В.И. Кашин в газете «Правда»: Итоги 2010 года как катализатор нарастания народного протеста
В газете «Правда» опубликован материл В.И. Кашина, заместителя Председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы РФ, академик РАСХН.
2010 год уже стал историей, но его события, его итоги еще продолжительное время, несомненно, будут оказывать влияние на дальнейшее развитие России. Тем более что наступивший 2011 год открывает электоральное двухлетие: выборы в Государственную думу и президента страны. Наступление нового года ознаменовалось целым рядом свидетельств, недвусмысленно говорящих о том, что в стране обостряется социально-экономическая ситуация, меняются политические настроения. Причём эти перемены неизбежно скажутся на итогах грядущих выборов.
Незавидные итоги
Анализ результатов деятельности власти в истекшем году не вызывает особого оптимизма, несмотря на некоторое оживление в экономике: ВВП вырос за год примерно на 3,2%, объем промышленного производства — на 8,3%. Внешнеторговый оборот вырос на 33,3%. Это, пожалуй, и всё, что можно занести в актив правительства, хотя эти достижения так и не дотянули до уровня предкризисного 2008 года. Более того, они в значительной мере «съедены» инфляцией, которая составила за год почти 9%.
Экономика страны продолжает крепко сидеть на нефтегазовой игле, более 40% ВВП создается за счет экспорта сырья. Рост цен на энергоносители в 2010 году и обеспечил в основном положительные сдвиги в макроэкономических показателях. Идея президента о модернизации экономики, похоже, забалтывается. Во властных «верхах» немало людей, которые выступают против модернизации, продолжая настаивать на сырьевой экономической модели, надеясь на воссоздание благоприятной докризисной ситуации. Те, кто выкачивает из России баснословные барыши, вовсе не заинтересованы тратить деньги на обновление оборудования и внедрение новейших технологий. Монополии наращивают свои доходы с помощью роста цен и тарифов. Пока будет сохраняться эта ситуация, потребности в совершенствовании продукции, производства, в научных разработках не будет. Это, в частности, подтверждается тем, что в правительственной Стратегии развития России до 2020 года предусмотрен рост всех тарифов на 8—30 % ежегодно. О каких новациях можно мечтать, если само государство обеспечило безбедное существование этим компаниям на 10 лет вперед. Зачем им заказывать дорогостоящие научные разработки, если доход уже гарантирован?! Проще выжать всё из той технологической базы, что досталась в наследство от советского времени, а потом хоть трава не расти.
Россия всё больше и больше отстает в технологическом и техническом отношении от развитых стран. Например, машинного оборудования в нашей стране производится в 80 раз меньше, чем в Японии, и в 30 раз меньше, чем в Китае. Продолжается процесс не только морального, но и физического износа машин и оборудования. Полностью изношенные основные фонды предприятий составляют почти 14%. Затраты наших компаний на НИОКР ничтожны. Общие расходы в России на эти цели составляют около 1% ВВП, в то время как в США — 2,7%, в Японии, Швеции, Израиле — до 4,5%. При этом необходимо помнить о разнице уровней ВВП России и, например, США. Без решительного изменения экономической модели наша страна окончательно закрепится в статусе сырьевого придатка не только «традиционных» мировых держав, но и Китая.
До сих пор в стране нет четкого понимания смысла и содержания модернизации. Инициаторы этой идеи, кажется, не осознают, что модернизацию нельзя осуществить методом единичных научно-технологических прорывов типа Сколкова, без мощной промышленности, без реиндустриализации, без восстановления в России индустрии на современной основе.
И еще: инициаторам идеи модернизации надо понять, что их замысел заранее обречен на провал, если параллельно не проводить политику по демократизации общественной жизни. Сегодня в России эта политика приобрела отрицательный вектор или в лучшем случае остается в замороженном виде. Например, судебная система так и не приобрела независимость. По словам президента Д. Медведева, более 80% граждан России не верят в справедливость суда. Законодательная власть, как правило, беспрекословно выполняет волю руководства даже в тех случаях, когда очевидны абсурдность и непродуманность, вредность поступающих установок. Некоторые политические лидеры «Единой России» договорились до того, что стали всерьез утверждать: дескать, Государственная дума — это «не место для дискуссий». Как говорится, дальше ехать некуда!
