А.В. Багаряков внес законопроект, ужесточающий контроль над расходованием средств на строительство олимпийских объектов в Сочи
17 мая на заседании Госдумы выступил депутат от фракции КПРФ А.В. Багаряков по вопросу о проекте федерального закона «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (по вопросу совершенствования механизма контроля над деятельностью государственной корпорации Олимпстрой"). Законопроект рассматривался в первом чтении. Разработал и внес законопроект депутат А.В. Багаряков.
Расходы на строительство олимпийских объектов стремительно растут, а контроля за их расходованием нет
«2011 год – 75 млрд. рублей. 2012 год – 126 млрд. рублей. 2013 год – 70 млрд. рублей. Итого за 3 года – 271 миллиард рублей. Именно такая сумма будет передана госкорпорации Олимпстрой в виде имущественного взноса в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2011-2013 годы», - статистические данные привел в своем выступлении А.В. Багаряков.
Три года назад вся программа строительства олимпийских объектов, утвержденная Правительством, предусматривала передачу госкорпорации Олимпстрой 143 млрд. рублей. Теперь же лишь в ближайшие 3 года речь идет о вдвое большей сумме, причем не стоит забывать о ранее полученных корпорацией взносах из бюджета, порядка сотни миллиардов рублей.
По экспертным же оценкам Счетной палаты общие расходы бюджета на проведение Олимпиады в Сочи могут достигнуть астрономической суммы в триллион рублей. И сколько-нибудь строгого контроля со стороны государства за тем, как расходуются эти громадные средства, сегодня, к сожалению, нет.
Этот законопроект, который является продолжением серии законодательных инициатив нашей фракции, направленных на совершенствование контроля за деятельностью госкорпораций, призван повысить прозрачность в работе государственной корпорации "Олимпстрой".
В 2007 году после победы России в конкурсе на проведение зимней Олимпиады – 2014 была создана новая государственная корпорация. В 2008 году за счет бюджетных средств Олимпстрою было выделено в качестве имущественного взноса 72 млрд. рублей. В сентябре 2008 года в своем заключении на проект федерального бюджета на 2009 год Счетная палата особо отметила недостаточную прозрачность расходов, связанных с подготовкой и проведением Олимпиады, другими словами непрозрачность в деятельности госкорпорации.
«Уже тогда стоило бы задуматься, если уж Счетная палата жалуется на непрозрачность расходов на Олимпиаду, то стоило бы создать дополнительные механизмы, направленные на совершенствование контроля за госкорпорацией», - считает А.В. Багаряков. Однако профильный Комитет в своем заключении на законопроект утверждает, что прозрачность деятельности госкорпорации и так достигается. Наверное, все-таки следует больше доверять мнению нашего контрольного органа, председателя которого мы единодушно переизбрали на очередной срок.
Поскольку имущественный взнос представляет собой денежные средства, непосредственно передаваемые в имущество госкорпорации, которые в дальнейшем, согласно норме закона, становятся собственностью госкорпорации, то потому требуется особый контроль со стороны государства за использованием этого имущественного взноса.
В чем суть наших предложений
«На основании этих соображений в ноябре 2009 года мною был внесен законопроект, направленный на совершенствование государственного контроля за деятельностью госкорпорации Олимпстрой», - рассказал депутат.
Тема повышения прозрачности в деятельности государственных корпораций и оценки их эффективности неоднократно поднималась Президентом страны Дмитрием Медведевым в Бюджетном послании и Послании Федеральному Собранию и на наш взгляд и по сегодняшний день не потеряла актуальности. Наш закон полностью соответствует указанной концепции.
Законом вводится практика ежегодного отчета Олимпстроя перед Государственной Думой. По итогам годового отчёта, Госдума по представлению Президента назначает и освобождает от должности председателя госкорпорации, а также может досрочно прекратить его полномочия в случае признания годового отчёта неудовлетворительным.
