В.И. Кашин: Хвастаются золотым запасом, а народ ест хлеб с квасом
К отчету правительства РФ об исполнении федерального бюджета за 2010 год.
В петле кризиса
Сегодня вся планета погрузилась в кризис, который является порождением либерально-спекулятивной модели капитализма. Эта модель укоренилась и в России, втянув ее в водоворот кризиса, в нищету и страдание ее граждан. Нашей стране навязана абсолютно несвойственная модель развития, которая ничего не учитывает из ее истории, образа жизни и менталитета российского народа. За годы либеральных «реформ» страна потеряла 15 миллионов человек, из них 14,5 миллионов русских. Сегодня в России нет ни одной деревни, где бы число новорожденных было бы больше числа покойников. В ходе кризиса Россия оказалась из двадцатки ведущих мировых стран на последнем месте. Среди государств БРИК – тоже на последнем. И среди нефтедобывающих стран также самый плохой результат.
Кризис и кризисные явления в экономике России, ее социальной сфере не преодолены. Да они и не могут быть преодолены при той системе власти и проводимом властью антинародном курсе. Страну завели в тупик, посадили на сырьевую иглу, коррупция поразила весь государственный организм. В 2010 году по оценкам экспертов и Счетной палаты Российской Федерации коррупционный оборот составил не менее 1,6 млрд. долларов. Совершенно дикое социальное расслоение между бедными и богатыми. Впереди не видно никакого просвета.
Тем не менее, Россия является, по сути, единственным потенциальным фактором в мире возврата на путь конструктивного развития, если она сумеет вновь конституировать себя как социалистическое государство. Именно поэтому основной удар международных финансовых кругов и так называемых «элит» направлен против нашей страны, используя и внутренние деструктивные силы с тем, чтобы не дать ее народам осознать свое высокое историческое предназначение, так бездарно утраченное в начале 90-х годов прошлого века.
Уже давно, еще со времен К.Маркса и Ф.Энгельса, хорошо известно, что институт частной собственности полностью исчерпал себя, и является не просто главной, а в системном отношении – единственной причиной того, что сегодня жизнь российского народа отягощена не только материальными условиями, но и этническими конфликтами, терроризмом, деградацией окружающей среды, социальными страданиями, преждевременными смертями и т.д. Отчет правительства по итогам 2010 года как нельзя лучше проиллюстрировал все указанные болячки российского бандитского капитализма, господствующего в нашем обществе.
Ниже приводится объективный анализ доклада министра финансов Российской Федерации, с которым он выступил перед депутатами Государственной Думы.
Мнимый рост
Аховское положение в экономике и социальной сфере, неспособность власти к объективному анализу ситуации в обществе еще раз было продемонстрировано в ходе отчета правительства РФ об исполнении федерального бюджета за 2010 год, который состоялся в Государственной Думе 21 сентября 2011 года.
Несмотря на бойкий доклад министра финансов А.Кудрина, положительные сдвиги основных экономических показателей весьма скромны. Россия плетется в хвосте экономически развитых стран. Доля России в мировом ВВП в 2010 году составила около 3%, в то время как, например, США – 20%, Китая – 14%, Японии – 6%, Индии – 5,5%.
Рост ВВП России в 2010 году составил только около 4%. Однако доля расходов на конечное потребление в объеме использованного ВВП снизилась по сравнению с 2009 годом и составила 69,6%. При этом уровень инфляции, даже по официальным данным, достиг 9%-й отметки и продолжает оставаться выше уровня инфляции не только экономически развитых стран, но и многих стран с так называемой переходной экономикой. Заметим, что целый ряд экспертов с такой оценкой не согласны, указывая, что рост цен в стране был гораздо выше. Например, сахар-песок подорожал на 23%, молоко и молочные продукты - на 17%, мясо птицы на - 5,3%, плодоовощная продукция – на 46%, крупа и бобовые – на 59%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 8%, табачные изделия – на 20%, одежда и белье – на 7%, бензин – на 6,5% и т.д.
Наиболее заметный рост наблюдался в промышленности (около 8%), в первую очередь в обрабатывающих производства. Однако и здесь не удалось достичь предкризисного уровня. Сельское хозяйство, подвергшись жесточайшей засухе и не получив государственной поддержки, понесло значительные потери. Валовой сбор зерна в Российской Федерации в 2010году составил 60,9 млн. тонн (в весе после доработки), что на 37,3% меньше уровня предыдущего года. На конец декабря 2010г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей составляло 20,0 млн. голов (на 3,1% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года), из него коров - 8,8 млн. (на 2,5% меньше), свиней - 17,2 млн. (на 0,5% меньше), овец и коз - 21,8 млн. голов (на 1,0% меньше).