Кризис российского села
В тяжелейшем положении продолжают оставаться русская деревня и весь агропромышленный комплекс страны. Отрасль теряет свой технический и технологический потенциал. В 27 раз сократилось производство тракторов, в 15 раз — зерноуборочных комбайнов, в 14 раз — кормоуборочных комбайнов. Другими словами, производство сельхозтехники переведено на штучное изготовление. При этом технологическое оборудование производственных мощностей изношено на 70—75%. Технический уровень и качество изготовляемой техники остаются крайне низкими. По этой причине сельские товаропроизводители несут серьезные потери, которые оцениваются величиной ежегодно упущенной прибыли в 275 млрд. рублей.
Энергообеспеченность на селе по сравнению с советским периодом на гектар пашни снизилась в 2 раза. Наличие тракторов уменьшилось в 2,7 раза, зерноуборочных комбайнов — в 2,9 раза, кормоуборочных — в 4,8 раза.
Земля деградирует от упрощенных технологий сельхозпроизводства и
Крайне ослаблена научно-техническая
Во многом по этим причинам производительность труда в сельском хозяйстве России в 10—15 раз ниже, чем, например, в Канаде, США или в странах ЕС.
Село остро нуждается в
При этом сельское хозяйство, по сути, финансируется по остаточному принципу. На нужды села из федерального бюджета выделяется около 1% его расходной части. Вступление России в ВТО, о чем уже как о решенном вопросе в августе 2010 года заявила министр сельского хозяйства, снижает эту поддержку еще в 2 раза. Это уже нашло отражение в принятых федеральных бюджетах на текущий 2011-й и на предстоящие 2012—2013 годы.
Правительство так и не разработало целостную комплексную программу развития АПК, а отдельные так называемые федеральные целевые программы по селу зачастую финансируются в лучшем случае на 50—60%.
В стране продолжает обостряться ситуация с продовольственной безопасностью. Производство мяса по сравнению с советским периодом снизилось с 10,1 млн. тонн до 6,7 млн. тонн, молока — с 55,7 млн. тонн до 32,5 млн. тонн, зерна — с 117 млн. тонн до 61 млн. тонн в 2010 году. Сегодня в Россию завозится около 50% продуктов питания, причем далеко не всегда хорошего качества. На эти цели затрачивается почти 40 млрд. долларов. В текущем году эта сумма может значительно вырасти главным образом из-за поразившей страну засухи.
Село находится в тяжелейшем финансовом положении. Причина тому — в основном диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, а также высокие ставки кредитования. Закредитованность села, даже по признанию министра сельского хозяйства Е. Скрынник, достигла почти 1 трлн. рублей, хотя многие эксперты называют цифру в 1,2 трлн. рублей. Только за счет диспаритета и кредитования из деревни выкачиваются нуворишами миллиардные барыши, а крестьян обрекают на разорение.
Банкротство и разграбление почти половины колхозов и совхозов привели к тому, что теперь значительная часть продуктов сельского хозяйства производится в подсобных хозяйствах населения. В частности, в них выращивается 84,3% картофеля, 72% овощей, 48,2% крупного рогатого скота, 34,1% свиней, 51,9% овец. Поголовье всех видов животных существенно сократилось. Например, крупного рогатого скота на конец 2010 года в России осталось всего лишь 20,5 млн. голов, из них коров — 8,8 млн. голов. Свиней осталось 18 млн. голов, а овец — 2,4 млн. голов. При этом тенденция на снижение поголовья скота сохраняется.
На селе царят нищета и безработица. Средняя зарплата в отрасли составляет лишь 50% к среднероссийскому уровню. Село вымирает. С лица земли исчезло почти 30 тысяч сельских поселений. Из 117 тысяч сохранившихся деревень в 20 тысячах проживают по 8 и менее человек. Продолжается разрушение инфраструктуры села. В настоящее время по сравнению с 1990 годом в 2 раза сократилось число детских дошкольных учреждений, участковых больниц, в 6 раз уменьшилось количество клубов и домов культуры. Отсюда проблема не только медицинского обслуживания, но и использования свободного времени, особенно молодежью. Результатом такой политики на селе стали пьянство, наркомания, рост миграции молодежи. Вместе с тем на селе зреют гроздья народного гнева против политики власти, направленной на удушение русской деревни, а значит, и русской культуры, традиций, души русского человека.
Финансовое зазеркалье
Проблемное состояние экономики страны, как в зеркале, отражается в финансовой сфере. За счет чего вырос ВВП? В основном — за счет роста цен на нефть и газ. Дефицит бюджета составил почти 5% ВВП. Резервный фонд сократился до 1,2 трлн. рублей. Увеличился государственный долг, главным образом — за счет внутреннего долга. Внешний корпоративный долг превысил 500 млрд. долларов. Рост государственного долга неизбежно ведет к увеличению сумм на его обслуживание. В 2010 году на эти цели затрачено более 280 млрд. рублей. Долг ложится тяжелым бременем на плечи следующих поколений.
