Н.Н. Езерский о «медвежьих» поправках в Лесной кодекс
В Госдуме разработан новый проект, касающийся Лесного кодекса. Летние события показали, что «поправочное» вмешательство в нормально функционировавший Лесной кодекс ни к чему положительному для российской земли не принесли. Все закончилось огненной катастрофой и беспомощность перед ней наших властей. Однако большинство парламентариев в Госдуме, представленное «ЕР» и поддерживающими их Эсерами с либерал-демократами оставить в покое кодекс не хотят. А как-же, ведь, как говорил Владимир Ильич, за всякой фразой ищите интересы того или иного класса. А в чьих интересах вносятся в Госдуме очередные законопоправки, расскажет наш человек с Охотного ряда Николай Николаевич Езерский.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона № 500708-5 «О внесении изменений в статьи 104 и 106 Лесного кодекса Российской Федерации»
Законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования особенностей использования лесов, расположенных в водоохранных зонах, и запретных полос лесов, расположенных вдоль водных объектов.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ) внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, согласно которым в лесах, расположенных в водоохранных зонах (статья 104), и ценных лесах, в частности, запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов (статья 106), запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений. При этом осуществление работ по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых, как вид экономической деятельности, в указанных категориях защитных лесов не запрещается.
В то же время необходимые для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых горные выработки и буровые скважины, предусмотренные Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», являются объектами капитального строительства.
Таким образом, принятие Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ, фактически, привело к ограничению осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых в лесах, расположенных в водоохранных зонах, и запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов.
Принимая во внимание, что в Западной и Восточной Сибири, на севере европейской части России водно-болотный ландшафт с многочисленными водотоками может занимать до 85% территории лицензионных участков, сложившаяся ситуация может привести к ограничению возможности недропользователей по исполнению лицензионных обязательств.
В целях решения возникшей проблемы разработан настоящий законопроект, предусматривающий возможность размещения горных выработок и буровых скважин в лесах, расположенных в водоохранных зонах, и запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов.
Комментарий к проекту федерального закона № 464525-5"О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" Н. Н. Езерского:
Фракция КПРФ не поддерживает указанный законопроект, т.к. мы не можем согласиться с тем, что послабления в праве арендаторов лесных угодий допускать или не допускать рядовых граждан на территорию леса (для прогулок, сбора грибов и ягод и т.д.) будут расширительно трактоваться другими нормативно правовыми актами (постановлениями правительства, ведомств, местных администраций и региональных властей). Определяющим ограничения в допуске граждан к пользованию национальным природным богатством может быть исключительно Закон, в данном случае - Лесной Кодекс.
Кроме того, в законопроекте прямо просматривается заинтересованность узкой группы лоббистов - владельцы турбизнеса и лесопромышленники из Алтайского края, которым не терпится оградить "свои" лесные угодья от настырных местных жителей, которые "так и шастают по лесам". Налицо и коррупционный аспект, и дальнейшее наступление со стороны депутатов-единороссов на конституционное право жителей страны иметь равный доступ к природным богатствам.
Пояснительная записка
к проекту федерального закона № 464525-5"О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Результаты реализации Лесного кодекса Российской Федерации указывают на наличие отдельных недоработок в тексте указанного Кодекса.
Пункт 8 статьи 11 Лесного кодекса РФ регламентирует, что "лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов… Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом…".
В соответствии с первой частью нормы, определяющей право граждан на свободный доступ в лесной фонд Российской Федерации, на туристских предприятиях - участниках объединения туроператоров Алтай ограждение арендуемых территорий выполнено с учетом данного требования Федерального закона и предусматривает:
несколько входных калиток в периметре ограждения с целью свободного входа (сквозного прохода) граждан на (через) территорию туристского объекта;
свободный проход граждан в дневное время по территории туристского объекта через главный вход.
Вместе с тем второе предложение пункта 8 статьи 11 Лесного кодекса указывает на содержание правовой нормы об огораживании арендуемой территории только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. В настоящее время Лесным кодексом предусмотрен только один случай огораживания арендуемых лесных территорий - создание ограждения в лесопарковых зонах ( п.4 ст.105 ЛК РФ). Следуя логике указанных правовых норм необходимо провести процедуру демонтажа ограждений: вокруг туристских объектов, в мараловодческих хозяйствах, фермерских хозяйствах, расположенных на арендуемых лесных участках (пилорамы, лесозаготовительные участки, карьеры и т.п.). В связи с вышеизложенным законопроектом предложение "Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом." предлагается дополнить словами ", другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации".
Предусмотренные проектом закона изменения в части пятой статьи 72 и части 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ направлены на пролонгацию договора аренды лесного участка без проведения процедуры лесного аукциона для добросовестных арендаторов, исполнивших ранее заключенный договор аренды лесного участка в полном объеме и без нарушений норм лесного законодательства.
Данная норма позволит обеспечить гарантии инвесторов, вкладывающих денежные средства в развитие туристской инфраструктуры на землях лесного фонда, создаст условия для развития туристских комплексов, отвечающих мировым стандартам, и для отказа от практики возведения временных неблагоустроенных жилых строений.
Комментарий к проекту федерального закона № 500708-5 «О внесении изменений в статьи 104 и 106 Лесного кодекса Российской Федерации» Н.Н. Езерского:
Фракция КПРФ не поддерживает указанный законопроект и будет голосовать против его принятия.т.к. считает, что указанный проект федерального закона был подготовлен исключительно в интересах нефтяного и газового лобби, которые законодательно пытаются закрепить право вести работы в лесах, расположенных в водоохранных зонах.
Депутаты-коммунисты считают, что в настоящее время на территории страны достаточно мест, где работы по разведке недр можно проводить без угрозы экологического загрязнения водных объектов. Кроме того, мы усматриваем скрытую коррупционную составляющую в обсуждаемой законодательной инициативе, т.к. авторы аккуратно пытаются "продавить" разрешение строительства капитальных объектов на территории запретных полос лесов.