Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: Апрель 2011 года

     Об  активности думских  партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным  количественным и  качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.

Отдел по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2011-05-12 01:49

     На  основании контент-анализа публикаций 5524 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.

     В аналитическую модель включён контент  материалов СМИ о деятельности думских  партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

  

   1. Информационные индексы  думских партий

 

     Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы  «Медиалогия» позволил выявить следующую  структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (таблица 1).

     Таблица 1

Структура информационного  пространства, в котором  действуют думские  политические партии (апрель 2011 года)

  Апрель 2011 г. Март 2011 г. Апрель 2010 г.
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия "Единая Россия" 6086 50,9 7656 48 4765 50,3
Партия  КПРФ 2757 23 3803 23,8 2540 26,8
Партия  ЛДПР 1336 11,2 2460 12,8 1175 12,4
Партия  «Справедливая Россия» 1785 14,9 2043 15,4 987 10,4

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Апрель 2011 года вернул информационно-политические индексы парламентских партий к довыборному (до Единого дня голосования 13 марта) уровню.  Налицо укрепление позиций «Единой России» с 48 в предыдущем месяце до 50,9% медиа-потока и ослабление иных политических сил, представленных в Государственной Думе: ЛДПР на 1,6% (11,2%), КПРФ на 0,8% (23%), и «Справедливой России» на 0,5% (14,9%).

     Сравнение апрельских показателей 2010 и 2011 годов позволяет констатировать факт расширения информационного поля, отведённого «Справедливой России» (на 4,5%) и «Единой России» (на 0,6%), и сокращения количества публикаций, посвящённых деятельности КПРФ (на 3,8%) и ЛДПР (на 1,2%).

     В целом же, анализ динамики наполнения медиа-потока публикациями о деятельности парламентских партий за период с января 2009 года по март 2011 года (график 1) в очередной раз свидетельствует об относительной стабильности порядка наполнения информационного потока. А следовательно, и о сохранении каждой из рассматриваемых политических сил отведённой ей «ниши» медиа-пространства: 48-58% у единороссов, 20-25% у коммунистов, 11-15% у эсеров и 11-14% у либерал-демократов.

     График 1

Динамика  изменения доли публикаций о думских партиях  в информационном политическом пространстве за период с I квартала 2009 по апрель 2011 гг.

 

 

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

    

 2. Информационные индексы  думских фракций  парламентских партий

 

     Деятельность фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.

     Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить  также структуру информационного  пространства, в котором действуют  думские фракции парламентских партий (таблица 2).

Таблица 2

Структура информационного  пространства,

в котором действуют  думские фракции  парламентских партии (апрель 2011 года)

  Апрель 2011 г. Март 2011 г. Апрель 2010 г.
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Фракция "Единая Россия" 1246 49,2 1073 50,9 1319 42,7
Фракция КПРФ 750 29,6 695 33 761 24,6
Фракция ЛДПР 172 6,8 113 5,4 439 14,2
Фракция «Справедливая Россия» 364 14,4 225 10,7 572 18,5

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»  

     Результаты апреля 2011 года фракционных составляющих парламентских политических сил в сравнении с предыдущим месяцем свидетельствуют о снижении показателей коммунистов (- 3,4% и 29,6%) и единороссов (- 1,7% и 49,2%) и росте активности эсеров (на 3,7% и 14,4%) и либерал-демократов (на 1,4% и 6,8%).

     Однако  сопоставление полученных данных с апрельскими показателями прошлого года демонстрирует противоположную картину: ощутимое укрепление позиций фракций «Единая Россия» (на 6,5% медиа-рейтинга) и КПРФ (на 5%) и существенное оттеснение на второй план представителей ЛДПР (падение с 14,2 до 6,8%) и «Справедливой России» (с 18,5 до 14,4%).

     Анализ  динамики доли публикаций о фракциях парламентских партий за период с 2009 по февраль 2011 года (график 2) позволяет констатировать, что второй весенний месяц текущего года не стал богатым на рекорды – полученные показатели парламентских партий остались в рамках отведённых для них предельных величин: «ЕР» - 43-53%, КПРФ – 25-33%, «СР» - 11-17%. Исключение составляет лишь фракция ЛДПР, чья активность за последние три месяца заметно упала с уровня 11-16% до 5-7%.