Чтобы хоть как-то справиться с нарастающим клубком финансовых проблем, правительство распродает остатки государственной собственности. По сути, возобновляется варварская приватизация 90-х годов. На рынок выбрасываются лучшие объекты экономики, такие, как Сбербанк, Внешторгбанк (ВТБ), «Транснефть», «Роснефть», «Зерновая компания», «Аэрофлот», «Связьинвест», «Совкомфлот», «РусГидро» и т.д. Другими словами, страну пускают с молотка, в то время как эти успешные предприятия, компании и банки могли бы приносить государству значительные доходы. Возникает естественный вопрос: а что же будет делать правительство, когда оно распродаст всё имущество? Как оно собирается содержать после этого армию, финансировать науку, образование, здравоохранение, выплачивать пенсии? Или оно планирует продать и своих граждан, как некогда продавали крепостных, вместе с землей и ее богатствами? Власть экономит на социальной сфере, сокращая ее финансирование, на детях, очередь дошла и до студентов, что следует из слов помощника президента г-на Дворковича, заявившего о возможном лишении студентов даже их нищенских стипендий.
Власть, отстаивая интересы капитала, перекладывает решение финансовых проблем на плечи трудящихся и трудовых коллективов. Дополнительные доходы снова складируются в фондах. Вместо использования этих средств на нужды экономики и социальной сферы страны появляются новые налоги, такие, например, как налог на недвижимость, обязательное страхование жилья. Увеличивается социальный налог. Повышение на федеральном уровне страховых взносов в государственные социальные фонды резко увеличивает налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Это смерти подобно для малого и среднего бизнеса. Как говорится, заплати налоги и умри! При укоренившейся в России практике уплаты налогов неизбежен частичный уход заработной платы «в тень». А это значит, что регионы могут не получить планируемые поступления от подоходного налога, что усложнит и без того критическую ситуацию с обеспечением финансирования бюджетных затрат. Нужно ли доказывать, на ком скажутся выпадающие доходы региональных бюджетов?
Проводимая властью денежно-кредитная
Фракция КПРФ неоднократно предлагала свое видение формирования денежно-кредитной политики государства, которая бы учитывала интересы всех слоев общества, и в первую очередь трудового народа. Оно включает пополнение бюджетных средств с помощью национализации природных богатств, реформирование налоговой и банковской системы, усиление контроля за расходованием бюджетных средств и ответственности за результаты денежно-кредитной политики. Только введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов, когда олигархи платили бы не 13% от дохода, как сегодня, а 25—40%, могло бы минимум в два раза увеличить доходную часть федерального бюджета.
К сожалению, власть не желает прислушаться к нашим доводам, продолжая свой путь в никуда. Тем не менее мы уверены, что сама жизнь заставит вернуться к нашим предложениям, ибо только реализация нашей программы может спасти страну и народ от катастрофы.
Метастазы коррупции
Продолжается бегство капитала из России. По данным ЦБ РФ, в течение 2010 года чистый отток иностранного капитала из нашей страны составил почти 40 млрд. долларов. И это неудивительно. Растущие политические риски поставили Россию в один ряд с такими странами, как Пакистан и Судан, по степени нежелательности ведения бизнеса. В течение года Россия поднялась с 15-й строчки рейтинга на 10-е место в списке стран с так называемым экстремальным риском для ведения бизнеса. Первое место в этом списке занимает Сомали. В первую десятку входят Судан, Конго, Ирак, Афганистан, Пакистан. Замыкает десятку наша страна.
Государственный механизм захлестнули метастазы коррупции снизу доверху и сверху донизу. Это вынужден признать и президент страны. В течение 2010 года Д. Медведев четыре раза созывал Совет по противодействию коррупции. Для президента борьба с коррупцией — не просто тема для обсуждения трагической ситуации в России, это его личный приоритет, обещание, которое он дал избирателям, идя на выборы. А значит, с приближением очередных президентских выборов эта тема для него становится с каждым днем актуальнее.
Однако, несмотря на принимаемые меры, такие, как антикоррупционная
С. Степашин обнародовал цифру: 580 млрд. рублей составляют финансовые нарушения госчиновников. Если к этой сумме приплюсовать 1 трлн. рублей, разворованных при госзакупках, то получится, что в 2010 году, как минимум, пятая часть федерального бюджета была «приватизирована» чиновниками.
