Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Н.В. Коломейцев: Хватит монетаризма – пора начинать работу!

    На  заседании Госдумы 8 февраля от имени  фракции КПРФ выступил депутат Н.В. Коломейцев. 

Пресс-служба фракции КПРФ – kprf.ru
2011-02-08 15:56

     - Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги.

     Прошло  уже более полутора лет после  провозглашения президентом страны Д.А.Медведевым курса на модернизацию экономики. Модернизационная риторика заполнила эфир, все многократно разросшиеся чиновные кабинеты. Однако, как говорят: «практика – критерий истины». Что же мы имеем на сегодня? Посмотрим на ситуацию глазами Счетной палаты РФ и на конкретные цифры освоения федеральных целевых программ, предусмотренных для этой самой модернизации. К сожалению, конкретные результаты модернизации на сегодня не соответствуют множеству произнесенных слов. Кассовое исполнение расходов на реализацию ФЦП, направленных на модернизацию. Они исполнялись в течение 2010 года крайне неудовлетворительно. Причем, послушайте по названию: ФЦП «Электронная Россия», создание инфраструктуры нанотехнологий, модернизация комплексной системы управления авиационным сообщением и многие другие. 17% всех ФЦП – кассовое исполнение составило менее 20%. Продолжало стагнировать станкостроение, предприятия обрабатывающей отрасли, оборонной промышленности и учреждения прикладной науки. А ведь фундаментом модернизации экономики любой страны реально могут являться только станкостроение, обрабатывающая промышленность, предприятия оборонно-промышленного комплекса, способные материализовать идеи фундаментальной и прикладной науки.

     Однако  большая часть этих предприятий  страдает из-за колоссального недофинансирования в силу отсутствия государственного заказа и банковского кредита, в  то время как по данным Счетной  палаты РФ объем временно свободных средств, представленных банковскому сектору, составляет более 9 трлн рублей, размещена на долгосрочных депозитах более одного года и, тем самым, эти средства выведены из оборота.

     Практически разрушена система гособоронзаказа, и потери в системе государственных закупок по данным Счетной палаты РФ составили около 1 трлн рублей. Однако, пресловутый 94-й закон в новой редакции, несмотря на планы Правительства РФ внести его до 01.09.10, и озвученный в послании президента Федеральному собранию, министерством экономического развития не внесен. Более 38 млрд долларов составляет отток капитала за прошлый год, несмотря на прогнозы Кудрина и Игнатьева, что он будет не выше 12 млрд долларов. В то же время в октябре 2010 года руководство подконтрольных США Всемирного банка и Международного валютного фонда в третий раз за последние пять лет лучшим министром финансов 2010 года признало Кудрина за успешную стерилизацию нефтедолларов, неосвоенных бюджетных и антикризисных средств в американские и европейские ценные бумаги под мизерные проценты. В то время как, повторяю, просроченная задолженность АПК – 1,5 трлн рублей, фактически остановлены большая часть предприятий оборонно-промышленного комплекса, станкостроения, как раз из-за нехватки финансов и возможности взять кредит. Но вдохновленный своими патронами из всемирного банка и МВФ, нашими заклятыми друзьями, Кудрин с еще большим остервенением продолжает свое вредное для России ремесло, уводя до 5 млрд долларов в неделю всё туда же.

     Его давний соратник по Госкомимуществу и Минфину времен Чубайса, ныне министр остатков промышленности В.Б. Христенко, на прошлой неделе как ребенок радовался перед телекамерами получению сертификата на самолет, собранный на 95% из иностранных узлов и деталей. А Россия в это время стремительно перестает быть авиационной державой, собирая всего 14 самолетов за год, что в 107 раз меньше, чем 20 лет назад. Разгоняя и теряя остатки квалификации, агонизирует под руководством Христенко и важнейшая фондообразующая отрасль – станкостроение. Проводить модернизацию экономики на устаревшем оборудовании невозможно.

     Состояние отрасли в настоящее время  можно охарактеризовать следующими показателями:

     - производство металлорежущих станков  и кузнечно-прессового оборудования  на протяжении пяти последних лет составляет 7,5 - 8 тыс. шт., в то время как в 1990 г, составило 101,5 тыс. шт., а в 1992 г. 69,7 тыс. штук;

     - по итогам 2009 г. Россия занимает  по производству металлообрабатывающего  оборудования (МОО) 19 место из 34 стран,  выпускающих МОО, и 17 место по его потреблению (в 1990 г. занимало соответственно 3 и 2 место);

     - за годы реформы погибло 43 предприятия  и организации, преимущественно  в Москве и Санкт-Петербурге (такие как им. С. Орджоникидзе, им. Свердлова, Московский завод координатно-расточных станков, Московский станкозавод и др.) Из 17 отраслевых НИИ осталось 6, да и те фактически выживают;

     - объем инвестиций в станкоинструментальную промышленность составляет 1,5 процента от инвестиций в машиностроение.

