Д.Г. Новиков об отчёте В.В. Путина: Заменят ли 150 телеканалов образование и трудоустройство?
Секретарь ЦК КПРФ Д.Г. Новиков прокомментировал отчет председателя правительства РФ в Государственной Думе.
- Больше всего в речи премьера резало слух обилие глаголов несовершенного вида. А если мы вспомним школу, то такие глаголы обозначают действие без указания на его законченность во времени. Это абсолютно неслучайно. О конкретных результатах работы в выступлении премьера почти не было сказано. Суммы разного рода бюджетных расходов, конечно, звучали. Зато с другими конкретными цифрами все оказалось гораздо хуже. Вот построили 7 перинатальных центров – на всю страну. Начальник управления перед профильным министром может отчитываться такими показателями, но глава правительства перед парламентом – нет. Ни слова не прозвучало о построенных электростанциях, высокотехнологичных производствах, стратегических инфраструктурных проектах. Всё только «планируется».
Выступление премьера прозвучало исключительно популистски. Такого рода списки обещаний и пожеланий мы уже слышали неоднократно. Все эти «надо», «должны», «предполагается», «будет» в изобилии присутствовали в его прошлых речах. Но где программы развития, где пути решения проблем? Ничего этого нет. Утверждение о том, что «стране необходимо десятилетие спокойного, устойчивого развития», напомнило невольно Столыпина, но напомнило и то, что его карьера плохо закончилась.
Мы все-таки ждали отчёта о том, как и в какой мере выполнены задачи, поставленные ранее. А услышали рассказ о том, что «хорошо бы жить хорошо». Действующему премьеру это как-то не к лицу. В качестве предвыборной речи кандидата на возвращение в президентское кресло это выступление зачесть можно. Но его нельзя зачесть за отчет о работе правительства. Даже если это выступление осознанно строилось как программа к президентским выборам, то её превращение в набор благих пожеланий – серьезная проблема для Путина. Действующий премьер выходить с этим на выборы президента просто не может.
С другой стороны нельзя не отметить ряд сущностных моментов. Так, премьер снова убеждённо говорил о правильной политике правительства в условиях экономического кризиса. Как мы помним, эта политика в первую очередь заключалась в государственной поддержке коммерческих банков. А банки после этого устроили форменное издевательство над национальным производителем, заломив немыслимые ставки по кредитам. «Мы не ошиблись, поддержав банки в кризис», - сказал премьер. Так что олигархия может быть спокойна – она под надежной защитой. Как величайшее достижение был преподнесён рост ВВП на 4% за прошлый год. Увы, но причины этого роста следует искать не в политике правительства, а в подскочившей цене на нефть.
Премьер объявил мифом все разговоры о предстоящей коммерциализации вузов, но тут же подтвердил, что будет внедряться методика госзаказа на подготовку специалистов. Только вот эта методика в исполнении Фурсенко означает не что иное, как сокращение бюджетного финансирования образовательных учреждений. Господин Путин не упустил случая пнуть историю страны 1930-х годов, проэксплуатировав тему голода. Премьер почему-то считает, что мы не теряли людей в период засухи 2010 года, хотя СМИ трубили о переполненных моргах крупных городов. Однако важнее подчеркнуть: СССР получил голод как регулярное явление в наследство от царской России, но со временем смог решить эту проблему. Нынешний режим получил от Советского Союза уже великолепную функционирующую систему мелиорации и лесного хозяйства. Получил, но умудрился её развалить.
Это же касается и оборонки. Путин озвучил амбициозную программу перевооружения армии за ближайшие 10 лет. Только выделение средств еще не гарантирует самого перевооружения. Когда производственных мощностей нет, то и амбициозные проекты реализовывать будет некому. Путин упоминул С-400, но забыл сказать, что Москву охраняет всего два полка этих зенитно-ракетных систем, а в большинстве регионов их просто нет. Концерн «Алмаз-Антей» не способен произвести их в требуемом количестве.
Эта ситуация характерна не только для ВПК. Путин спел осанну самолёту «Суперджет». И сегодня же стало известно, что «Аэрофлот» готовится применить санкции к производителю, так как все планы по поставкам сорваны. «Суперджеты» должны были прийти ещё в 2008 году. «Аэрофлот» даже поставил их в лётное расписание на текущий год. Но самолётов нет.
Очень показательный момент: из уст Путина ни разу не прозвучало число выпущенных высокотехнологичных изделий – будь то оборонка или гражданская продукция. И это неспроста. Реальность такова, что Россия уже почти утратила возможность производить серийно высокотехнологичную продукцию.
На этом фоне прозвучали щедрые обещания развивать социальную сферу. Однако реальные законопроекты в области образования, здравоохранения и культуры, идущие из правительства, свидетельствуют об одном: государство хочет сбросить с себя ответственность за социальную сферу. По всей видимости все нетрудоустроенные и лишенные достойного образования и медицинского обслуживания должны удовлетвориться теми 150-тью каналами телевидения, что пообещал им премьер.
Тревожит и то, что в выступлении не нашлось места для самокритики. Или дела уже так плохи, что премьеру остается лишь приукрашивать действительность? Вообще-то нежелание объективно взглянуть на положение дел в стране попахивает безответственностью.
Рефреном выступления Путина стало: предлагаю одно, предлагаю другое. Но кому же адресованы эти предложения? Это же было выступление премьера! А у премьера есть всё, чтобы не предлагать, а делать.