Жулье массово уводит наворованное через фирмы-однодневки. Указания президента в этой части не выполняются, игнорируются. Оказывается, президент давно поручил правительству подготовить законопроект об ответственности чиновников за учреждение и использование таких фирм, но документа до сих пор нет. Первое место по коррупционным преступлениям занимают представители правоохранительных органов (МВД, прокуратуры, Следственного комитета) — 34%. На втором месте стоят Вооруженные Силы — 15%. На третьем — органы местного самоуправления. На четвертом — органы Минздравсоцразвития. В 2010 году за коррупцию к уголовной ответственности привлечены 120 следователей, 12 прокуроров, 48 адвокатов, 8 членов избирательных комиссий, 214 депутатов местного самоуправления, 310 выборных должностных лиц органов местного самоуправления, 11 депутатов органов законодательной власти субъектов Федерации и один депутат Государственной думы — всего свыше 10 тысяч человек. Министр внутренних дел Р. Нургалиев заявил, что количество выявленных взяток в крупных и особо крупных размерах в 2010 году выросло на треть по сравнению с 2009 годом.
Понятно, что это капля в море от реальных масштабов коррупции. Даже официальная статистика показывает, что процесс гниения ускоряется. Если в 2007 году расследовалось 11 тысяч коррупционных преступлений, в 2008-м — 12 тысяч, в 2009 году — 13 тысяч, то в 2010-м только за 9 месяцев уже расследовалось свыше 11 тысяч подобного рода преступлений.
Преступность, участниками которой являются правоохранительные органы, — весьма опасная вещь. Это показывает глубокую деградацию власти, что вызывает большие сомнения в возможности справиться со спрутом коррупции. Ибо кто-то во власти должен быть «чистым», чтобы бороться со злом. А таких «чистых», похоже, с каждым днем становится всё меньше. Ну о чем можно говорить, когда главного начальника по борьбе с организованной преступностью арестовывают за взятку почти в 50 миллионов долларов! И если борьба с коррупцией не приносит очевидных результатов, значит, по существу, никакой систематической борьбы не ведется, несмотря на декларации президента.
Коллапс ЖКХ
Еще одна проблема, на которую в 2010 году был вынужден обратить внимание президент, — это состояние ЖКХ. «Пройдет еще 5—7 лет, — сказал президент, — и в системе ЖКХ может наступить коллапс». Однако наступление этого коллапса мы уже сегодня видим ежедневно. Это и сосульки-убийцы, и непроходимые улицы, заваленные снегом, и постоянные аварии систем водо- и теплоснабжения, и протекающие, падающие на голову потолки, крыши и т.д. В системе ЖКХ, как и во всех остальных отраслях, «рынок» ничего не отрегулировал и не улучшил, а только обострил проблемы. Инженерное хозяйство отрасли не ремонтируется с советских пор. Мизерных государственных средств не хватает, а на деньги граждан эту работу произвести невозможно. Сегодня 70% сетей подлежат полной замене. Почти 20% теплоэнергетического оборудования изношено полностью. Средний износ оборудования в отрасли достиг 60%.
Жилье c основными удобствами, то есть благоустроенное, составляет 64%. Остальное — неблагоустроенное. В неблагоустроенном фонде проживают более 43 млн. человек, то есть каждая 4-я семья.
Ветхий и аварийный жилой фонд составляет почти 100 млн. кв. м, или 3,2% общей площади жилого фонда. С 1990 года ветхий фонд увеличился в 3 раза, аварийный фонд — в 6 раз. На этой площади проживают более 5 млн. человек. Ликвидация непригодного для проживания жилья ведется черепашьими темпами. За 2002—2010 годы переселены из ветхого жилья 43 тысячи семей из более чем 2 миллионов, стоящих в очереди. Для того чтобы переселить людей из трущоб в нормальные условия, при существующем подходе потребуются почти два столетия.
Обеспеченность жильем на одного человека сегодня в стране едва составляет 20 кв. м общей площади. Мы уступаем по этому показателю не только странам Европы, но и нашим ближайшим соседям — Украине, Белоруссии и Молдавии. В очереди на получение квартиры стоят 4,5 млн. семей. В 2010 году, например, запланировано построить 60 млн.кв. м жилья. Но за 9 месяцев было построено только 33 млн.кв.м. За полугодие построено 26 млн.кв. м, из которых только 13,8 млн. — новое жилье, остальное — реставрированное. При этом из нового жилья около 12 млн. кв. м построено на средства граждан. Это говорит о том, что при существующем подходе жилищная проблема не будет решена никогда, ибо ввод нового жилья не сможет поспевать за его износом.
