Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

В.И. Кашин: Прекратить ценовой беспредел!

Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И. Кашина 14 июня 2011 года при представлении в первом чтении законопроекта «О внесении дополнений и изменений в федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Пресс-служба фракции КПРФ.
2011-06-16 02:19 (обновление: 2011-06-17 11:36)
Кашин Владимир Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Кашин
Владимир
Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Персональная страница

- Уважаемые коллеги!

Актуальность внесения данного законопроекта на ваше рассмотрение обусловлено несколькими важными обстоятельствами. Одно из основных заключается в том, что принятый ранее федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» по многим своим положениям не работает. Мы об этом предупреждали авторов закона в самом начале, предлагая свои поправки. Однако парламентское большинство наши поправки отвергло.

Принятый примерно полтора года назад закон носит громкое название, включающее слова "государственное регулирование", но на самом деле, по сути, ни о каком государственном регулировании речь и не идет. Напомню, что любое регулирование всегда осуществляется в помощь кому-то, чему-то, или в интересах кого-то, чего-то. Мы исходили при рассмотрении закона, прежде всего, из интересов и производителей товаров, и переработчиков, и потребителей, т.е. всей производственной цепочки. И именно на это и были направлены наши поправки на этапе принятия ныне действующего закона. Более того, хочу напомнить, что наши предложения обсуждались на встрече с президентом, и они нашли у него поддержку и понимание. Эти предложения касались сердцевины закона, его смысла - государственного регулирования ценообразования на продукты питания.

Хочу особо подчеркнуть, что государственное регулирование цен это не наша блажь, коллеги. Я напомню, что в соответствии со статьей 71 Конституции РФ именно в ведении государства находятся основы ценообразования. Именно оно должно выполнять эту регулирующую функцию. К сожалению, в России до сих пор так и  не создан единый орган исполнительной власти, отвечающий за разработку и реализацию ценовой политики. Не существует и единой законодательной базы в вопросах ценообразования.

Надо прямо сказать, в сфере ценообразования до сих пор царит правовой беспредел. Все упования на невидимую руку рынка, которая все отрегулирует и все поправит, оказались блажью и фикцией. Двадцать лет нам морочат голову с налаживанием конкуренции. Однако в стране до сих пор нет ни рынка, ни конкуренции. Экономика страны развивается не по законам, а по понятиям. А понятие одно – содрать последнюю шкуру с нищего народа. В стране ценообразование, в угоду жуликам, пущено на самотек. Основной критерий установления цен - нажива за счет населения. Никакие рыночные механизмы не действуют. Если вы, коллеги из Единой России, не согласны с нашими выводами, тогда объясните, почему при снижающейся инфляции, как утверждает правительство, растут тарифы, растут цены на лекарства, почему выросла цена на хлеб и хлебобулочные изделия, а закупочная цена на зерно упала? Почему, покупая у крестьянина зерно по 3-4 рубля за килограмм, из которого можно испечь несколько батонов хлеба, продают эти батоны по 20-30 рублей? Почему молоко у крестьянина покупают по 3-5 рубля за литр, а реализуется потребителям по 40-60 рублей? Всякого рода перекупщики, посредники и просто хапуги, обогащаясь, обрекают нашего крестьянина на вымирание. Более половины сельхозпредприятий убыточны. Рентабельность в лучшем случае составляет всего лишь 5-6%. Закредитованность села достигла почти 1,5 трлн. рублей. Средняя заработная плата на селе составляет только 51% от средней зарплаты по стране. Всех проблем и бед русской деревни и не перечислить!

