствующем показателе предыдущего дня – 13,3%) или 132 упоминания (118 – партии и 14 – фракции). Обеспечили же они, в основном, нейтральное информационное сопровождение деятельности либерал-демократов при ИИБ в 227,6 (в противовес 382,6 – 31 октября).

В целом, 1 ноября качественное наполнение медиа-потока сводилось: 44,8% от суммарного партийного ИИБ – у «Справедливой России», 39,2% - у ЛДПР, 15,5% - у КПРФ и 0,5% - у «Единой России».

 

 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.