Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Здоровый народ – сильная Россия! Фракция КПРФ в Госдуме провела «круглый стол» по проблемам здравоохранения

2011-06-16 20:09
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме. Алексей Брагин. Фото Сергея Сергеева.

16 июня фракция КПРФ в Госдуме провела «круглый стол» на тему: «Развитие здравоохранения в России. Обсуждение закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Накануне в Госдуме этот законопроект был принят в первом чтении. Фракция КПРФ голосовала против него. Коммунисты считают, что этот законопроект надо вынести на всенародное обсуждение и не раньше осени рассмотреть во втором чтении. Провел заседание «круглого стола» и выступил на нем руководитель фракции КПРФ в Госдуме Г.А. Зюганов.

 

Следует отметить, что на этом «круглом столе» были представлены крупные специалисты в области здравоохранения. С основными докладами выступили заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ В.И. Скворцова, заместитель председателя Формулярного комитета РАМН, доктор медицинских наук, профессор П.А. Воробьев.

Также на прошедшем мероприятии выступили депутат Госдумы фракции КПРФ О.А. Куликов, депутат фракции Н.В. Коломейцев, президент «общества специалистов доказательной медицины», доктор медицинских наук, профессор В.В. Власов, президент Всероссийского общества гемофилии, сопредседатель Всероссийского общества пациентов Ю.А. Жулев, доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра экономической теории социального сектора Института экономики РАН Т.В. Чубарова, председатель ЦК профсоюза работников здравоохранения, доктор медицинских наук, профессор М.М. Кузьменко, доктор медицинских наук, профессор А.С. Акопян, исполнительный директор общества «Равное право на жизнь» Д.А. Борисов, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН А.М. Егоров, сопредседатель организации пациентов «Право на жизнь» М.Ю. Гавриков, директор института экономики здравоохранения Госуниверситета «Высшая школа экономики» Л.Д. Попович, доктор медицинских наук, вице-президент Российской медицинской ассоциации Г.Г. Кривошеев, врач из Ульяновской области, депутат от КПРФ в областном законодательном собрании А.В. Куринный.

Лидер российских коммунистов Г.А. Зюганов в своем выступлении подверг резкой критике действия правящего режима. "Я хочу вам напомнить, что главная идея, которой руководствуется наша партия и фракция – это человек во всем его многообразии. Ибо в 21-м веке на вызовы природы, политики и экономики ответят только хорошо образованные и грамотные люди", - сказал Г.А. Зюганов. По его мнению, сегодня не только здравоохранение «сидит на полуголодном пайке», но и в других сферах жизни дела обстоят не лучше. В стране ликвидируется классическое образование, среди двадцатки развитых стран «мы глубже всех провалились в кризисную яму», в России из 142 миллионов жителей около 5,5 млн – безработных, 2 млн детей школьного возраста не учатся в школе, 12 млн – инвалиды, 6 млн – наркоманы, 40 млн – пенсионеры и только 25 млн – работают в реальном производстве. За годы «реформ» наша страна потеряла 15 млн человек, из них – 14,5 млн – это русские. С учетом того, что на территории нашей страны сосредоточено одна треть мировых стратегических ресурсов, а проживает – около 2% населения всей планеты, и оно продолжает катастрофически сокращаться, существует реальная угроза дальнейшего существования нашей государственности.

Геннадия Андреевича сильно возмутил последний факт, когда около 1 трлн. 420 млрд рублей – доход от продажи нефти и газа, наши правители «спрятали в иностранных  банках» вместо того, чтобы поддержать отечественную экономику и собственное население. Он также привел статистику, что в прошлом году от паленой водки в России умерло около 40 тысяч человек. По его данным, до 80% населения страны имеют доход от 4 до 17 тыс. рублей. При таких доходах у нашей людей нет возможности ни на получение достойного лечения, ни на профилактику заболеваний, ни на возможность заниматься физкультурой и спортом в современных спортивных клубах. И, вообще, без изменения политического и экономического курса в стране, предложенный законопроект не изменит ситуации ни в стране, ни в здравоохранении, в частности. Так считает и Г.А. Зюганов и остальные участники «круглого стола». В завершении Г.А. Зюганов поздравил врачей с наступающим днем медицинского работника, который в этом году будет отмечаться в воскресенье 19 июня.

Пожалуй, только выступление государственного чиновника В.И. Скворцовой прозвучало с парадным энтузиазмом. Она согласилась с тем, что нынешнее состояние здравоохранения в стране никого не устраивает, но при этом панацеей от всех бед С.И. Скворцова видит предложенный законопроект.