     При этом 80 % - это собственные средства предприятий и только 20 % - заемные. За последние 20 лет фактически не было государственного финансирования ни в  НИОКР, ни на техперевооружение;

     -  численность работающих в отрасли  составляет 88 тыс. человек, в том  числе 6 тыс. в НИИ и КБ (справочно:  за последние 5 лет сократилось  свыше 41 тыс. человек). Сегодня  кадровая проблема - одна из основных  проблем в отрасли.

     Проводить модернизацию экономики на устаревшем оборудовании невозможно.

     Структура и состояние парка МОО на 01.01.2010 следующая:

     - количественный состав МОО: 

     на 01.01.1991 - 2,5 млн. шт.

     на 01.01.2010 - 1,3 млн. шт. (при этом около 90% эксплуатируемого оборудовании, включая и предприятия ОГГК, – отечественного производства);

     - 75-85 % оборудования эксплуатируется  15-20 и более лет;

     -   коэффициент обновления составляет  менее 1 % при нормативе 8 %, в  технологически развитых странах - 10- 12 %;

     - последняя перепись основных  фондов проводилась в 1991 году. Все данные по оборудованию приводятся экспертно.

     На  российском рынке наблюдаются противоречивые тенденции: до 50% продукции российских станкоинструментальных заводов идет на экспорт, что свидетельствует  о конкурентоспособности отдельных видов российского оборудования и инструмента.

     При этом доля импорта у отечественных  потребителей достигает 80%. Данная ситуация во многом связана с условиями  поставки: иностранные производители, получая от потребителей 10-15% предоплаты, предоставляют длительную рассрочку на несколько лет на выплату основной стоимости, отечественные производители не могуч позволить себе столь льготных условий.

     Снижено производство продуктов питания:

     Мясо  с  10,1 млн. т. до 6,7 млн. т.; молоко с 55,7 млн. т. до 32,5 млн. т.; зерно со 117 млн. т. до 97,1 млн. т. (2009 г.) – 61 млн. т. (2010 г.). 

     Россия  располагает в % от мировых:

     Площадь пашни – 8,3%; население – 2,1%; запасы пресной воды – свыше 20%; производство минеральных удобрений – 8,3%

     и при этом страна импортирует около 35-40% продовольствия?! (2009 г. – 30 млрд. $).

     Происходит  обрушение производственного потенциала села:

     Наличие тракторов в парке уменьшилось  в  2,7  раза  (1990  г. - 1365 тыс. шт. – 2010 г. - 510  тыс. шт.),  зерноуборочных   комбайнов   соответственно в  2,9  раза (408 тыс. шт. –  140  тыс.  шт.),   кормоуборочных   комбайнов   в   4,8   раза (120 тыс. шт. – 25 тыс. шт.) -  энергообеспеченность на 1 га пашни сократилась в 2 раза.

     - Посевной клин в стране сократился  почти на 40 млн. га и к пятилетке 2006-2010 гг. стабилизировался примерно на 76 млн. га (на статистическом учете пашни более 115 млн. га).

     Крайне  низкое использование минеральных  удобрений. В 1990 г.  на  гектар  посева вносили – 107 кг.д.в., а в 2009 г. – всего лишь  – 36 кг.д.в. (при производстве их в стране – свыше 15 млн. т., используется около 2 млн. т., остальное на экспорт).

     Кадровое  обеспечение:

     Продолжает  сокращаться численность постоянных рабочих на селе.

     Средняя численность рабочих всего:

     2000 г. – 3144 тыс. чел.; 2008 г. – 1251 тыс. чел., в том числе механизаторов – соответственно – 720 тыс. чел. – 288 тыс. чел.

     Все эти факты на фоне резкого увеличения расходов на НИОКР со стороны стран  «семерки» и БРИК (исключая Россию) говорят о необходимости срочного изменения кредитно-денежной, технической, таможенной, налоговой политики, а не просто пустопорожних разговоров. Мы настаиваем на приглашении в назначенное ранее время вице-премьера С.Б.Иванова и министра финансов РФ А.Б.Кудрина с конкретным отчетом о причинах провала всех модернизационных ФЦП, а также причин отсутствия должного внимания Правительства РФ к оздоровлению в станкостроении, обрабатывающей промышленности, оборонно-промышленном комплексе и АПК.

     Кому  из модернизаторов не понятно, что одно рабочее место на селе дает семь рабочих мест в других отраслях народного хозяйства?

     Хватит  монетаризма – пора начинать работу!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.