Также законопроектом прописан порядок формирования наблюдательного совета Олимпстроя, который сегодня определяется Правительством. В набсовет предлагается включить 20 членов: четыре представителя Президента, десять представителей Правительства, по два представителя от Государственной Думы и от Совета Федерации, один представитель Счетной палаты, а также генеральный директор госкорпорации. Кстати, в составе наблюдательного совета другой госкорпорации, которая также имеет конечный срок своего существование – Фонда содействия реформированию ЖКХ, уже находятся представители обеих палат парламента. Сделано это было неспроста, поскольку когда речь идет об освоении сотен миллиардов рублей в заданные сроки, определенная степень парламентского контроля попросту необходима. Учитывая, что Олимпстрой просуществует еще 3-4 года, еще не поздно принять эти изменения.
Также в отзыве комитета указывается, что находившийся тогда на рассмотрении новый закон о некоммерческих организациях, якобы решит все эти проблемы. Теперь, когда этот закон принят, мы уже убедились, что это не так. В состав набсовета госкорпораций теперь можно включать лиц, не являющихся госслужащими, а это значит, что и контроль со стороны государства за ними ослабнет. Кроме того, введенное законом регулирование крупных сделок, требующих обязательного утверждения набсоветом, предусматривает установление планки на столь столь высоком уровне – 5% активов корпорации, что для такого гиганта как Олимпстрой эта сумма исчисляется многими миллиардами рублей, а менее крупные сделки выпадают из-под госконтроля. Наконец, сроки утверждения годового отчета теперь растягиваются аж до июля, хотя ранее большинство госкорпораций отчитывались в апреле или мае.
«Сам отчет Олимпстроя, к слову, представляет собой невразумительный набор таблиц, не содержащий каких-либо пояснений по существу. Ни одна другая госкорпорация не проявила столь формального и безразличного отношения к составлению годового отчета», - сообщил депутат.
«Может, дела в госкорпорации идут столь замечательно, что никакого ужесточения регулирования не требуется? Однако факты говорят об обратном: в госкорпорации сменился уже четвертый гендиректор, возбуждаются уголовные дела по фактам фиктивного трудоустройства, бюджет Олимпиады раздулся до неприличных размеров», - считает А.В. Багаряков.
Из открытых источников известно, что дела в «Олимпстрое» идут неважно
Об истинном положении дел в Олимпстрое мы узнаем не из годовых отчетов корпорации, а из заключения ревизионной комиссии от 24 мая 2010 года по результатам проверки Олимпстроя.
Там указывается, что в 2009 году предусматривалось освоение госкорпорацией капитальных вложений в размере 27,7 млрд. рублей. Однако темпы строительства оказались настолько низкими, что в декабре 2009 года план на фактически уже закончившийся год был сокращен в 4 раза, после чего руководство объявило о его выполнении на 98%, при том, что начальный план оказался реализован лишь на четверть.
Казалось бы, если в госкорпорации не могут освоить даже те деньги, что им выдали, то стоит думать не об увеличении, а о сокращении финансирования? Однако когда Минфин представил проект бюджета на 2011 год, от цифр государственных расходов на Олимпиаду мы немного обалдели. За 3 года – 271 миллиард рублей! А учитывая прочие связанные с Олимпиадой статьи бюджета, государственные расходы, как уже говорилось, вполне могут перевалить за триллион рублей. Так почему же председатель Олимпстроя не выходил на трибуну и не обосновывал нам необходимость таких огромных расходов, ведь мы же отдаем ему бюджетные деньги.
Так всегда! Доходы от строительства объектов в Сочи получат олигархи, а риски возьмут на себя рядовые налогоплательщики
Но если вернуться в год создания корпорации, то мы вспомним, что авторы нам расписывали радужные перспективы прихода частных инвесторов, в большей части иностранных, которые в очередь выстроятся за подрядами на строительство олимпийских объектов. На сегодняшний день бремя затрат на подготовку к олимпиаде лежит почти целиком на федеральном бюджете и одна из причин, это высокая стоимость строящихся объектов и большие проблемы с их окупаемостью, что конечно же разочаровало частных инвесторов. Те же немногие частные инвесторы, в основном это совсем небедные люди из списка Форбс, которые строят в Сочи олимпийские объекты, как правило рискуют не своими деньгами, а используют полученные от ВЭБа кредиты из средств Фонда национального благосостояния. То есть за Олимпиаду заплатят налогоплательщики и пенсионеры, а вовсе не частный капитал.