Действительно, при первоначальном прочтении предложенный федеральный законопроект производит положительное впечатление. Во всяком случае, для не специалиста. К примеру, законопроект провозглашает гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Но при более внимательном прочтении можно обнаружить много уловок в предложенном законопроекте. Так, Л.Д. Попович, считает, что законопроект писали лукавые люди. Читаем в законе: «Медицинская помощь по видам, условиям и в объемах, которые предусмотрены программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предоставляется гражданам без взимания платы». И тут же в законе другая приписка: «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи определяет нормативы объема медицинской помощи…». То есть, помимо «программы государственных гарантий», в которую можно заложить, действительно, высокие гарантии медицинских услуг населению, и с которой «медведи» наверняка снова пойдут «пиариться», будут существовать и «нормативы объема медицинской помощи», которые, судя по всему, будут соответствовать нынешним реалиям, т.е. зависеть от региональных возможностей, о которых «медведи» постараются поменьше говорить.    

Депутат Н.В. Коломейцев задал вопрос В.И. Скворцовой, почему в нашей стране не взята за основу система здравоохранения по Н.А. Семашко, действовавшая в СССР. В.В. Скворцова считает, что система здравоохранения, сформировавшаяся в СССР, годится только для мобилизационной экономики, в нынешних же условиях, по ее мнению, мы должны перейти к системе государственного медицинского страхования. В.В. Скворцова с неохотой признала, что в СССР была отлажена хорошая система профилактики заболеваний, но при этом, она считает, лечили хуже, чем сегодня, и даже (о Боже мой!) «не было Интернета».

Прямо скажем, подобная аргументация не выдерживает никакой критики. После развала СССР прошло уже 20 лет. Понятно, что за это время технологии, в том числе, в медицине, двинулись далеко вперед. За последние годы Интернет занял значительное место в нашей жизни. Но у любого здравомыслящего человека даже не возникает сомнений, что будь сейчас СССР, все бы эти технологии намного быстрее внедрялись в жизнь, чем сейчас. Потому что деньги тогда не разворовывались олигархами, а все шли на экономику страны. Почему только эти очевидные вещи не понятны В.В. Скворцовой?

Очень много интересных фактов и суждений прозвучало в выступлениях участников «круглого стола». Особенно запомнилось выступление А.В. Куринного. Он практикующий врач, из Ульяновской области, член фракции КПРФ в областном законодательном органе, короче говоря, профессионал в вопросах здравоохранения. А.В. Куринный считает, что власть все еще не решается признать, что в нашей стране фактически больше нет бесплатной медицины, как это было в СССР. Поэтому власть облекает свои законы в красивую оболочку, а на самом деле происходит сворачивание социальных гарантий наших граждан, в том числе на получение бесплатных медицинских услуг. По словам А.В. Куринного, примерно 10% бюджета медицинских учреждений сегодня формируется за счет платных медицинских услуг. А.В. Куринный убежден, что на медицину должно выделяться не менее 6% ВВП. Он считает, что страна утратила лекарственную безопасность, потому что на рынке преимущественно лекарства импортного производства, сейчас в стране даже не осталось производства рентген-аппаратов (ведется только сборка). А.В. Куринный считает, что сегодня нет оснований для того, чтобы коренным образом менять систему подготовки врачей, как это предусматривает законопроект.

 

По итогам «круглого стола» была принята резолюция.

 

Резолюция «Круглого стола»

 

«Развитие здравоохранения в России. Обсуждение закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», принятого Государственной Думой в первом чтении»

Заслушав доклады Министерства здравоохранения и социального развития, Формулярного комитета о состоянии здравоохранения страны, представителей профессиональных и пациентских общественных  организаций,  участники  Круглого стола отмечают, что вопросы здравоохранения  стоят на первом месте среди приоритетов большинства наших граждан. Охрана здоровья и жизни граждан являются основными задачами социального государства. Вместе с тем, состояние здравоохранения в стране остается неудовлетворительным, не отвечающим потребностям населения. Практически отсутствует система охраны здоровья, охраны труда, в части создания безопасной окружающей среды, обеспечения  безопасности  продуктов питания и питьевой воды и необходимых условий качества жизни. Особую тревогу вызывает контроль качества продуктов питания, после замены ГОСТов на ТУ и отмены обязательной сертификации продуктов питания с 15 февраля 2010 г. в ущерб потребителям, но в пользу производителей, которые ежегодно смогут экономить до 700 млрд. руб. Населенные пункты нашей страны окружены огромными свалками, нет государственной политики по борьбе с загрязнением промышленными, бытовыми отходами, канализационными стоками. Инфраструктура созданная более 50 лет назад, находится в изношенном состоянии. Крайне мало внимания уделяется вопросам здорового образа жизни, нерешительные движения по ограничению курения, предупреждению и лечению алкоголизма и наркомании. Природа страны разрушается, при этом экологический контроль оказался подчиненным интересам природопользователей, монополий.