Почему электроэнергия у нас на 15-20% дороже, чем в США. Почему население страны, владеющей крупнейшими в мире запасами голубого топлива, платит за него на 15% больше, чем в США и Британии? Почему в США и большинстве стран ЕС доля расходов на все коммунальные услуги, включая оплату газа, отопления, воды и электричества, не превышает 9% общего дохода семьи, 80% семей отдают за «коммуналку» от 4 до 6% своего дохода, а в России 40% семей тратят на оплату коммунальных услуг более четверти семейного дохода?.. За последние 9 лет даже по официальным данным, например, стоимость отопления в домах выросла в 7 раз, горячего водоснабжения – в 9 раз, холодного – в 6 раз, газ и электричество подорожали в 5 раз. Этот перечень вопросов и примеров можно продолжить бесконечно долго.

Или возьмем такой вопрос как цены на бензин. У нас цена на бензин растет вне зависимости от того, растут цены на мировом рынке на нефть, падают ли эти цены или они стабильны. Объясняют это анекдотически просто: когда цена на нефть растет, то цена на бензин тоже, естественно, растет, когда она падает, - то цена бензина тоже растет, поскольку, дескать, нефтяным компаниям надо компенсировать выпадающие доходы, а когда она стабильная, - то цена бензина опять-таки растет, поскольку есть инфляционные потери. А в итоге крайним оказывается все тот же потребитель: он за все платит.

В нашей стране, добывающей энергоносители, половина которых продается за рубеж, цена на бензин и другое топливо даже выше, чем в некоторых странах, импортирующих это топливо, в том числе и в США. Литр «девяносто второго» бензина в России стоит 25 рублей, в США – 19 рублей. Почему во многих странах-экспортерах цена на топливо внутри страны составляет буквально копейки? Например, в Ираке литр бензина стоит 3 руб., в Венесуэле - 1 рубль 30 копеек. Примерно такой же масштаб цен на бензин в Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ, Иране, Ливии и даже в Туркмении. Разве это не требует корректировки вмешательства государства? Ведь от цены на топливо зависит очень многое.

В то же время доходы населения растут далеко не такими темпами, как цены, тарифы и услуги. За последние 10 лет реальные доходы населения выросли в 1,5-2 раза. Причем в значительной мере за счет его зажиточной части. Основная же масса населения все глубже погружается в нищету. Растет отношение доходов самых богатых к доходам самых бедных, приближаясь к 16 раз. В Москве это соотношение вообще зашкаливает до 35-40 раз. По данным Счетной палаты РФ в 2010 году в стране 10% населения голодает, 30% - недоедает, 70% - испытывают недостаток белковой пищи. Из-за высоких цен большинству граждан недоступны качественные продукты питания, и они вынуждены покупать отбросы в так называемых «супермаркетах» типа «Пятерочка» и ей подобных. Т.е. к отсутствию контроля за ценами, добавляется еще и отсутствие контроля за качеством продаваемых товаров.

О каких рыночных механизмах здесь говорили некоторые коллеги, когда, например, в 2009 году ВВП упал на 8,5%, а цены выросли на 8,8%, в 2010 году ВВП вырос на 3,5%, а цены тоже выросли на 8,8%. В нормально функционирующей экономике при падении ВВП цены тоже падают или замораживаются. У нас получается, что цены растут независимо от того, как работает экономика. Вы, посмотрите, на какие ухищрения идет розничная торговля. Если раньше в упаковке был, допустим,1 кгкрупы, то теперь 900 или800 грамм, но цена остается прежней и даже выше, упаковка сока ранее содержала1 литр, то теперь 0,95 ли 0,9 литра, а цена опять прежняя или выше. Но закон молчит, как и молчат надзирающие службы.

Противника нашего законопроекта хочу привести еще один довод. Все курильщики знают, что на пачке сигарет стоит предельная цена. И от Калининграда до Чукотки во всех точках торговли вам продадут эту пачку по цене не выше указанной на упаковке. Тоже были сомнения при введении данной нормы. Но это сделали, и она работает.

От нас, господа, избиратели ждут не досужих рассуждений о руке рынка и светлой эре конкуренции. Они надеются, что мы, в конце концов, прекратим тот беспредел с ценами, который каждый из нас может наблюдать, становясь покупателем. Почему мы не хотим установить законодательный барьер тем, кто безосновательно шарит по полупустым карманам большинства нашего населения, выколачивая деньги на "куршавели", яхты и дворцы? Государство должно присутствовать в сфере ценообразования. В Швейцарии до половины цен контролируется государством, в Греции – до 20% цен, и так далее. Нигде вопросы ценообразования не отдаются полностью на откуп рынку. В США, например, есть закон о базовых ценах, и не дай бог превысить установленные пороги! Контроль со стороны государства очень жесткий.

Действующий закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не решил наиболее важных вопросов, в первую очередь, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, переработчиков и потребителей. В частности это связано с такими проблемами как обеспечение справедливого уровня цен на продукцию, производимую сельскохозяйственными товаропроизводителями, поставляемую в торговую сеть, доступность сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий к сфере розничной торговли, импортозамещение по тем видам продукции, которые производятся в достаточных объемах в стране.

Одновременно свободное ценообразование в сфере торговли, закрепленное в законе, приводит к снижению покупательской способности населения, чем ограничивает емкость рынка и соответственно производство сельскохозяйственной продукции. Вместо введения полноценного механизма государственного регулирования ценообразования в законе закреплено, так сказать, «мертвое» положение о замораживании цен на продукты питания, если они в течение месяца повышаются на 30 и более процентов. Уже после принятия закона ряд продуктов питания, такие как гречиха, молоко, подсолнечное масло, картофель и др. подорожали одномоментно не на 30%, а в 2-3 раза и более, на 20-25% выросли тарифы, подорожал в очередной раз бензин, но закон молчит. Молчит правительство, молчат контролирующие ведомства типа ФАС, Федеральной службы по тарифам, Общество по защите прав потребителей и т.д. Все это убедительно показывает и доказывает, что основные положения принятого закона не работают.

Неоправданным и недопустимым в действующем законе является также закрепление права торговых организаций включать в цену договорных поставок продовольственных товаров вознаграждения (премии). Закон не предусматривает регулирование оптовой торговли продовольственными товарами, деятельности многочисленных посредников, нет особых условий для осуществления торговой деятельности кооперативами, пайщиками, которыми являются сельскохозяйственные товаропроизводители. Другими словами, закон не улучшил положение на рынке сельскохозяйственных товаропроизводителей, и, более того, закрепил приоритет организаций торговой деятельности перед производителями и конечными покупателями, т.е. населением.

Поэтому закон не стал катализатором производства отечественных продуктов питания, а, наоборот, сдерживает развитие сельскохозяйственного производства, а большая часть населения как не получала так и не получила доступа к высококачественным продовольственным товарам в размерах, необходимых для здорового питания.

Наш законопроект, конечно, не решает весь спектр проблем с регулированием ценообразования. Мы предлагаем ввести государственное регулирование ценообразования на узкий, но очень важный для наших граждан, перечень товаров, а именно продуктов питания первой необходимости. В этот перечень входят товары, удовлетворяющие жизненные потребности организма в необходимом количестве питательных веществ, т.е. хлеб, хлебобулочные изделия, макаронные изделия, молочные продукты, мясо, мясные и колбасные изделия, рыба и рыбные изделия, подсолнечное масло, сахар, овощи, фрукты, продукты детского и диетического питания. Особенно важно детское питание. Ведь у нас дети, дойдя до 11 класса, здоровыми остаются только 10%. Задумайтесь над этим! Совсем недавно по данной проблему довольно жестко высказался и президент РФ на заседании Госсовета. Поэтому в статью 2 действующего закона мы предлагаем дополнительно внести определения таких понятий как «продовольственные товары» и «продовольственные товары первой необходимости», под которыми как раз и понимаются те продовольственные товары, которые удовлетворяют жизненные потребности организма в необходимом количестве питательных веществ, включая детское и диетическое питание. Эта же статья дополняется и определением понятия «торговая наценка», как надбавка к себестоимости или к оптовой и розничной цене товара, необходимая для покрытия издержек и получения средней прибыли производителем, переработчиком или предприятиями торговли.

