Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: 4 октября 2011 года

Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.

Сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2011-10-06 10:08

На основании контент-анализа публикаций 6651 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.

В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

1. Информационные индексы думских партий

Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (таблица 1).

Таблица 1

Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (4 октября 2011 года

 

См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу

 

4 октября 2011 г. в информационном пространстве отмечалось 328 упоминаний о партии «Единая Россия» или 48,9% от общего числа высказываний, озвученных в адрес парламентских партий. В 133 материалах (19,8%) фигурировала КПРФ, в 126 (18,8%) – ЛДПР, а в 84 (12,5%) – «Справедливая Россия».

Контекст присутствия парламентских партий в информационном пространстве по-прежнему, преимущественно, сводился к сообщениям о ходе их подготовки к выборам депутатов Государственной Думы VI созыва и к различного рода прогнозам и размышлениям политических аналитиков о возможных сценариях исхода выборной «гонки».

Также в средствах массовой информации были представлены следующие известия

из «партийной жизни» «Единой России»:

об опубликованной в газете «Известия» статье лидера «ЕР» В.В.Путина, посвящённой перспективам создания Евразийского союза на базе Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана;

о подготовке единороссами «специальных мобильных бригад», представители которых, по большей части, члены «Молодой гвардии «Единой России»», призваны выявлять факты нарушения избирательного законодательства партиями-участницами избирательной кампании и по мере возможности пресекать нарушения закона;

о фактах подкупа избирателей единороссами, организовавшими в ряде российских регионов под лейблом «Социальный магазин» продажу овощей по сниженным ценам и их бесплатную раздачу пожилым и несовершеннолетним гражданам;

о нарастании «внутрипартийного антагонизма» между командой главы партийного списка «ЕР» и российского государства Д.А.Медведева и ориентированными на «национального лидера» В.В.Путина «старыми партийными функционерами» за руководство избирательной кампании партии власти;

из «партийной жизни» КПРФ:

о прошедшем накануне в Государственной Думе «круглом столе» на тему: «Русский народ в Российской Федерации»;

о траурной акции в память о погибших 3 октября 1993 г. защитниках Белого дома;

из партийной жизни «Справедливой России»:

о регистрации Центральной избирательной комиссией партийного списка кандидатов в депутаты Государственной Думы VI созыва от данной политической силы;

об очередном программном интервью С.М.Миронова изданию «РБК daily»;

из партийной жизни ЛДПР:

о прошедшей накануне встрече лидера либерал-демократов В.В.Жириновского с президентом РФ Д.А.Медведевым;

о требовании В.В.Жириновского привлечь к ответственности известного российского модельера Валентина Юдашкина «за то, что он сделал летнюю одежду для зимней русской армии», и ввести в качестве военной формы в Вооружённых Сила РФ «грубый тулуп русский».

Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности парламентских партий за период с 1 сентября по 4 октября 2011 г. (график 1), свидетельствует о достижении 4 октября максимального за рассматриваемый временной отрезок показателя – либерал-демократами, а минимального – единороссам при средних индексах коммунистов и эсеров.

График 1

Динамика изменения доли публикаций о думских партиях в информационном политическом пространстве за период 1 сентября – 4 октября 2011 г.

 

См. график 1 в иллюстрациях к материалу

 

2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий

Деятельность фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.

Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (таблица 2).

Таблица 2

Структура информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (4 октября 2011 года)

 

См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу

 

 

Распределение медиа-поля между фракциями в Государственной Думе рассматриваемых политических сил таково: 49 сюжетов или 41,5% - у «Единой России», 25 новостных сводок или 21,3% - у КПРФ, а по 22 сообщения или 18,6% - у ЛДПР и «Справедливой России».

Контекст же упоминаний в информационном пространстве парламентариев 4 октября сводился к сообщениям о принятии ими в первом чтении президентского законопроекта, ужесточающего наказание за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. А также о законодательной инициативе депутатов-либерал-демократов Я.Е.Нилова и С.В.Иванова о запрете на использование в социальной рекламе образов обнажённых людей в целях защиты интересов детей и нравственных и религиозных убеждений российских граждан.

Анализ динамики доли публикаций о фракциях парламентских партий за 1 сентября – 4 октября 2011 года (график 2) позволяет заключить, что на 4 октября пришёлся минимальный за рассматриваемый период процент упоминаний думских единороссов, близкий к максимальному – либерал-демократов и стремящихся к среднему – коммунистов и эсеров.

График 2

Динамика изменения доли публикаций о фракциях парламентских партий в информационном политическом пространстве за период 1 сентября – 4 октября 2011 г.