Здравоохранение страны требует существенной модернизации. Медицинская помощь, особенно в первичном звене, оказывается в малопригодных помещениях, часто приспособленных, имеющих возраст 50 и более лет. Нет современной инфраструктуры, современное оборудование отсутствует или малодоступно, а если оно имеется - на нем некому работать. Срочно необходима широкомасштабная программа типового модульного строительства медицинских учреждений всех типов, взамен выработавших моральный и физический ресурс, особенно для первичного звена здравоохранения, оборудования типовых кабинетов и отделений в соответствие с современным уровнем развития медицины - визуализирующие методы исследования, гемодиализ, интенсивная терапия, офтальмология, стоматология и др.

Крайне тревожная ситуация с кадрами: в первичном звене не хватает около 60 тыс. врачей, в то время как в стационарной сегменте помощи их существенный переизбыток. Значительно неравенство в показателях здоровья населения, проживающего в различных субъектах страны, между жителями города и села. На селе врачей всего 7,4%, а там проживают 27% граждан, на одного жителя на селе врачей в 3 раза меньше, чем в городах. Коэффициент совместительства 1,4-1,6,  в сельской местности - еще выше. Расслоение населения по доходам продолжается и в сфере здравоохранения: современными достижениями медицины могут воспользоваться 77% из группы богатых и только 1,7% из группы бедных. Это неравенство больше, чем просто неравенство по доходам: справедливое здравоохранение должно являться системой социального выравнивания, что, безусловно, должно быть отражено в законопроекте.

Соотношение врачей и медсестер у нас 1:2, в развитых странах 1:4. Врачи выполняют функции среднего персонала. Престиж медицинской профессии - один из самых низких за всю историю здравоохранения. Половина выпускников медвузов не идет в здравоохранение. Более 50% работающих врачей предпенсионного и пенсионного возрастов. Врачи бесправны и беззащитны, являются наемными работниками, получающими крайне низкое, недостойное вознаграждение за свой труд. Они не свободны в своих действиях, ограничены надуманными порядками и минимальными стандартами, которые задуманы для расчета стоимости медицинских услуг, а для медицинских технологий не применимы. Решение проблемы представляется комплексным, одним повышением заработной платы, социальным пакетом, даже представлением жилья в собственность проблему до конца решить не удастся. Хотя и это - было бы не мало.

Законодательно сложилась парадоксальная ситуация, что медицинскую помощь оказывает медицинская организация. Необходимы законодательные решения по изменению правового статуса врача. Основу здравоохранения составляют отношения «врач-пациент», а все остальное (органы здравоохранения, фонды ОМС и др.) является надстройкой, задачей которой является обеспечение нормальной работы базиса.

Крайне низка активность и эффективность общественных профессиональных организаций, поскольку она ограничивается властью, законом и еще больше ограничений предусмотрено проектом рассматриваемого закона.

Самые крупные дефекты сложились в помощи первого контакта: скорой медицинской помощи, помощи на дорогах, на селе. Да и в городах на уровне первичной медико-санитарной помощи, от которых зависит эффективность всех последующих уровней здравоохранения. Предлагаемые Правительством меры не адекватны сложившейся ситуации. Покупкой компьютерных томографов в отдельные райцентры, организацией "застав" машин скорой помощи на постах ГИБДД проблему не решить. Нужно развивать санавиацию, не только как средство эвакуации, но и как средство оказания помощи, в том числе - профилактической, в отдаленных территориях, перераспределять оказание первой помощи в достаточном объеме с медицинского персонала на парамедицинский - полицейских, пожарных, других специально обученных людей. Только обеспечение части традиционной в стране врачебной работы деятельностью парамедиков позволит переломить ситуацию с первичной помощью. Нужны немедленные реальные шаги по развитию общеврачебных практик.

Крайне важной и болезненной является ситуация с лекарственным обеспечением. Лекарственные технологии являются наиболее эффективными и быстро развивающимися, во многих случаях приводя к излечению ранее неизлечимых болезней и существенному удлинению жизни. Однако большинству населения - более 90% граждан - жизненно необходимые лекарства недоступны из- за высокой стоимости. Вместо адекватного медицинского лечения больные лечатся самостоятельно, прибегая к сомнительным методам, БАДам, что значительно ухудшает результаты медицинской помощи в целом. Государственное покрытие затрат на жизненно необходимые (основные) лекарства быстро и значительно улучшит показатели эффективности всей системы медицинской помощи.