Удел народа - нищета
По данным правительства в 2010 году прирост реально располагаемых денежных доходов населения составил 4,2%. Но при этом соотношение между самыми богатыми и самыми бедными составил 16,8 раза против 16,7 раза в 2009 году. Становится тогда понятным, у кого реально выросли доходы – у олигархов. Основная масса населения только нищает. Увеличение пенсий не сказалось на улучшении положения пенсионеров и ветеранов, поскольку мизерные добавки тут же были «съедены» ростом цен. Доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума, т.е. живущих в абсолютной нищеты, превышает 18%.
В 2010 году сохранялась значительная дифференциация уровней заработной платы по видам экономической деятельности. Например, работники текстильной и швейной промышленности получали заработную плату в размере 48% общероссийского уровня средней заработной платы, сельского хозяйства – 50% (в 2009 году - 52%), образования – 66% (71%), здравоохранения – 74% (80%). При этом уровень среднемесячной заработной платы работников финансовой сферы, нефтяной и нефтеперерабатывающих отраслей в 2,3-2,5 раз превышает общероссийский уровень средней заработной платы.
Сырьевая зависимость
Страна по-прежнему твердо сидит на сырьевой игле. Из 8,3 трлн. рублей доходов почти 4 трлн. рублей, т.е. около половины – это нефтегазовые доходы. Остальное получено за счет промышленности, сельского хозяйства и управления госсобственностью. Правительство устойчиво демонстрирует неспособность или нежелание добиться улучшения в сборе налогов. Наиболее существенные недополучения налогов отмечается в части сбора налога на добычу полезных ископаемых. В 2010 году оно превысило 2,3 млрд. рублей. Т.е. самые "бедные" еще и налоги не платят. Различного рода задолженности перед бюджетом перевалили за 1,4 трлн. рублей или 16,2% доходов федерального бюджета.
Снизились доходы и от использования имущества, находящейся в федеральной собственности. Только 23,6% крупнейших акционерных обществ с государственным участием перечислили в федеральный бюджет дивиденды. В натуральном исчислении они составили мизерную сумму в 45 млрд. рублей. В общих доходах от имущества вместе с доходами Банка России (180 млрд. рублей) это всего лишь 5,2%, что на 0,5% меньше по сравнению с 2009 годом. Задолженность акционерных обществ по уплате дивидендов оценивается суммой не менее 3,5 млрд. рублей.
Под неумолкаемые разговоры о привлекательности российской экономики для инвестиций из страны не прекращается бегство капиталов. По самым скромным подсчётам, из страны отток капиталов составил в прошлом году 35,3 миллиарда долларов. Причем отток капитала усиливается: за полгода 2011-го за рубеж уже "убежало" 31,2 миллиарда долларов.
Если говорить об эффективном использовании поступивших в распоряжение правительства денег налогоплательщиков, то тут есть ставшие уже традиционными недостатки и провалы.
Болезнь недофинансирования
Расходы федерального бюджета составили 22,5% объема ВВП, что на 2,4% ниже уровня 2009 года. В натуральном выражении это 10,1 трлн. рублей. Но исполнены расходы на 98,6%. При этом недофинансированы практически все основные распорядители бюджетных средств: образование, здравоохранение, социальная политика, культура, ЖКХ, национальная оборона, охрана окружающей среды, межбюджетные трансферты и т.д. Остается крайне неудовлетворительным кассовое исполнение расходов федерального бюджета. В первую очередь его неравномерность. В декабре 2010 года кассовые расходы были в 2,1 раза выше среднемесячных расходов и составили 17,7% годового объема расходов, превысив аналогичный показатель в абсолютном выражении за последние 10 лет. А за три последние месяца года расходы составили треть годовых. Делается это преднамеренно, и эта "хитрость" правительства давно известна: не давать денег в течение трех кварталов, дать в конце года, а в итоге их отобрать, вернув в бюджет следующего года. В результате общий объем неиспользованных средств составил 184,1 млрд. рублей, остатки бюджетных средств на 1 января 2011 года - 390,4 млрд. рублей.