 

См. график 2 в иллюстрациях к материалу

 

3. Совокупные информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (таблица 3).

Таблица 3

Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (4 октября 2011 года)

 

 

См. таблицу 3 в иллюстрациях к материалу

 

Совокупные информационные индексы парламентских партий и их фракций в Государственной Думе, в целом, отражают обозначенные выше закономерности распределения медиа-пространства 4 октября: укрепление по сравнению с предыдущим днём позиций КПРФ и ЛДПР и ослабление положения «Единой России» и «Справедливой России» (график 3). Суммарное число публикаций, в которых была упомянута «Единая Россия», составило 377 (47,8% всего новостного потока), КПРФ – 158 (20%), ЛДПР – 148 (18,8%), а «Справедливая Россия» - 106 (13,4%).

График 3 

Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве

за период 1 сентября – 4 октября 2011 г.

 

См. график 3 в иллюстрациях к материалу

 

4. Совокупные индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических сил, позволил проанализировать не только количественный аспект присутствия парламентских партий в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 4).

Таблица 4

Характер освещения в информационном пространстве парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ (4 октября 2011 года)

 

См. таблицу 4 в иллюстрациях к материалу

 

 

4 октября лидирующую позицию в рейтинге информационного благоприятствования заняла ЛДПР, нарастившая индекс информационного благоприятствования (ИИБ) до отметки в 561,7 (против 61,1 – днём ранее).

Немного укрепился и показатель КПРФ: с 451,8 (3 октября) до нынешних 549,2.

Тем же образом складывается ситуация в отношении «Справедливой России», чей ИИБ достиг 462,7 (вместо 28,2 – в предыдущий день).

Положение «Единой России», напротив, в значительной степени ослабло: с ИИБ, равного 154,8 (3 октября), до 53,2 (день спустя).

Итоговое процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес парламентских партий и их фракций в Государственной Думе за период 1 – 4 октября, составило: 38,9% от суммарного партийного ИИБ – за КПРФ, 30,2% - за «Единой Россией», 17,2% - за ЛДПР и 13,7% - за «Справедливой Россией» (график 5).

График 4

Динамика индекса информационного благоприятствования парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ за период 1 сентября – 4 октября 2011 гг.

 

См. график 4 в иллюстрациях к материалу

 

График 5

Процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС  РФ за 1 – 4 октября 2011 г.

 

См. график 5 в иллюстрациях к материалу

 

Некоторые выводы

 

Проведённый анализ позволяет заключить, что 4 октября «Единая Россия» сохранила доминирующее положение по степени представленности в информационном пространстве, однако её позиции продолжили ослабевать. В итоге, она заняла 47,8% медиа-поля, чему соответствовало 377 публикаций: 328 – были посвящены ей как партии и 49 – как фракции в Государственной Думе. Носили же они, преимущественно, негативный и нейтральный характер, что обусловило дальнейшее снижение индекса информационного благоприятствования (в 2,9 раз – по сравнению с предыдущим днём) до 53,2 (против 154,8 – 3 октября и 1250,6 – по итогам 1 – 2 октября).

Второе место по числу упоминаний в средствах массовой информации по-прежнему занимала КПРФ, ей было отдано 20% всех новостных сводок об активности парламентских партий или 158 информационных сообщений (133 – как партии и 25 – как фракции в нижней палате российского парламента). Они же были выдержаны, в основном, в нейтральном и умеренно позитивном ключе, что обусловило небольшой рост ИИБ до 549,2 (при 451,8 – 3 октября).

Ощутимо расширилось присутствие в медиа-пространстве либерал-демократов– 18,8% (в противовес 11% днём ранее) или 148 сюжетов, из которых в 126 – ЛДПР представлялась как партия, а в 22 – фигурировали депутаты её фракции в Госдуме. Число положительных высказываний в адрес данной партии также существенно увеличилось (в 9,2 раза) с 61,1 (3 октября) до нынешних 561,7 ИИБ.

Чуть меньший интерес информационное сообщество проявило и к деятельности «Справедливой России»: 13,4% от всех партийных известий (против 16,5% - в предыдущий день) или 106 публикаций (84 – о партии и 22 – о думской фракции). Большинство же из них носило одобрительный характер, что обусловило наращивание ИИБ в 16,4 раз – до 462,7.

В целом, по итогам 1 – 4 октября качественное наполнение медиа-потока сводится к 38,9% от суммарного партийного ИИБ – у КПРФ, 30,2% - у «Единой России», 17,2% - у ЛДПР и 13,7% - у «Справедливой России».

 

 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.