Правительство сделало ставку в жилищном строительстве на ипотеку. Однако его надежды не оправдались по многим причинам. Во-первых, из-за чрезвычайно высоких цен на жилье. Рынок жилья находится в руках перекупщиков, которые присваивают половину выручки от продажи. Во-вторых, из-за высоких процентных ставок по кредитам и грабительской системы страхования. При этом надо помнить, что стоимость ипотечного жилья при существующих ставках фактически удваивается.
Критическая ситуация в ЖКХ сложилась во многом из-за практически полного ухода государства из этой сферы. Прежде всего это выразилось в резком снижении финансирования отрасли. По сравнению с советским временем финансирование из федерального бюджета сократилось на два порядка. Фракция КПРФ в Государственной думе, осознавая важность коммунального хозяйства, постоянно давала свои предложения по финансовой поддержке ЖКХ. Потребность в ней с 2001 по 2008 год составляла от 350 до 750 млрд. рублей, в то время как государство выделяло от 40 до 70 млрд. рублей. Однако наши предложения парламентское большинство «Единой России» вкупе с Минфином регулярно отвергали, ссылаясь на отсутствие средств. С 2008 года под нашим нажимом финансовая поддержка несколько выросла, но не настолько, чтобы можно было успокоиться. В бюджете на 2011 год правительство выделило на нужды коммунального хозяйства около 197 млрд. рублей. Сумма как будто бы внушительная, но в сложившейся ситуации этих денег уже явно недостаточно.
Обращение внимания президента Российской Федерации на тяжелейшую ситуацию в ЖКХ, ее обсуждение во время встречи с лидерами фракций в Государственной думе в конце ноября 2010 года породили надежду на возможность принятия со стороны власти каких-то кардинальных решений. Ожидалось, что эта тема займет важное место в послании президента Федеральному собранию. Но ожидания оказались напрасными. Тема ЖКХ в часовом выступлении президента заняла несколько секунд и вместилась в две строчки: «Совсем недавно мы эту тему обсуждали. Главный вывод: чтобы предотвратить дальнейшую деградацию коммунального хозяйства и одновременно повысить эффективность использования энергии, в жилищно-коммунальный сектор нужно активнее привлекать частный сектор. Необходимые поручения на эту тему я уже дал». После сказанного стало совершенно понятным, что положительных сдвигов в данной сфере не будет. ЖКХ продолжит деградировать. Трудно себе представить, чтобы какой-нибудь олигарх или просто капиталист за свои деньги занялся заменой труб, ремонтом прохудившихся крыш, провалившихся полов, сгнивших водопроводов, неработающих бойлерных, изношенных до предела очистных сооружений и т.д.
Закон и беззаконие
Вообще говоря, при анализе событий 2010 года становится видно, что власть плохо контролирует ситуацию в стране. Отсюда взрывы в московском метро, на железной дороге, постоянные аварии с человеческими жертвами, гибель людей в различных развлекательных учреждениях типа «Хромая лошадь», в лесных пожарах, межнациональных стычках. Этому способствует продолжающаяся практика принятия вредных, непродуманных и даже, как сказал президент, «идиотских» законов. К таким прежде всего необходимо отнести закон «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных муниципальных функций». Концепция законопроекта антиконституционна, противоречит основополагающим принципам, закрепленным в статьях 2, 3, 7, 15, 18, 24, 39, 41, 71, 72, 80, 82, 130—133, 110—114 Конституции РФ. Тем не менее он был принят. Суть концепции закона заключается в том, что для граждан вводится платность при взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и по вопросам обеспечения жизнедеятельности населения. Можно понять, что власть испытывает финансовые трудности, но нельзя же при попытке решить какие-то проблемы доходить до абсурда.
Второй законопроект, который коренным образом меняет статус бюджетных организаций, — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения
Поправки в эти законы предусматривают изменение статуса указанных государственных учреждений и перевод их в «некоммерческие» организации и федеральные казенные учреждения. Изменение статуса влечет за собой изменение характера их деятельности. То есть, кроме исполнения государственных обязанностей, эти учреждения должны будут зарабатывать деньги на своё содержание. Это относится не только к школам и больницам, но и к вузам, научным учреждениям, музеям и архивам, воинским соединениям, военкоматам, СИЗО, тюрьмам, службам безопасности, внешней разведке, домам престарелых и инвалидов, психлечебницам, лепрозориям, противочумным станциям…
Приняты и другие законы принципиального значения. В том числе — «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и «Об организации торговой деятельности на потребительском рынке». При заявленном намерении навести порядок в сфере торговли на самом деле эти законы ничего существенно не меняют. Они защищают барыши торговцев и обходят молчанием интересы потребителей, против чего выступала наша фракция. Не решена проблема регулирования цен хотя бы на товары первой необходимости. Важнейший вопрос о ценообразовании в угоду жуликам пущен на самотек. Основной критерий установления цен — нажива за счет населения. Наши предложения в виде поправок к данным законам о государственном регулировании цен на товары и услуги жизненной необходимости парламентским большинством были отвергнуты. Стоит ли удивляться, что после наступления нового года многие жизненно важные продукты резко подорожали. Это ярко свидетельствует о том, что принятые законы не работают.
