А.В. Багаряков: Законопроект о национальной платежной системе принесет баснословные прибыли банкирам, а рядовым гражданам сулит только повышение комиссий за платежи
26 января на заседании Госдумы выступил депутат от фракции КПРФ А.В. Багаряков по вопросу "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе". В стенах Госдумы развернулась борьба между двумя лоббистскими группировками
Депутат А.В. Багаряков рассказал, что данный закон представляет собой продолжение борьбы двух лоббистских групп: банковской и сторонников платежных операторов за изменение самого ландшафта нашей платежной системы. «Борьба ведется за право контролировать платежные операции по оплате мобильной связи, коммунальных и других услуг, ни о чем не подозревающих наших граждан и взимать с них комиссии. На кону огромные деньги: в прошлом году объем платежей через терминалы достигнул триллиона рублей, а средняя комиссия составляет 5%, то есть речь идет о десятках миллиардов рублей потенциальных доходов», - считает Багаряков.
Он также напомнил, что эта борьба в стенах Госдумы началась еще в 2008 году, когда рассматривался закон о деятельности по приему платежей физических лиц. Уже тогда закон вызвал много шума, подвергся критике со стороны Центрального банка, который выставил огромный список претензий к закону, указав на его коррупциогенность, несоответствие международным требованиям противодействия легализации преступных доходов. Однако Комитет по финансовому рынку почти все претензии отмел: из 59 поправок к закону было принято всего 9.
«Дальше произошли совсем неординарные события, - продолжил Алексей Владимирович, - которые не свойственны современным политическим реалиям. Совет Федерации закон отклонил. Была создана согласительная комиссия, куда не пустили посторонних, две группы влияния согласовывали свои позиции за закрытыми дверями. 8 раз собирались члены комиссии, но так и не пришли к единому мнению». В итоге финальный текст закона был выработан в ночь перед пленарным заседанием 22 мая 2009 года, никто из депутатов, не участвовавших в его написании, ознакомиться с ним, разумеется, не успел, и Госдума проголосовала “вслепую”. Закон был принят и вступил в силу с начала 2010 года.
Преимущество на стороне банкиров и американского капитала
В итоге первый раунд борьбы банковским лобби был проигран. Однако сегодня, как считает Алексей Владимирович, преимущество уже на стороне банкиров, которые грамотно воспользовались поручением Президента о необходимости модернизации нашей платежной системы.
«Идея, которую предложил Президент, - считает депутат, - была совершенно здравой: создать сильного отечественного конкурента американским компаниям Visa и Mastercard, для того чтобы ограничить гегемонию этих двух компаний, контролирующих 90% российского рынка пластиковых карт. Масштабы этого бизнеса огромны: 120 млрд. рублей дохода от комиссий и сборов в год».
Для этого Правительством совместно с ЦБ был разработан соответствующий закон о национальной платежной системе, который регулировал бы деятельность банковских платежей, платежных терминалов и операций с электронными деньгами. В законе была разработана отдельная глава, предусматривающая создание национальной системы платежных карт.
Однако, как стало известно из СМИ, в ходе разработки текст закона неоднократно переписывался под давлением американских операторов пластиковых карт и крупных российских банков. В итоге чудесным образом глава по платёжным картам пропадает из текста закона, а банки получают полный контроль над платежными операциями населения.
«Получившийся текст не имеет к первоначальным целям модернизации платежной системы ни малейшего отношения, а лишь отражает результаты лоббистских усилий определенных групп», - убежден А.В. Багаряков.
Причем интересно сравнить, как разительно изменилось отношение к закону у Центрального банка и Комитета по сравнению с законом 2009 года. «Комитет по финансовому рынку написал как на закон о платежной системе, так и на данный, сопутствующий закон два огромных заключения, общий объем которых составил, вдумайтесь, 150 страниц, раскритиковав буквально весь текст законопроекта. При этом Центральный банк, напротив, прислал на эти 2 закона один лаконичный отзыв, цитирую, идет название закона и далее “Банк России сообщает об отсутствии концептуальных замечаний и предложений”, - указал Алексей Владимирович.
«Не вдаваясь в дискуссии об обоснованности претензий Комитета, хотя очевидно, что текст закона совершенно сырой, готовили его в спешке, и придется еще не раз все переделывать, зададимся главным вопросом: чего же этот закон сулит нашим гражданам?», - ставит вопрос депутат.
«Во-первых, теперь платежные агенты, принимающие платежи физических лиц, должны будут получать лицензию небанковской кредитной организации. А минимальный уставный капитал для таких НКО установлен на уровне 17 млн. рублей. Таким образом, неизбежно снижение конкуренции на рынке платежных услуг в связи с уходом многих игроков. А снижение конкуренции – это прямой путь к росту тарифов, - считает А.В. Багаряков.
Возросшие комиссии – лакомый кусок
«Должен заметить, что за полтора года, прошедших с принятия предыдущего закона о деятельности по приему платежей физических лиц комиссии за операции через платежные терминалы в среднем выросли вдвое, как уже говорилось, до 5%. Сегодня же эксперты оценивают, что закон о платежной системе в текущем виде приведет к очередному росту комиссий за услуги терминалов еще в 2 раза, в среднем до 10%!», - рассказал депутат.
«Понятно, что для банкиров возросшие комиссии это лакомый кусок, который они не хотят упускать, но, наверное, правильнее будет задуматься об интересах наших избирателей, на которых перекладываются все издержки такого решения? Население и так уже возмущено очередным взлетом тарифов ЖКХ, и двукратный рост стоимости услуг платежных терминалов может для многих стать последней каплей», - полагает А.В. Багаряков.
Во-вторых, будет нанесен серьезный удар по бизнесу платежных операторов. Согласно статистике Центрального банка, на 1 октября 2010 года в стране действовало более 400 тысяч терминалов по приему платеже й. «Нетрудно догадаться, что увеличение требований к платежным операторам приведет к закрытию значительной части этих терминалов и потере тысяч рабочих мест в этой сфере», - предположил Багаряков.
Более того, начиная очередной передел рынка и ломая принятые в прошлом году правила работы на рынке платежных услуг, мы с Вами посылаем очень плохой сигнал бизнесу, подрывая доверие и инвестиционный климат в стране. «Как можно начинать бизнес, если завтра правила игры могут измениться на 180 градусов?», - удивляется депутат.
В-третьих, как уже говорилось, комиссии от нескольких триллионов рублей транзакций по кредитным картам с темпами роста 40% в год, по-прежнему будут уходить зарубежным акционерам, а идея создания мощного отечественного конкурента осталась утопией. Вот Вам и конструкция нашего мирового финансового центра в Москве!
«По нашему мнению идея нового ландшафта в части разработки национальной платёжной системы действительно является актуальной, однако они должна включать вовсе не лоббистские потуги, направленные на повышение чьих-то прибылей, а реальные шаги:
- создание национальной системы платёжных карт, которая будет конкурировать с ведущими иностранными операторами (Виза и Мастер кард)
- разработка мер, направленных на повышение доступности платёжных услуг для населения, другими словами в законе должны быть четко прописаны механизмы ограничения комиссий на такие услуги для граждан», - перечисли депутат меры, которые предлагает коммунистическая оппозиция.
«В противном случае этот закон – всего лишь банальный передел рынка, участникам которого на граждан попросту наплевать, более того, для населения он сулит лишь дальнейший рост комиссий за услуги. Наша фракция отказывается голосовать за закон, ухудшающий положение простых граждан», - заключил депутат Госдумы А.В. Багаряков.