Ну как же можно приглашать частный капитал, когда правила игры установлены теми же людьми, кто является и проверяющими. Отсюда и все проблемы. А надежды на отечественный бизнес так же не оправдываются в связи с повышением социального налога, ведь крупный бизнес так же вынужден все больше экономить?
Система подбора руководящих кадров в Олимпстрое является крайне непрозрачной, если не сказать большего. Первый гендиректор госкорпорации уже к моменту своего назначения на должность фигурировал в многочисленных коррупционных скандалах, связанных со строительством Восточного нефтепровода государственной компанией Транснефть, в ходе которого по данным Счетной палаты были украдены миллиарды рублей, в результате чего стоимость строительства необоснованно раздулась, что мы, кстати, наблюдаем и в Сочи. Но помимо того неоднократно срывались сроки введения трубопровода в строй, а в случае Олимпиады подобная нерасторопность может оказаться роковой.
Следующий глава госкорпорации оказался ставленником местных финансово-промышленных групп, нередко связанных с криминалом. В результате в госкорпорации думали больше не о том, как провести в необходимом объеме инженерные изыскания или соблюсти требования природоохранного законодательства, а о том, как выгоднее разделить контракты со “своими” компаниями. В частности, в письме одного из вице-губернаторов Краснодарского края, которое попало в прессу, содержалась просьба к строителям железнодорожной инфраструктуры не снижать стоимость работ. Тем самым преследовались местные лоббистские интересы, а вовсе не те цели, которые определены законом.
Результаты оказались неутешительными. Строительство объектов, проводимое без должной подготовки, приводит к высокому риску непоправимого экологического ущерба, не говоря уже о возможности разрушения зданий, как это произошло со строящимся грузовым портом на берегу Черного моря декабре 2009 года, который был уничтожен небольшим, в общем-то, штормом. Стоит ли удивляться, что по итогам 2009 года согласно отчету Олимпстроя в эксплуатацию не был введен еще ни один объект из 34, которые предстоит построить госкорпорации.
«Конечно, с назначением нового главы госкорпорации, имеющего опыт работы в аппарате Правительства, и, будем надеяться, не зависящего от клановых интересов, есть надежда, что ситуация будет улучшаться, как это постепенно происходит в Москве, где новый мэр распутывает клубок коррупционных механизмов, которые укоренились за два десятилетия», - сказал А.В. Багаряков.
Менеджмент госкорпорации не заинтересован в ее эффективности
И все-таки в условиях фактического отсутствия контрольных показателей в деятельности госкорпорации, когда нет элементарных мер контроля со стороны парламента, поскольку нам не положено даже направлять депутатские запросы в корпорацию – вот на днях пришла очередная отписка от Олимпстроя, который отказался даже раскрыть информацию о количестве введенных в эксплуатацию объектов в 2010 году, напомню, что в 2009 году корпорация не запустила ни одного из 34, которые ей предстоит ввести в строй, итак, в таких условиях будет неразумным отказаться хотя бы от минимального контроля со стороны парламента, ведь как в противном случае может идти речь об эффективном расходовании средств госкорпораций? И все ссылки на то, что Счетная палата у нас все проверит, это иллюзии, максимум, что может сделать Счетная палата – собрать информацию и представить результаты проверки на наш суд. Мы же должны иметь право спросить руководство корпорации об итогах работы, услышать прямые ответы на поставленные вопросы, и в случае необходимости принять то или иное решение.
Но если менеджмент корпорации не будет опасаться возможности потерять своё теплое место вследствие низкой эффективности работы корпорации, то и прогресса в данном вопросе ожидать не приходится, поскольку проблемы в деятельности Олимпстроя, как показал опыт работы трех его директоров, носит системный характер и мы тоже несем за это ответственность.
«Чтобы ситуация с контролем за олимпийскими расходами сдвинулась с мертвой точки, необходимо принимать этот закон. Прошу поддержать», - обратился к депутатам с последней просьбой А.В. Багаряков.