С.Н. Решульский: Бюджет Пенсионного фонда трещит по швам
18 мая на заседании Госдумы выступил депутат от фракции КПРФ С.Н. Решульский по вопросу «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с возложением на Пенсионный Фонд РФ полномочий по осуществлению пенсионных и социальных выплат отдельным категориям граждан».
- Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович!
Я начну свой доклад по данному законопроекту цитированием последнего абзаца заключения профильного комитета Государственной Думы - Комитета по труду и социальной политике, подписанного его председателем Андреем Константиновичем Исаевым.
Вот последний абзац, я его процитирую: "Одновременно комитет обращает внимание на необходимость скорейшего принятия федерального закона, определяющего правовой статус и организационную структуру Пенсионного фонда Российской Федерации, выполняющего государственные функции в социальной сфере, а также устанавливающего его основные задачи и полномочия». И, несмотря на то, что комитет предлагает Государственной Думе отклонить предложенный законопроект в первом чтении, уже это говорит о том, что проблема существует и требует скорейшего решения. Не ясно только - чьё внимание обращает комитет Государственной Думы: Правительства Российской Федерации, либо Президента Российской Федерации?
Ну, а теперь о самой проблеме, концепции и содержании предложенного авторами законопроекта. В настоящее время, как вы знаете, на органы Пенсионного фонда Российской Федерации, являющегося, подчёркиваю, страховщиком в системе пенсионного страхования, возложены нестраховые функции по осуществлению государственного пенсионного обеспечения и реализации мер социальной помощи и социальной поддержки отдельным категориям граждан, которые установлены двенадцатью федеральными законами, а также рядом указов Президента Российской Федерации без какого-либо финансового обеспечения и возмещения его административных расходов.
Правильно это или нет, что на Пенсионный фонд возложили несвойственные для него функции - вопрос второй. Мы уже здесь с вами это обсуждали, по-моему, два раза даже. Фактически административные расходы Пенсионного фонда в настоящее время финансируются за счёт страховых взносов, уплачиваемых работодателями в Пенсионный фонд на финансирование трудовых пенсий своих работников.
Проще говоря, административные расходы Пенсионного фонда на исполнение непрофильных функций осуществляется за счёт будущих пенсий работников. К таким функциям относится: назначение и выплаты государственных пенсий, финансируемых за счёт средств федерального бюджета; осуществление различных ежемесячных денежных выплат, социальных выплат и компенсаций отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи и социальной поддержки, которые установлены законами Российской Федерации.
Ещё раз подчеркну: федеральными законами, а я уже говорил, что таких законов 12, если надо, я могу их все перечислить, они, кстати, все перечислены в предлагаемом законе, в том числе и законом нашумевшим о монетизации, не предусмотрено, что административные расходы на оплату труда дополнительной численности сотрудников фонда, выполняющих обработку и обеспечивающих выплату социальных пособий, на содержание дополнительных помещений, в которых они работают, на приобретение и обслуживание оборудования, компьютеров, на разработку и сопровождение программных продуктов по учёту и выдаче ежемесячных денежных выплат, других социальных выплат, то есть таких финансовых средств не предусмотрено. Всё идёт за счёт тех пенсионных взносов.
Все эти расходы по обслуживанию более 18 миллионов граждан нашей Российской Федерации фактически незаконно осуществляются за счёт страховых взносов, застрахованных в Пенсионном фонде лиц, в том числе и нас с вами, поступающих на лицевые счета на выплату трудовых пенсий.
Хочу подчеркнуть, что с 2004 года, вот уже шесть лет подряд Счётная палата Российской Федерации в материалах, которые направляются в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации, неоднократно указывала о необходимости законодательного решения вопроса о финансировании административных расходов фонда за выполнение им и его территориальными органами нестраховых функций за счёт средств федерального бюджета. Это, конечно, правильно.
Всего объём межбюджетного
А разве обосновано тогда и корректно забирать деньги из трудовых пенсий на покрытие исполнения не прямых функций и при этом ещё заявлять о необходимости сбалансированности бюджета Пенсионного фонда за счёт мобилизации всех страховых взносов.
И потом, мы ведь не записываем величину трансферта в предлагаемый закон. Будет фактически меньше - мы порадуемся вместе со всеми, так как бюджет Пенсионного фонда, вы знаете, трещит по швам. Мы предлагаем по всем 12-ти действующим законам узаконить межбюджетный трансферт из федерального бюджета, а не жить по принципу: хочу - дам, хочу - не дам, как в заключении того же правительства написано, что при утверждении бюджета Пенсионного фонда мы что-то там учитываем или не учитываем. На каком основании? Не ясно. Сегодня так, а что будет завтра - не ясно.
Вот только для примера предлагаемая поправка в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Она звучит следующим образом: финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, а также административных расходов Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов, осуществляющих государственное пенсионное обеспечение граждан, производится за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на осуществление государственного пенсионного обеспечения, установленного в соответствии с настоящим федеральным законом.
Вот такие примерно типа поправки предлагается включить во все 12 действующих законов, чтобы законодательно было установлено, что если мы поручили Пенсионному фонду несвойственные для него функции выполнять, то, соответственно, тогда и государство, в первую очередь, правительство и федеральный бюджет должны давать необходимые финансовые средства на эти административные расходы.
Вот я коротко, может быть, постарался изложить суть предлагаемого законопроекта. И прошу вас поддержать его, ещё раз подчёркиваю, мы не записываем здесь конкретные цифры, они ежегодно могут меняться в зависимости от количества тех категорий граждан, которым предлагается действующим законодательством выплачивать эту социальную помощь или поддержку, или компенсацию, или пересчитывать государственные пенсии, как это касается немалого количества и сидящих здесь, в этом зале, в ближайшее будущее, как говорится. Но так, чтобы это было всё узаконено. Спасибо. Доклад закончен. Прошу поддержать предложенный законопроект.