Не в полном объеме (99%) профинансированы федеральные целевые программы (ФЦП). Недофинансирование коснулось 34 программ, т.е. 65,5% от общего числа ФЦП. По 52 ФЦП полностью не профинансированы 60 целевых индикаторов, по 30 ФЦП не профинансировано в полном объеме половина индикаторов, по 5 ФЦП не профинансировано более половины индикаторов, в том числе по таким ФЦП как "Модернизация системы движения воздушного транспорта" (стоит ли после этого удивляться, что у нас самолеты один за другим падают), "Социальное развитие села" (хотя правительство постоянно объясняется в любви к АПК), "Развитие физической культуры и спорта" и т.д.
На 33,3 млрд. рублей недофинансирована и федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП). Результатом явился рост незавершенного строительства. Его объем увеличился за год на 16,8% и составил 328,8 млрд. рублей. Из 1036 строек и объектов, предусмотренных к вводу, завершено строительство и введены в эксплуатацию только 354 объекта или 34,2%. Провалено и жилищное строительство. В 2010 году введено 58 млн. кв. м жилья, на 1,8 млн. кв. м меньше, чем в 2009 году.
Финансовому обрезанию подверглись даже приоритетные национальные проекты (ПНП). Например, ПНП "Образование" профинансировано на 86%, "Здоровье" - на 89%, "Поддержка АПК" - на 96%. По состоянию на 1 января 2011 года в рамках реализации отдельных мероприятий по ПНП "Здоровье" отмечалось наличие неиспользованных средств в субъектах Федерации от 17 до 100%. Сорван ввод 6 перинатальных центров, техническая готовность которых составила от 30 до 90%. Такое отношение к здравоохранению приводит к тому, что, несмотря на оптимистические заявления властных чиновников об улучшении демографической ситуации, смертность в стране остается на высоком уровне и по-прежнему превышает рождаемость. В 2010 году население России сократилось на 240 тысяч человек.
Тяжелое финансовое положение остается и в большинстве регионов. Кризис достал самые отдаленные уголки России. Количество дотационных регионов с 62 увеличилось еще на один и составляет 63 региона.
В окружении долгов
Страна продолжает погружаться в долговую яму. Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2011 года по сравнению с 1 января 2010 года увеличился на 28,6% и составил 4,2 трлн. рублей или 9,3% ВВП. Объем государственного внутреннего долга на конец 2010 года достиг почти 3 трлн. рублей. За год он вырос на 40,4%. Внешний долг составил 1,2 трлн. рублей с годовым ростом в 7%. Рост долга естественно влечет увеличение расходов на его обслуживание. Например, обслуживание внутреннего долга в 2010 году выросло на 35% и составило 122 млрд. рублей. В целом расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга Российской Федерации в 2010 году практически достигли расходов по таким статьям как "Культура, кинематография, средства массовой информации" (125,6 млрд. рублей) и сопоставимы с расходами по разделу ЖКХ (234,9 млрд. рублей).
Консолидированный внешний долг России за год увеличился на 22 млрд. долларов или на 5% и составил на 1 января 2011 года 489 млрд. долларов. Впервые консолидированный государственный долг на 2% превысил золотовалютные международные резервы страны. Как говорит народная мудрость: хвастаемся золотым запасом, но придеться есть хлеб с квасом. И то в лучшем случае.
Ухудшается и ситуация с долгами в регионах. Их долг на 1 января 2011 года составил 1,1 трлн. рублей, и за год увеличился на 205 млрд. рублей, расходы на его обслуживание выросли на 14%. Рост долговой нагрузки бюджетов субъектов Федерации свидетельствует о серьезных проблемах в экономике регионов, которые являются серьезным препятствием их социально-экономического развития, не говоря уже об объявленной властью модернизации экономики регионов.
"Похудели" и основные финансовые фонды страны. В течение года объем Резервного фонда уменьшился на более чем на 1 трлн. рублей. На 1 января 2011 года в нем оставалось 775 млрд. рублей. Фонд национального благосостояния уменьшился на 73,5 млрд. рублей, сохранив в своем объеме 2,7 трлн. рублей.