Возьмем закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных». Внесенные поправки погружают граждан еще глубже в создаваемый электронный ГУЛАГ. Речь вообще-то, по большому счету, идет о внедрении в нашу жизнь так называемых технологий радиочастотной идентификации. Их использование несет угрозу конфиденциальности информации о личности. А ведь нарушение неприкосновенности частной жизни — это нарушение одного из основополагающих прав человека.
Игнорируя общественное мнение, преследуя призрачную надежду поправить дела в правоохранительных органах за счет переименования милиции в полицию, принят во втором чтении закон «О полиции». Похоже, что планируется превратить нашу страну в полицейское государство.
Продолжают оказывать своё негативное влияние на ситуацию в стране и ранее принятые «единороссами» законы. Это законы, по которым разорвали Единую энергетическую систему России, это Земельный, Водный и Лесной кодексы, закон «О техническом регулировании» и т.д.
Именно чубайсовская реформа РАО ЕЭС привела к катастрофическим последствиям в энергохозяйстве страны в последние годы. Передача в частные руки источников энергии и распределительных сетей никак не повлияла ни на объем производства электроэнергии, ни на обещанный приток инвестиций в отрасль, а стала только средством для выкачивания денег из населения и других потребителей посредством, по сути, неконтролируемого роста тарифов.
Приватизация энергетической отрасли закономерно привела к грандиозному провалу в первую очередь в Москве, когда половина огромного мегаполиса оказалась парализована. Наконец, окончательно реформированное РАО ЕЭС под руководством «эффективных менеджеров» лопнуло нарывом трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС. Электроэнергетика — это единственная из системообразующих отраслей экономики, где износ оборудования за последнее время увеличился в два раза.
Даже власть в лице заместителя председателя правительства Игоря Сечина фактически открыто признала, что авария на СШ ГЭС — результат реформы по Чубайсу и жадности «эффективных менеджеров». «Это и утрата связи между структурами в результате реформирования РАО «ЕЭС России», отсутствие координации между системным оператором и станцией, отсутствие технического контроля на самой станции», — отметил Сечин.
Гибель людей в результате аварии не повлекла за собой уголовной ответственности ни «эффективных менеджеров», ни главного из их числа — Чубайса.
Нынешняя зима показала, что часть энергетического хозяйства, а именно передающие сети, которые формально находятся в собственности государства, доведена до аварийного состояния. Если ситуация не изменится, то можно ожидать, что через 3—4 года даже при работающих источниках энергии довести эту энергию до потребителей станет невозможным. Уже сегодня, в создавшейся аварийной ситуации из-за климатических катаклизмов, найти ответственного за линии электропередачи становится весьма затруднительным. Именно поэтому нынешней зимой даже в Московском регионе более 200 тысяч человек по нескольку суток оставались без электричества, а некоторые населенные пункты до сих пор живут при свечах и керосиновых лампах.
Перебои с электроэнергией в
Закон «О техническом регулировании» в значительной мере обусловил ряд тяжелых аварий на угольных шахтах, в результате которых получили травмы и погибли сотни людей.
Несовершенство Земельного, Водного и Лесного кодексов, а также бездумное «
Почему власть оказалась беспомощной перед стихией? Да потому, что бороться с ней нечем. С лопатой и разбрызгивателем воды, напоминающим велосипедный насос, с пожаром не повоюешь. За двадцать лет «реформ» фактически уничтожено отечественное машиностроение, в том числе и всё то, что касается пожарной техники, пожарной авиации, другой специальной техники. Во всей «красе» беспомощности проявил себя и «новый облик армии» как при тушении пожаров, так и в случае с энергетическим коллапсом. Уничтожена система гражданской обороны. Уничтожены коллективные хозяйства — колхозы и совхозы. Раньше в каждом из них были несколько десятков тракторов и автомобилей, своя пожарная команда с 3—4 машинами пожаротушения. Сегодня всё оголено. В распоряжении остались только лопаты и вилы. Вот и получается, что нечем опахать границы поля, дорог и леса. Не на чем даже людей доставить к месту пожара или вовремя вывезти их из опасного очага. Заброшенная земля, а это свыше 40 млн. гектаров пашни, поросла чертополохом, другим бурьяном и кустарником. В жару она превратилась в порох, в детонатор пожара. Ликвидирована практически повсеместно оросительная система вместе с источниками полива полей, которые использовались ранее и как противопожарное средство.
