Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: Апрель 2011 года
Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.
На основании контент-анализа
В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
1. Информационные индексы думских партий
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного
Таблица 1
Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (апрель 2011 года)
Апрель 2011 г. | Март 2011 г. | Апрель 2010 г. | ||||
Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | |
Партия "Единая Россия" | 6086 | 50,9 | 7656 | 48 | 4765 | 50,3 |
Партия КПРФ | 2757 | 23 | 3803 | 23,8 | 2540 | 26,8 |
Партия ЛДПР | 1336 | 11,2 | 2460 | 12,8 | 1175 | 12,4 |
Партия «Справедливая Россия» | 1785 | 14,9 | 2043 | 15,4 | 987 | 10,4 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Апрель 2011 года вернул информационно-политические индексы парламентских партий к довыборному (до Единого дня голосования 13 марта) уровню. Налицо укрепление позиций «Единой России» с 48 в предыдущем месяце до 50,9% медиа-потока и ослабление иных политических сил, представленных в Государственной Думе: ЛДПР на 1,6% (11,2%), КПРФ на 0,8% (23%), и «Справедливой России» на 0,5% (14,9%).
Сравнение апрельских показателей 2010 и 2011 годов позволяет констатировать факт расширения информационного поля, отведённого «Справедливой России» (на 4,5%) и «Единой России» (на 0,6%), и сокращения количества публикаций, посвящённых деятельности КПРФ (на 3,8%) и ЛДПР (на 1,2%).
В целом же, анализ динамики наполнения медиа-потока публикациями о деятельности парламентских партий за период с января 2009 года по март 2011 года (график 1) в очередной раз свидетельствует об относительной стабильности порядка наполнения информационного потока. А следовательно, и о сохранении каждой из рассматриваемых политических сил отведённой ей «ниши» медиа-пространства: 48-58% у единороссов, 20-25% у коммунистов, 11-15% у эсеров и 11-14% у либерал-демократов.
График 1
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях в информационном политическом пространстве за период с I квартала 2009 по апрель 2011 гг.
Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий
Деятельность фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.
Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру
Таблица 2
Структура информационного пространства,
в котором действуют думские фракции парламентских партии (апрель 2011 года)
Апрель 2011 г. | Март 2011 г. | Апрель 2010 г. | ||||
Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | |
Фракция "Единая Россия" | 1246 | 49,2 | 1073 | 50,9 | 1319 | 42,7 |
Фракция КПРФ | 750 | 29,6 | 695 | 33 | 761 | 24,6 |
Фракция ЛДПР | 172 | 6,8 | 113 | 5,4 | 439 | 14,2 |
Фракция «Справедливая Россия» | 364 | 14,4 | 225 | 10,7 | 572 | 18,5 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Результаты апреля 2011 года фракционных составляющих парламентских политических сил в сравнении с предыдущим месяцем свидетельствуют о снижении показателей коммунистов (- 3,4% и 29,6%) и единороссов (- 1,7% и 49,2%) и росте активности эсеров (на 3,7% и 14,4%) и либерал-демократов (на 1,4% и 6,8%).
Однако сопоставление полученных данных с апрельскими показателями прошлого года демонстрирует противоположную картину: ощутимое укрепление позиций фракций «Единая Россия» (на 6,5% медиа-рейтинга) и КПРФ (на 5%) и существенное оттеснение на второй план представителей ЛДПР (падение с 14,2 до 6,8%) и «Справедливой России» (с 18,5 до 14,4%).
Анализ динамики доли публикаций о фракциях парламентских партий за период с 2009 по февраль 2011 года (график 2) позволяет констатировать, что второй весенний месяц текущего года не стал богатым на рекорды – полученные показатели парламентских партий остались в рамках отведённых для них предельных величин: «ЕР» - 43-53%, КПРФ – 25-33%, «СР» - 11-17%. Исключение составляет лишь фракция ЛДПР, чья активность за последние три месяца заметно упала с уровня 11-16% до 5-7%.
График 2
Динамика изменения доли публикаций о фракциях парламентских партий в информационном политическом пространстве за период с I квартала 2009 по апрель 2011 гг.
Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Особый исследовательский интерес представляет анализ соотношения медиа-активности партий и их думских фракций (график 3), что позволяет выявить специфику работы информационного сообщества по освещению деятельности данных политических акторов.
График 3
Соотношение медиа-активности парламентских партий и их думских фракций
в апреле 2011 года
Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
В апреле 2011 года в соотношении информации о думской деятельности и общепартийной работе у «Единой России» фиксировалось преобладание последней (50,9 над 49,2%). Тем же образом обстоят дела у ЛДПР (11,2 против 6,8%) и «Справедливой России» (14,9 в противовес 14,4%).
И лишь у КПРФ фракция в Государственной Думе чаще партии освещается в средствах массовой информации на 6,6% (29,6 против 23%). Это свидетельствует о нацеленности правящего режима представить ключевого политического противника, в первую очередь, как часть государственной системы и завуалировать его оппозиционный потенциал в глазах избирателей.