     График  2

Динамика  изменения доли публикаций о фракциях парламентских  партий в информационном политическом пространстве за период с I квартала 2009 по апрель 2011 гг.

 

 

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Особый исследовательский интерес представляет анализ соотношения медиа-активности партий и их думских фракций (график 3), что позволяет выявить специфику работы информационного сообщества по освещению деятельности данных политических акторов.

График  3

Соотношение медиа-активности парламентских  партий и их думских  фракций 

в апреле 2011 года

 

 

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ  «Медиалогия» 

     В апреле 2011 года в соотношении информации о думской деятельности и общепартийной работе у «Единой России» фиксировалось преобладание последней (50,9 над 49,2%). Тем же образом обстоят дела у ЛДПР (11,2 против 6,8%) и «Справедливой России» (14,9 в противовес 14,4%).

     И лишь у КПРФ фракция в Государственной Думе чаще партии освещается в средствах массовой информации на 6,6% (29,6 против 23%). Это свидетельствует о нацеленности правящего режима представить ключевого политического противника, в первую очередь, как часть государственной системы и завуалировать его оппозиционный потенциал в глазах избирателей. 

    

 3. Совокупные информационно-политические  индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

 

     Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (таблица 3).

Таблица 3

Структура информационного  пространства, в котором  действуют думские  партии и их парламентские  фракции (апрель 2011 года)

  Апрель 2011 г. Март 2011 г. Апрель 2010 г.
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия  и фракция "Единая Россия" 7332 50,6 8729 48,3 6084 48,4
Партия  и фракция КПРФ 3507 24,2 4498 24,9 3301 26,3
Партия  и фракция ЛДПР 1508 10,4 2156 11,9 1614 12,9
Партия  и фракция «Справедливая Россия» 2149 14,8 2685 14,9 1559 12,4

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Совокупные  показатели апреля 2011 года отражают обозначенные выше закономерности в перекраивании информационного пространства: рост суммарных показателей «Единой России» (с мартовских 48,3 до 50,6%) и снижение индексов ЛДПР (на 1,5%) и КПРФ (на 0,7%) при стабильности позиций «Справедливой России».

     Та  же тенденция прослеживается при сравнении апрельских показателей текущего и прошлого годов: «СР» (+2,4%), «ЕР» (+2,2%), ЛДПР (-2,5%) и КПРФ (-2,1%) (график 4).

График  4 

Динамика  изменения доли публикаций о думских партиях  и их парламентских  фракциях в информационном политическом пространстве в апреле 2010 – 2011 гг.

 

 

Примечание: Составлено сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия» 

   

  4. Совокупные индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

 

     Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых  деятельности рассматриваемых политических сил, позволил проанализировать не только количественный аспект присутствия  парламентских партий в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 4).

Таблица 4

Характер  освещения в информационном пространстве парламентских  партий и их фракций  в Государственной  Думе ФС РФ в апреле 2011 года

  Январь 2011 г. Февраль 2011 г. Март 2011 г. Апрель 2011 г.
ИИБ Доля (в %) ИИБ Доля (в %) ИИБ Доля (в %) ИИБ Доля (в %)
Партия  и фракция "Единая Россия" 6884,1 51,7 3482,1 28,6 2485,8 21,1 2043,3 12
Партия  и фракция КПРФ 4441 33,4 3489,1 28,8 5471,8 46,3 7374,8 43,3
Партия  и фракция ЛДПР 776,6 5,8 3545,1 29,1 2318,8 19,6 5068,6 29,7
Партия  и фракция «Справедливая Россия» 1207,5 9,1 1645,4 13,5 1530,3 13 2561,7 15

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия» 

     В апреле число положительных высказываний в средствах массовой информации о деятельности «Единой России» достигло минимальных 12%, что в 1,76 раз меньше уровня прошлого месяца (21,1%) и в 4,3 раза – показателя начала текущего года (51,7%).

