А.В. Корниенко: На покупку 2-х комнатной квартиры семье из 3-х человек потребуется 50-60 лет
Депутат фракции КПРФ А.В. Корниенко выступил на заседании Госдумы.
Идёт пятый год реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России», а ощутимого результата до настоящего времени так и нет.
Данные социологических опросов показывают, что 62% россиян оценивают ситуацию с обеспеченностью жильём как «плохую».
В свое время в Советском Союзе была принята программа "Жилье-2000".
В рамках этой программы в 1989 году ввели 152 млн. квадратных метров жилья. К концу 1990-го успели построить еще 650 млн. квадратных метров, в том числе на селе более 20 млн. квадратных метров жилья. Причем, в отличие от сегодняшнего дня, это жилье отдавалось гражданам бесплатно.
Но наступил 1991 год, и эта Программа была свёрнута.
В настоящее время Государственная политика по реализации мер в создании рынка доступного жилья ориентируется только на коммерческие принципы и механизмы.
По результатам проверки Счетной палатой использования средств, на реализацию нацпроекта в 2006 году следует, что среднестатистический россиянин может купить в год не более 1,5 квадратных метра жилья. На покупку 2-х комнатной квартиры семье из 3-х человек потребуется 50-60 лет.
Решать жилищную проблему государство за эти годы пыталось многократно. Так, в 1993 году Правительством была принята государственная программа "Жилище", в 1998 года вступил в действие ФЗ «Об ипотеке», по мнению его разработчиков, ипотека – это наше великое настоящее и будущее. В 2001 году утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В 2005-м в эту программу внесли поправки с учетом национального проекта "Доступное жильё"
В течение двух последних лет по всей стране состоялось множество «круглых столов», форумов, слушаний, семинаров на темы жилищного строительства. Одна бюрократическая говорильня сменяет другую, а жизненно важный вопрос доступности жилья для 30 млн.граждан в нашей стране так и остаётся серьёзной не решаемой проблемой.
В качестве основного механизма обеспечения граждан страны таким жильем предложена ипотека, которой за десять лет воспользовались только 1,5% граждан.
Наряду с этим, проблемой реализации нацпроекта является дефицит жилья на рынке. По данным Росстата за одиннадцать месяцев этого года построено лишь около 46 млн. квадратных метров и не случайно - по сравнению с 1990 годом производство цемента сократилось в 2 раза, кирпича – в 2,5 раза, пиломатериалов – в 5 раз, продукции крупнопанельного домостроения – в 6 раз, экскаваторов – в 10 раз, башенных кранов – в 14 раз.
Таким образом, при нынешней организации исполнения нацпроекта среднестатистический россиянин о доступном жилье может только мечтать.
Полный провал этой программы подтверждается и наличием так называемых обманутых дольщиков. Строительство домов с участием граждан в соинвестировании, а с принятием 214 закона и долевом участии получило широкое распространение в стране. Не только при бесконтрольности, а скорее при попустительстве как федеральных, так и региональных и местных органов власти обман граждан принял повсеместный характер. Наряду с этим широкий простор проходимцам давали отдельные принятые законы. Например, ни в Земельном кодексе, ни в 94 Законе о поставках продукции, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд не указано по каким критериям застройщикам выделяются земельные участки под строительство домов, по каким критериям они допускаются к аукционам и конкурсам. Никем не проверяется наличие у них активов и финансовых возможностей, то есть оборотных средств. Власть полностью устранилась от контроля за использованием средств граждан, вложенных в строительство дома.
По инициативе Г.А.Зюганова создана вместе со Следственным комитетом межведомственная рабочая группа по выработке мер, необходимых для правовой защиты частных инвесторов долевого строительства жилья.
Мы с депутатом Локотем А.Е. дали свои предложения на этот счет. Хотелось бы, чтобы вы с ними ознакомились, возможно у кого-то появятся дополнительные предложения, либо желание подкорректировать их.
По убеждению фракции КПРФ решить эту проблему можно следующим образом:
Ответственность за строительством так называемых социальных жилых домов, соответствующих всем требованиям комфортного жилья, к которым должны быть отнесены и дома с долевым участием граждан, наряду с застройщиками должны нести персональные лица органов власти. Квартиры в таких домах, а также принимать долевое участие в строительстве таких домов, могут приобретать только граждане с низкими доходами (работники здравоохранения, учителя, преподаватели ВУЗов и средних специальных учебных заведений, военнослужащие, госслужащие средней категории, работники производственных отраслей реального сектора экономики). Причем в первую очередь коренное население того региона, где ведется строительство.
Для этого необходимо:
1. Выделение земельных участков застройщикам под строительство объектов гражданского либо промышленного назначения осуществлять с условием строительства социальных жилых домов с участием бюджетных средств по фиксированной цене. Оформление земельных участков под строительство этих домов должно производиться исполнительной властью региона и передаваться застройщику с полным инженерным обеспечением. Затраты по созданию таких земельных участков должны финансироваться за счёт средств федерального и региональных бюджетов и не должны включаться в стоимость возводимого жилья.
Утверждение актов приемки в эксплуатацию объектов застройщика органами исполнительной власти должно осуществляться после, либо одновременно с приемкой в эксплуатацию социальных жилых домов.
2. Осуществлять строгий контроль за сроками сдачи в эксплуатацию таких домов.
3. Местные органы власти должны вести строгий учет очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категориям проживания, в зависимости от благоустройства жилья, обеспечения жилой площадью на одного члена семьи, дохода на одного члена семьи.
4. Кредит для покупки квартир в указанных домах должен предоставляться гражданам под 5% годовых под залог приобретаемой по очереди квартиры.
5. Расширить возможности индивидуального строительства жилых домов, особенно в небольших городах, поселках городского типа и в сельской местности, для чего необходимо:
- создать мощности территориальных строительно-монтажных организаций в районах концентрации строительства.
- развивать сеть мобильных подрядных организаций и передвижных инвентарных баз.
- земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов должны оформляться местными органами власти с полным инженерным обеспечением за счет средств федеральных и местных бюджетов и предоставляться собственникам домов бесплатно.
Эти меры позволят реализовать в короткие сроки приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жильё – гражданам России".