Еще хуже ситуация в лесном хозяйстве. Чехарда с передачей полномочий по ответственности за состояние леса привела к хаосу. Многие полезные поправки в Лесной кодекс, предложенные фракцией КПРФ, были отвергнуты парламентским большинством «Единой России». Из леса практически убрали лесничих. В итоге лес оказался без присмотра. Ликвидированы многие лесхозы и леспромхозы, которые, помимо всего прочего, отвечали и за соблюдение противопожарных мероприятий. Они располагали для этого специальной техникой и кадрами. Сегодня лес, кроме варварской вырубки, засоряется буреломом, сухостоем, что превращает его в источник пожаров.
Свою заметную лепту в нынешнюю тяжелую ситуацию с пожарами внес и новый Водный кодекс, который относит водные объекты и ресурсы к имуществу, то есть их можно приобретать в частное владение. В настоящее время далеко не каждый водный источник доступен не только с правовой точки зрения, но и в физическом смысле. Новые владельцы перекрыли доступ к воде не только гражданам, но и пожарной технике.
Посетив Республику Марий Эл в разгар пожаров, президент заявил, что некорректно критиковать власть за недостатки в работе по ликвидации природных пожаров. «Нельзя делать политический пиар на беде, особенно если она от власти, в общем-то, не зависит», — заявил глава государства на встрече с представителями муниципальных образований республики.
Скажем прямо, заявление удивительное. Почему это «некорректно» критиковать за недостатки, из-за которых горят сёла и леса? И почему президент вдруг полагает, что поразившая Россию беда «от власти, в общем-то, не зависит»? Разве не власть инициировала принятие целого ряда законов, включая Земельный, Лесной и Водный кодексы, другие законодательные акты, которые и обусловили ее бессилие перед стихией?
Курс на вымирание
Проводимый в стране политический курс всё больше превращает Россию в царство абсурда, где многое из происходящего списывается на происки природы или другие притянутые за уши обстоятельства. В пожарах повинна жара, в гибели шахтеров — газ, в гибели людей в «Домодедово» — терроризм, в том, что в Санкт-Петербурге на головы людей падают сосульки, — оттепель, в том, что заваливаются крыши торговых центров всё в том же Санкт-Петербурге, — снег и т.д. Однако вряд ли таким образом удастся ввести людей в заблуждение. Ведь каждый понимает, в том числе и руководство страны, что трагедия лета 2010 года, последующие аварии, гибель людей — всё это результат проводимой политики. Это результат бездумных реформ экономики, законодательной базы, управленческой системы, в результате которых брошенная земля поросла чертополохом, лес — буреломом, которые, как порох, вспыхнули с наступлением жары, а чиновничья безответственность стала нормой, приводящей к трагедиям.
Сегодня проблема безопасности наших граждан выходит на одно из первых мест по своей значимости и актуальности. Казалось бы, Конституцией гарантируются права человека на жизнь, на обеспечение его безопасности. В статьях Конституции РФ 20, 21, 22 прямо указывается, что граждане имеют право на жизнь, они не могут подвергаться пыткам и имеют право на личную неприкосновенность. Более того, Конституция РФ объявляет Россию социальным государством, а народ России — единственным источником власти. Однако в реальной жизни мы знаем, что всё обстоит совершенно по-другому. Жизнь граждан всё чаще подвергается серьезной опасности, а власть принимает социально значимые законы фактически без учета мнения того самого единственного источника власти. Истоки такого положения лежат в «лихих девяностых», когда нынешний политический режим, добивая Советскую Россию, демонстрировал откровенное глумление над Конституцией, законностью, правом, попирая права и свободы человека.