Регулирование цены осуществляется за счет установления правительством РФ предельных значений торговых наценок по всей цепочке производства и реализации продовольственных товаров первой необходимости. С этой целью мы предлагаем ввести дополнительную статью 61. В ней правительство наделяется полномочиями устанавливать предельные размеры торговых надбавок на отдельные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия, включая товары первой необходимости, для организаций, осуществляющих производство, переработку продуктов питания и торговую деятельность. При этом законодатель устанавливает, что эти надбавки не могут превышать следующих значений:

- для производителей первичного сырья (зерно, молоко, овощи и т.д.) - 45% от себестоимости их производства;

- для переработчиков - 15% от отпускной цены производителя сырья;

- для организаций оптовой торговли – 10% от отпускной цены производителя продовольственных товаров;

- для организаций розничной торговли, включая рынки – 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены;

- для организаций общественного питания – 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены.

Кроме того правительство может устанавливать предельные размеры удельного веса отдельных видов импортной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, допустимых в ассортименте реализуемых товаров.

В этой же статье устанавливаются и полномочия региональных органов государственной власти и местного самоуправления как по формированию перечня товаров, на которые устанавливаются ограничения торговых наценок, так и по уровню наценок. При этом перечень может быть только расширен по сравнению с установленным правительством Российской Федерации, а уровни предельных значений торговых наценок не могут превышать установленных правительством Российской Федерации.

Пункт 4 статьи 9 действующего закона предлагается дополнить подпунктом 4), которым устанавливается ответственность хозяйствующих субъектов, осуществляющими переработку и торговую деятельность, за соблюдение сроков оплаты сельскохозяйственной продукции и продовольствия, передаваемых для последующей их переработки или продажи. При несоблюдении договорных сроков, хозяйствующим субъектом уплачивается пеня в размере 1% от стоимости контракта за каждый день просрочки оплаты.

Хочу напомнить, что несколько схожий механизм государственного регулирования ценообразования для нескольких сотен видов жизненно важных лекарств закреплен, при непосредственном участии фракции КПРФ, в федеральном законе «Об обороте лекарственных средств» и сегодня худо-бедно, но работает.

Мы уверены, что введение этих норм позволит справедливо распределить совокупный доход и производителей, и тех, кто перерабатывает и реализует данные товары. Сегодня, например, труд крестьянина в конечном продукте у нас оценивается в 8-10%, в то время как в развитых странах эта доля оценивается не ниже 50%. Многие из сидящих в этом зале являются приверженцами того, как организована экономика западных развитых стран, но в конкретных делах далеко не всегда это находит должное отражение и применение. Коллеги, давайте будем последовательны! Давайте перенимать все лучшее, защищать интересы производителей, и наших избирателей, а не лоббировать интересы определенной группы людей, в данном случае торговой мафии.

Уважаемые коллеги! В заключение хочу с особой силой подчеркнуть, что предлагаемый в нашем законопроекте механизм государственного регулирования ценообразования на продовольственные товары первой необходимости это не уход от рынка, это уход от базара, где возможно все - от обмана до сговора, где каждый думает только о своей выгоде. Мы обязаны подумать о нашем кормильце – крестьянине, о поддержке отечественного производителя продуктов питания, надо стимулировать сельское хозяйство, и у нас все получится. Мы обязаны с вами думать об интересах каждого нашего гражданина, ибо счастье и благополучие каждого гарантирует процветание государства в целом, в этом исток возрождения могущества нашей Родины - России.

Я призываю вас поддержать нашу законодательную инициативу и проголосовать в первом чтении за предложенный проект закона.

Спасибо!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.