В последнее время принято несколько законов, радикально изменивших систему оказания медицинской помощи. Экспертное сообщество негативно оценивало эти законы уже на стадии проектов. Принятые законы и подготовленный законопроект только способствуют дальнейшему разрушению здравоохранения. Так, разработчики ФЗ 83 не учли, что медицинские учреждения - не тоже самое, что кинотеатры, которые не зависят друг от друга и могут работать автономно: ни одно медицинское учреждение не может оказать весь спектр медицинских услуг и потому они должны рассматриваться в структуре системы. После принятия законов стало очевидно, что предсказываемые ошибки послужили нарастанию проблем в здравоохранении страны. В настоящее время в столь же быстром темпе, практически без обсуждения, через Государственную Думу проводиться законопроект «Об основах охраны граждан в Российской Федерации», который предлагается взамен действующих с 1993 г. Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Закон содержит целый ряд принципиальных упущений, которые невозможно компенсировать поправками ко второму чтению, не меняя концепцию закона. Закон устанавливается на многие годы, однако в нем нет перспективной модели здравоохранения, так как отсутствует Концепция развития здравоохранения. Не сформулированы принципы российского здравоохранения, как были сформулированы принципы советского здравоохранения. Законопроект противоречит ряду статей Конституции РФ, гарантом которой является Президент, некоторым принятым законам, международным соглашениям. Права граждан по этому закону объявляются декларативно, поскольку не указаны субъекты, обеспечивающие эти права и не указана ответственность. Фактически государство продолжает снимать с себя ответственность за социальную сферу и перекладывает ее на регионы, местные органы, работодателей и граждан. Декларативность большинства положений законопроекта делает его невыполнимым и ничего не дает ни врачам, ни пациентам.

Закон не вносит ясности в разделение платных медицинских услуг и объемов медицинской помощи, финансируемой государством. В двух статьях (17 и 78) записано, что граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, хотя платные услуги не имеют никакого отношения к правам граждан на охрану здоровья, а определяется желанием и финансовыми возможностями пациента. Узаконивается платная медицинская помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, что не соответствует Конституции РФ. Более того, Законопроект усугубляет коммерциализацию и повышает коррупционную составляющую в системе здравоохранения страны, снижает доступность медицинской помощи, ухудшает правовое и экономическое положение медицинского персонала.

Из законопроекта полностью выпала статья 2, пункт 5 Основ законодательства «Об охране здоровья граждан», об ответственности государства, которой в новом законопроекте нет. Например, в статье 14 записано, что каждый имеет право на охрану здоровья, а что это означает, кто за это отвечает, как и чем, - не обозначено. Согласно статьям 15 и 17 законопроекта, граждане вправе обратиться за медицинской помощью в любую медицинскую организацию (это право было и раньше, начиная с 1993 г.), но не указано, что эти организации обязаны их принять.

По юридической проработке законопроект значительно уступает уровню действующих Основ законодательства, и это прослеживается почти в каждой статье, что обусловлено кулуарностью разработки без привлечения экспертов и специалистов. Основы законодательства прошли в 1992 г. международную экспертизу, а рассматриваемый законопроект противоречит многим международным конвенциям. Проще было бы, как принято в мировой практике, внести соответствующие поправки в действующие Основы законодательства. Многие организации и эксперты уже выступили с требованием перенести второе чтение закона для того, чтобы было время публично поработать над его изменением.

Поспешность действий по продвижению обсуждаемого законопроекта не понятна. По этому «закону» здравоохранению планируется жить и работать долгие годы, но из него не вырисовывается перспективная модель здравоохранения, а лишь фиксируются присущие настоящему времени недостатки.

Недостатки проекта закона и замечания носят принципиальный характер, как общего, так и медицинского типа. Они настолько существенны, что делают невозможным дальнейшее продвижение законопроекта в предложенном виде. В связи с вышеизложенным считаем необходимым:

1.  Приостановить принятие закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", как имеющего большое число серьезных принципиальных ошибок, отложить второе чтение и вынести его на всенародное обсуждение

2.  До принятия закона разработать, публично обсудить и принять Концепцию развития здравоохранения в Российской Федерации

3.  Обеспечить финансирование здравоохранения на уровне не ниже 6% ВВП страны, принять безотлагательные меры по сокращению дефицита финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий, по возмещению затрат на жизненно необходимые лекарства для всех граждан страны, существенному повышению заработной платы медицинских работников и реализация мер по их социальной защите.

4.  Создать Национальный Совет при Президенте по вопросам охраны здоровья населения

5.  Рекомендовать ежегодный доклад руководителей регионов и Президента страны о состоянии здоровья населения.

 

 

 

 

 

Иллюстрации к материалу: