Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
21 сентября Госдума заслушала отчет об исполнении федерального бюджета за 2010 год, с которым выступил заместитель Председателя правительства Российской Федерации – министр финансов РФ А.Л. Кудрин. Позицию фракции КПРФ по этому вопросу изложил в своем выступлении депутат С.И. Штогрин.
С.И. Штогрин (фракция КПРФ).
- Уважаемые коллеги, уважаемые представители правительства!
Начну свое выступление с постулата о том, что много доходов не бывает, и любое правительство должно в максимальной степени мобилизовать все возможности для того, чтобы казна была полна.
О дивидендах и доходах от собственности государства уже в этом зале говорилось не раз, и сегодня тоже затронули эту тему. Но, на мой взгляд, воз и ныне там. Получается так, что самый большой доход государство получает не от компаний и банков с государственным участием (в 2009 году - всего 45 млрд. рублей), а от Банка России, поступления от которого составили 188 млрд. рублей или 75% дохода государства. Получается, что самый эффективный менеджмент у нас в Банке России.
А вот Европа и США в посткризисный период находят нетрадиционные источники своих бюджетных доходов. Например, Германия, купив у работников банка "Лихтенштейн LGT" базу данных о вкладах своих граждан, вернула в бюджет 500 млн. евро, потратив на взятку в сто раз меньше. Испания вернула из оффшоров 10 млрд. евро, Великобритания - 7 млрд. фунтов стерлингов, США говорят, что возвращены несколько сот миллиардов долларов. А что же Россия? У нас с полулегальной и нелегальной утечкой капитала все нормально?
По самым скромным подсчетам, из страны отток капиталов составил в прошлом году 35,3 млрд. долл., а за полгода 2011-го - уже 31,2 млрд. долл. Темпы роста оттока капитала в 2 раза выше, чем в прошлом году. И что же, правительство в этой ситуации? Бездействовало? Нет. Россия стала готовить соглашение с Кипром, где обитало большинство российских компаний, минимизирующих свои налоги, и договорилась о раскрытии информации об их счетах и банковских операциях. Что вы думаете? Пока готовилось соглашение, по экспертной оценке, около 40 тыс. компаний из оффшора Кипра ушло в другие юрисдикции, но тоже оффшоры, поэтому мы ничего не получили. Поэтому у меня такая просьба к Министру финансов, чтобы аналогичное соглашение со Швейцарией, которое будет подписано на днях, не повторило печальный опыт, когда мы действуем уже "по хвостам" и результата никакого не достигаем.
С другой стороны, хочу заметить, что недавно мы с Сергеем Решульским подготовили проект закона "О повышении ставки налога на доходы на дивиденды физических лиц с 9% до 13%", чтобы те, кто получает не зарплату, а дивиденды, платили такие же налоги. Ведь у нас учитель или врач платит 13% подоходного налога со своей зарплаты, а сейчас еще и 34% страховых взносов. А, получая дивиденды, например, какой-нибудь олигарх платит только 9% с них и еще 20% - налог с прибыли. Получается большая разница в цифрах. Конечно, зачем получать зарплату и платить социальные взносы, когда легче получить дивиденды и вывезти их за рубеж. В свое время наш проект закона отклонили усилиями фракции "Единая Россия", но, я думаю, что к этому вопросу надо вернуться, и каналы утечки капиталов из России все-таки максимально перекрыть.
Если говорить об эффективном использовании поступивших в распоряжение правительства денег налогоплательщиков, то тут есть как традиционные претензии, так и новые.
Мы уже много говорили о нерасторопности и волоките с принятием подзаконных актов. Дело, кажется, сдвинулось. Я думаю, и об этом шла речь на недавнем заседании Комитета по бюджету и налогам, что наши отраслевые комитеты должны заниматься контролем за исполнением бюджета не в октябре-ноябре месяце, а начиная с самого первого квартала, и приглашать на заседания своих комитетов соответствующие отраслевые министерства и спрашивать о том, что они подготовили, какие законодательные акты есть, каких нет, какая депутатская помощь нужна? Если следить за бюджетом не в конце года, а поквартально, тогда ситуация, возможно, изменится.