3. Совокупные информационно-
Обобщение результатов контент-анализа
Таблица 3
Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (апрель 2011 года)
Апрель 2011 г. | Март 2011 г. | Апрель 2010 г. | ||||
Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | |
Партия и фракция "Единая Россия" | 7332 | 50,6 | 8729 | 48,3 | 6084 | 48,4 |
Партия и фракция КПРФ | 3507 | 24,2 | 4498 | 24,9 | 3301 | 26,3 |
Партия и фракция ЛДПР | 1508 | 10,4 | 2156 | 11,9 | 1614 | 12,9 |
Партия и фракция «Справедливая Россия» | 2149 | 14,8 | 2685 | 14,9 | 1559 | 12,4 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Совокупные показатели апреля 2011 года отражают обозначенные выше закономерности в перекраивании информационного пространства: рост суммарных показателей «Единой России» (с мартовских 48,3 до 50,6%) и снижение индексов ЛДПР (на 1,5%) и КПРФ (на 0,7%) при стабильности позиций «Справедливой России».
Та же тенденция прослеживается при сравнении апрельских показателей текущего и прошлого годов: «СР» (+2,4%), «ЕР» (+2,2%), ЛДПР (-2,5%) и КПРФ (-2,1%) (график 4).
График 4
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве в апреле 2010 – 2011 гг.
Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
4. Совокупные индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций
Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических сил, позволил проанализировать не только количественный аспект присутствия парламентских партий в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 4).
Таблица 4
Характер освещения в информационном пространстве парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ в апреле 2011 года
Январь 2011 г. | Февраль 2011 г. | Март 2011 г. | Апрель 2011 г. | |||||
ИИБ | Доля (в %) | ИИБ | Доля (в %) | ИИБ | Доля (в %) | ИИБ | Доля (в %) | |
Партия и фракция "Единая Россия" | 6884,1 | 51,7 | 3482,1 | 28,6 | 2485,8 | 21,1 | 2043,3 | 12 |
Партия и фракция КПРФ | 4441 | 33,4 | 3489,1 | 28,8 | 5471,8 | 46,3 | 7374,8 | 43,3 |
Партия и фракция ЛДПР | 776,6 | 5,8 | 3545,1 | 29,1 | 2318,8 | 19,6 | 5068,6 | 29,7 |
Партия и фракция «Справедливая Россия» | 1207,5 | 9,1 | 1645,4 | 13,5 | 1530,3 | 13 | 2561,7 | 15 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
В апреле число положительных высказываний в средствах массовой информации о деятельности «Единой России» достигло минимальных 12%, что в 1,76 раз меньше уровня прошлого месяца (21,1%) и в 4,3 раза – показателя начала текущего года (51,7%).
Лидером рейтинга информационного
Существенно увеличилось число «
В меньшей степени подвержены изменениям показатели «Справедливой России» - 15%, что на 2% больше марта и на 5,9% января 2011 года.
Динамический ряд индексов информационного
Неопределённость и ситуативность отношения
Лишь «СР» стабильно воспринимается в медиа-пространстве второстепенным игроком, «придатком» партии власти, не оказывающим заметного влияния на реальный политический процесс, что и обусловливает получаемый ею процент положительных высказываний.
График 5
Динамика индекса информационного благоприятствования парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ за период с октября 2010 по апрель 2011 гг.
Некоторые выводы
Апрель 2011 года ознаменовался расширением представленности в информационном пространстве «Единой России» после краткосрочного ослабления позиций в марте: в целом на 2,6% за счёт прибавки 2,9% к партийным индексам при потере 1,7% фракционных.
Следствием этого стало уменьшение количества сообщений о деятельности КПРФ (на 0,8% как партии, 3,4% как фракции в Государственной Думе и в совокупности на 0,7%) и ЛДПР (на 1,6% партийного медиа-рейтинга и 1,5% совокупного при росте на 1,4% фракционного индекса) при стабильных суммарных 14,8% «Справедливой России» (-0,5% как партии и +3,7% как фракции).
Подобная тенденция прослеживается и при сравнении апрельских медиа-индексов 2010 и 2011 годов. В «плюсе» «ЕР» (+0,6% к партийному, +6,5% к фракционному и в итоге +2,2% информационного рейтинга) и «СР» (совокупные +2,4%, партийные +4,5% при - 4,1% фракционных показателей). А в «минус» ушли КПРФ (в целом на 2,1% при росте медиа-активности фракции на 5% и снижении партийного присутствия в СМИ на 3,8%) и ЛДПР (от совокупных показателей -2,5%, партийных -1,2%, фракционных -7,4%).
В целом же, с точки зрения количественного соотношении числа информационных сообщений о рассматриваемых политических силах фиксируется относительная стабильность работы информационного сообщества: отведённые доли медиа-пространства колеблются в закрепившихся за каждой из парламентских партий пределах.
Однако важно учитывать и качественный аспект присутствия анализируемых политических акторов в средствах массовой информации: характер освещения или индекс информационного благоприятствования.
Результаты апреля 2011 года демонстрируют существенное снижение числа положительных высказываний о партии власти до 12% с январских 51,7% и позитивацию образа КПРФ до уровня 43,3% рейтинга (против 33,4% в начале года). Ощутима вариация индекса ЛДПР, в рассматриваемый период достигшего планки в 29,7% (против 5,8% в первом месяце текущего года). И лишь об «СР» наблюдается относительная стабильность числа одобрительных высказываний в информационном пространстве – 15%.
Отмеченная тенденция качественного наполнения информационного потока, в целом, отражает основные процессы, происходящие в политической системе российского общества: рост разочарованности в партии власти и проводимом ею политическом курсе и, как следствие, существенное увеличение доли протестного электората, всё чаще оказывающего кредит доверия оппозиции, к коей в полной мере относится лишь КПРФ.
Исполнитель исследования: Юшина А.В.
Координатор проекта: Клюева А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