Итоги 2010 года убедительно показали, что страна находится в цепких лапах кризиса, усугубляемого бездарным управлением страной. Сегодня оно является главным препятствием на пути к возрождению России. Итоги первой половины 2011 года свидетельствуют, что отрицательные тенденции и в экономике, и в социальной сфере сохраняются. Продолжается обнищание народа, рост цен и тарифов и обогащение олигархической клики. Число граждан с доходами ниже прожиточного минимума выросло до 23 млн. человек. Сохраняется напряженность на рынке труда: около 5 млн. человек находятся в поиске работы.
Пустота обещаний
В канун выборов высшие чиновники обрушили на головы граждан обильный дождь обещаний - повысить пенсии, стипендии, заработную плату врачам и учителям, содержание военнослужащим и т.д. и т.п. Главная цель - конечно же удержаться у власти, любой ценой, ну, а обманывать своих граждан давно стало привычным делом для стоящих у руля государства и всей остальной свиты, объединенной партией "Единая Россия". То что такие обещания фикция, проговорился совершенно неожиданно сам министр финансов Российской Федерации А.Кудрин. Он заявил, что если правительство не откажется от части объявленных обещаний, то после выборов неизбежно повышение налогов. В частности он сказал, обещанное перевооружение армии за 20 трлн. рублей до 2020 г. «сейчас источниками не обеспечено вообще». Другой пример - повышение пенсий за счет увеличения страховых взносов, а затем - решение снизить их с 2012 г. с 34 до 30% не позволяет говорить о каком-либо повышении пенсионного обеспечения ветеранов. Чтобы это стало хоть в какой-то мере реальностью, правительству придется повысить пенсионный возраст. Предвыборные обязательства можно оплатить только повышением налогов и введением новых налогов на недвижимость, землю и т.д. Правительство должно будет пойти на увеличение рентно-сырьевых сборов с 28% ВВП до 37%, как это имеет место в среднем по Европе. Но до сих пор государство снижало налоговую нагрузку, исходя из интересов нефтяных и газовых олигархов, и вряд ли оно способно наступить на горло собственной песни.
Пока же бюджету обещан дефицит еще на три года (1,5, 1,6 и 0,7% ВВП). Расходы до 2014 года снижаются с 20,7 до 20,1% ВВП. Прежде всего, это коснется образования, здравоохранения и экономики. Как на самом деле будут развиваться события, никто толком не знает. Как заявил один из ответственных чиновников правительства: «Сейчас не существует даже краткосрочного достоверного анализа».
Победа - в поддержке коммунистов
Совершенно очевидно, что обещания премьера В.Путина - это всего лишь предвыборные заявления, не подкрепленные даже "краткосрочным анализом". Наши граждане не должны в очередной раз попасться на блесну обмана власти. Выход из нынешнего тяжелого кризисного положения только в одном - отказать в доверии партии "Единая Россия" и проводимому курсу. Мы можем вместе стать на путь возрождения страны, поддержав на предстоящих выборах в парламент и президента представителей единственной политической силу, отстаивающей интересы абсолютного большинства граждан России - Коммунистической партии Российской Федерации. КПРФ располагает для этого всем необходимым - опытом, знаниями, научно выверенной программой выхода из кризиса, профессиональными кадрами. Компартия все эти годы ведет ожесточенную борьбу с режимом и в парламенте, и вне его стен. Нами внесен целый ряд законопроектов, которые могли бы, даже в условиях нынешней власти, существенно улучшить положение граждан. В частности, это такие законопроекты как закон о национализации природных ресурсов и основных отраслей экономики, закон о государственной монополии на производство алкогольной и табачной продукции, закон о государственном регулировании цен и тарифов, закон о народном контроле, закон о борьбе против коррупции, закон о прогрессивной шкале налогообложения на свердоходы и т.д.
Придя к власти, мы обязательно примем эти законы. При поддержке народа мы неизбежно добьемся успеха, сумеем в самое короткое время улучшить жизнь в целом. Наши первоочередные задачи состоят в улучшении ситуации в социальной сфере, в сфере ЖКХ (обеспечение жильем, ликвидация аварийного и ветхого жилья), повышение заработной платы и пенсий, исходя из реального прожиточного минимума, а не минимума выживания, ликвидации нищеты, поддержка науки и восстановление обороноспособности страны, бесплатное образование и медицинское обслуживание... Мы вернем нашим граждан все хорошее, что было завоевано ими за годы борьбы и героического труда. Вместе мы обязательно победим, обязательно поднимем и возродим нашу Россию, как это неоднократно доказывали народы СССР в героические годы Советской власти.
Вперед, к общей Победе!