Продолжается распыление капитальных вложений, и, как следствие, рост незавершенного строительства. К концу 2010 года его объем составил 328,8 млрд. рублей. Это почти в 3 раза больше, чем было 4 года назад (на 1 января2006 г.). Видимо, правительство работает таким образом, что, раздавая деньги, не требует отчета с тех, кто их получает. Особенно это характерно для субъектов Федерации и муниципальных образований. Кроме того, наблюдается очень большой объем возврата различного рода субсидий. Деньги замораживаются, исключаются из оборота, гоняются туда-сюда и не работают на экономику. Приведу только некоторые цифры. Восстановлено остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет - 817 млрд. руб. в 2010 году; возвращено неиспользованных остатков прошлых лет в федеральный бюджет бюджетополучателями - 50,2 млрд. руб.; возвращено из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации в объеме потребности в расходах - 25 млрд. руб. Я думаю, что надо наводить порядок, чтобы эти деньги работали.
Традиционно остаются большие остатки средств на счетах федерального бюджета и бюджетополучателей, с этим тоже надо бороться.
Появились новые проблемы с разумным использованием правительством страны имеющихся финансовых ресурсов.
За прошлый год Трехсторонняя комиссия по межбюджетным отношениям выделяла деньги субъектам Федерации по поручениям Президента и Председателя Правительства, по-моему, 2 раза в размере 9 млрд. рублей. Получается так - пригласил губернатор к себе одного из лидеров нашей страны, принял его хорошо, получаешь деньги. Помнится мне, Алексей Леонидович, Вы говорили, что намерены с этой порочной практикой покончить. Видимо, пока не получается. Два дня назад, 19 сентября Трехсторонняя комиссия вновь одобрила подарки субъектам Федерации в размере 6,5 млрд. рублей. Я думаю, что было бы хорошо, если бы Счетная палата проверила, насколько эффективно именно эти деньги используют бюджетополучатели, те, которые просили и выклянчивали их, и подготовила специальный доклад по этому вопросу. Тогда, наверное, лидеры страны сами бы покончили с подобной практикой.
Практика заслушивания отчетов, которую мы используем сегодня, требует кардинального изменения. Я уже говорил об этом. Если будет принято предложение, выработанное на Комитете по бюджету и налогам, о работе наших отраслевых комитетов с министерствами в течение всего года, тогда не будет необходимости прибегать руководству страны все больше к ручному управлению финансами, поскольку Бюджетный кодекс, который мы постоянно правим, и законы не исполняются, а деньги расталкиваются в основном в конце года.
Вот один интересный пример. Он касается расходов по закрытым статьям. Но есть такая открытая цифра - Министерство обороны РФ приобретало жилье для военнослужащих по стоимости, которая была завышена на 32%. Разные причины были для этого. И одна из них - то, что данное жилье приобреталось в конце года, а не в течение всего года, как это надо было сделать. Хотя нас убеждают, что ФЗ-94 экономит бюджету миллиарды рублей, и правительство не дает его править или отменить вообще. Получается, что он остается практически неприкосновенным как "священная корова". И контролеров у нас достаточно - Счетная палата, КРУ Минфина, почти в половине бюджетополучателей созданы собственные контрольные органы, но почему тогда случаются такие казусы. Я думаю, что Министерству финансов необходимо настоять на создании собственных органов контроля за использованием бюджетных средств во всех регионах уже в следующем году, чтобы они проводили в жизнь нормальные контрольные функции.
Кроме того, необходимо задуматься о том, как мы рассматриваем отчет об исполнении бюджета. Мы его изучаем чисто с финансовой стороны, только цифры. На мой взгляд, если бы мы рассматривали его шире, как исполняет правительство законы о федеральном бюджете, то пользы от этого было бы больше.
Какой можно сделать вывод из сегодняшнего обсуждения? По-моему, исполнение бюджета 2010 года не внесло каких-либо заметных изменений в экономическую политику правительственной элиты, которая по-прежнему довольствуется ролью поставщика сырья на мировые рынки. Кроме того, серьезных улучшений в материальном и социальном положении граждан не произошло.
Исходя из этого, наша фракция КПРФ не поддержит проект закона "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год" и будет голосовать против.