     Лидером рейтинга информационного благоприятствования  второй месяц подряд является КПРФ с 43,3%, что на 3% меньше мартовского пика, но на 9,9% больше январского индекса.

     Существенно увеличилось число «одобрительных» сообщений о деятельности ЛДПР – 29,7 против 19,6% месяцем ранее и, что более ощутимо, против январских 5,8%.

     В меньшей степени подвержены изменениям показатели «Справедливой России» - 15%, что на 2% больше марта и на 5,9% января 2011 года.

     Динамический  ряд индексов информационного благоприятствования  за период с октября 2010 по апрель 2011 года (график 5) позволяет заключить, что налицо негативация образа «ЕР» в средствах массовой информации, что коррелирует с падением её электоральной поддержки и ростом протестных настроений среди населения России. И, напротив, существенный рост позитивного сопровождения известий об активности КПРФ, что также отражает тональность процессов в политической системе общества.

     Неопределённость  и ситуативность отношения информационного  сообщества к ЛДПР сопоставимы с настроениями избирателей, варьирующими не только в пространственном, но и во временном континууме.

     Лишь  «СР» стабильно воспринимается в медиа-пространстве второстепенным игроком, «придатком» партии власти, не оказывающим заметного влияния на реальный политический процесс, что и обусловливает получаемый ею процент положительных высказываний.

График  5

Динамика  индекса информационного благоприятствования парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ за период с октября 2010 по апрель 2011 гг.

 

 

     Некоторые выводы

 

     Апрель 2011 года ознаменовался расширением представленности в информационном пространстве «Единой России» после краткосрочного ослабления позиций в марте: в целом на 2,6% за счёт прибавки 2,9% к партийным индексам при потере 1,7% фракционных.

     Следствием  этого стало уменьшение количества сообщений о деятельности КПРФ (на 0,8% как партии, 3,4% как фракции в Государственной Думе и в совокупности на 0,7%) и ЛДПР (на 1,6% партийного медиа-рейтинга и 1,5% совокупного при росте на 1,4% фракционного индекса) при стабильных суммарных 14,8% «Справедливой России» (-0,5% как партии и +3,7% как фракции).

     Подобная  тенденция прослеживается и при сравнении апрельских медиа-индексов 2010 и 2011 годов. В «плюсе» «ЕР» (+0,6% к партийному, +6,5% к фракционному и в итоге +2,2% информационного рейтинга) и «СР» (совокупные +2,4%, партийные +4,5% при - 4,1% фракционных показателей). А в «минус» ушли КПРФ (в целом на 2,1% при росте медиа-активности фракции на 5% и снижении партийного присутствия в СМИ на 3,8%) и ЛДПР (от совокупных показателей -2,5%, партийных -1,2%, фракционных -7,4%).

     В целом же, с точки зрения количественного соотношении числа информационных сообщений о рассматриваемых политических силах фиксируется относительная стабильность работы информационного сообщества: отведённые доли медиа-пространства колеблются в закрепившихся за каждой из парламентских партий пределах.

     Однако  важно учитывать и качественный аспект присутствия анализируемых политических акторов в средствах массовой информации: характер освещения или индекс информационного благоприятствования.

     Результаты  апреля 2011 года демонстрируют существенное снижение числа положительных высказываний о партии власти до 12% с январских 51,7% и позитивацию образа КПРФ до уровня 43,3% рейтинга (против 33,4% в начале года). Ощутима вариация индекса ЛДПР, в рассматриваемый период достигшего планки в 29,7% (против 5,8% в первом месяце текущего года). И лишь об «СР» наблюдается относительная стабильность числа одобрительных высказываний в информационном пространстве – 15%.

     Отмеченная  тенденция качественного наполнения информационного потока, в целом, отражает основные процессы, происходящие в политической системе российского общества: рост разочарованности в партии власти и проводимом ею политическом курсе и, как следствие, существенное увеличение доли протестного электората, всё чаще оказывающего кредит доверия оппозиции, к коей в полной мере относится лишь КПРФ. 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Клюева А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.