К сожалению, Россия становится страной, где жизнь человека ничего не стоит. Сегодня это территория вымирания населения. Только от насильственной смерти в стране погибают ежегодно, даже по официальной статистике, почти 300 тысяч человек. В том числе от отравления алкоголем — свыше 30 тысяч, почти 45 тысяч — от самоубийств, более 30 тысяч — от убийств. В последние годы лавинообразно растет смертность от наркотиков, достигнув примерно 30 тысяч человек в год. Причем умирают в основном от передозировки молодые люди. Сегодня в стране около 6 млн. наркоманов и 5 млн. алкоголиков. За годы «демократических реформ» Россия потеряла более 10 млн. своих граждан. Власть утверждает о некоем приросте населения в 2010 году, но даже официальная статистика опровергает то, что чиновники желают выдать за действительное. На самом деле число умерших в 2010 году превышает число родившихся почти на 40 тысяч человек. Численность постоянного населения Российской Федерации с начала 2010 года уменьшилась на 85,4 тыс. человек.
Растет вал преступлений. Число привлекаемых к ответственности выросло по сравнению с советским временем в несколько раз. За эти же годы реформ «тюремные университеты» прошли почти 12 млн. человек.
Криминогенную ситуацию в стране подогревает дикое имущественное расслоение общества. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, проведшей в 2010 году исследования распределения доходов среди различных слоев населения России, в крайней нищете живут 13,4% населения с доходом ниже 3422 рубля в месяц, в нищете — 27,8% населения с доходом от 3422 рублей до 7400 рублей в месяц, в бедности — 38,8% населения с доходом от 7400 рублей до 17000 рублей в месяц. К числу состоятельных относятся граждане с доходом от 50000 рублей до 75000 рублей в месяц. Их число составляет 1,1% населения России. Так называемые богатые составляют 0,7% населения. Их доходы оцениваются свыше 75000 рублей в месяц. То есть около 80% населения еле сводит концы с концами. Вместе с тем состояние 100 валютных миллиардеров нашего государства оценивается в 520 миллиардов долларов, что равняется всем золотовалютным запасам Центробанка страны. Имущественное расслоение только углубляется. Этому, безусловно, будет способствовать дальнейший рост цен и тарифов в наступившем 2011 году примерно на 15—25%. Такой рост «съест» все обещанные правительством добавки.
Фракция КПРФ провела несколько «круглых столов», посвященных обеспечению безопасности граждан. С участием профессионалов рассмотрены все аспекты данной проблемы. Выработаны конкретные рекомендации и предложения, часть которых оформлена в виде законодательных инициатив. В частности, мы считаем, что высшему руководству страны необходимо рассмотреть вопросы о смене проводимого социально-экономического курса, об отставке правительства Российской Федерации и о формировании правительства народного доверия с участием оппозиционных политических сил, о миграционной политике в Российской Федерации, внести на рассмотрение в Государственную думу комплекс законопроектов, обеспечивающих защиту права гражданина на жизнь, гарантируемого Конституцией Российской Федерации, и др. Депутатами фракции подготовлены и внесены проекты законов и поправки в действующее законодательство, в том числе «О Высшем совете по защите нравственности в области телевизионного вещания в Российской Федерации», в Уголовный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, «О прокуратуре», «О статусе членов политических и общественных организаций, работников средств массовой информации», «Об оружии», «Об аффилированных лицах» и т.д. Рекомендации и предложения общественных слушаний доведены до руководства страны.
Наша задача — победить!
Нищета, безработица, коррупция, алкоголизм, наркомания, растление душ средствами массовой информации, в первую очередь телевидением, насаждение бездуховности, героизация преступников и преступлений, издевательство над историей страны и достижениями советского периода — вот та питательная среда, которая порождает хаос в обществе, правовой нигилизм, лишает человека перспективы и толкает его на путь преступлений. Ведущие телеканалы страны 24 часа в сутки насаждают русофобию и насилие, ненависть и презрение к отечественной истории, ежедневно погружают жителей российских городов и сёл в духовные отбросы и нечистоты. Эта информационная политика уничтожает здоровые отношения между людьми, образует пропасть между поколениями, отбрасывает нацию в состояние дикости.
Криминальный произвол в кубанской Кущёвке, в Гусь-Хрустальном, Новосибирске, Энгельсе, Волгодонске, а теперь и в Ставрополе, молодёжный бунт на Манежной площади Москвы — это не случайные события. Это результат безответственной политики нынешней власти. Ни исполнительная власть, ни парламент в его нынешнем виде не способны поправить проводимую бездарную политику. Силой закона освящаются самые губительные решения правительства. Депутатское большинство из «Единой России» голосует за антинародные законы, за бюджет, который и не пахнет заботой о людях или развитием научно-технического прогресса.
С таким правительством и такой правящей партией невозможно навести даже элементарный порядок. Это понимает всё большее число наших