В.С. Шурчанов: В России сложилась практика, когда за одни и те же правонарушения, отдельные нарушители привлекаются к ответственности, а другие освобождаются
Выступление депутата В.С. Шурчанова на «правительственном часе» в Госдуме с участием руководителя федеральной антимонопольной службы.
- Уважаемый Олег Викторович, уважаемый Игорь Юрьевич, уважаемые коллеги!
Фракция КПРФ отмечает, что Федеральная антимонопольная служба проделала определённую работу, но вместе с тем мы отмечаем и низкую результативность работы и не последовательность ФАС в принятии нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности естественных монополий, в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Генеральная прокуратура Российской Федерации не раз указывала, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях ФАС России сложилась практика, когда за одни и те же правонарушения, отдельные нарушители привлекаются к ответственности, а другие освобождаются.
Цифры таковы, что почти в половине случаев по проведённым проверкам до сих пор не возбуждены административные дела. Большая же часть заведённых административных дел прекращается. В 2008 году таких было 74 процента, в 2009 году - 69 процентов.
В 2009 году ФАС взыскала чуть более миллиарда рублей штрафов, притом, что начислила почти 29 миллиардов рублей, из которых почти 21 миллиард рублей пришлись на четыре нефтяные компании - "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", ТНК "Бритиш Петролеум", "Сургутнефтегаз".
Другой пример. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации поддержал позицию ФАС России в её споре с ТНК по штрафам за монопольно высокие цены на бензин в 2008-2009 годах, и распространил этот подход на аналогичные споры с тремя остальными крупнейшими нефтяными компаниями. Но уже после победы в суде ФАС по собственной инициативе стала снижать штрафы в разах.
Подобных фактов много. В частности, ФГУП "Росспиртпром", используя своё монопольное положение, ведёт монопольный шантаж целого региона (Чувашской Республики), диктуя свою волю, и представляется корыстные интересы, закрыв все три своих предприятия - спиртзавод "Марпосадский", Ядринский, Чебоксарский ликероводочный завод, оставив более 700 семей без средств к жизни, а моногорода, это решение правительства, Ядрин, Марпосад, к нищете и безработице.
В текущем году, как уже здесь отмечали, в полтора раза выросли цены на дизельное топливо. В частности, это где-то 6-8 рублей на литр в рознице, превзошли 26 рублей, и правильно Вы сказали, что 95-й сегодня стоит дешевле. Выросли цены на минеральные удобрения. В этом есть как раз и картельный сговор соглашения. На селе плач и стон - срывается подготовка к весенней посевной.
ФАС мирится и с такими другими многими фактами. Получается так, что ФАС нужна, необходима для ручного управления со стороны правительства крупными бизнесами и олигархами. При намёке на плохое поведение она вскроет тайный заговор, монопольный сговор, приструнит зарвавшихся, для этого введена и угроза уголовного преследования.
Но если всё в ажуре, то и штрафы снимаются, они не несут никакой ответственности. Совершенно же другое отношение у ФАС к малому бизнесу. Уровень минимальных штрафных санкций по антимонопольному законодательству 100 тысяч рублей с субъектов малого бизнеса носит необратимый разрушительный характер и, как правило, приводит к банкротству.
Один из примеров тому признание малого предприятия доминирующим на рынке коммунальных услуг и в географических границах, заметьте, одного здания, это пример по городу Кургану. В результате ООО с годовым оборотом денежных средств в 1,5 миллиона рублей подвергается минимальному штрафу 100 тысяч рублей. Такие случаи приобретают массовый характер и хоронят малый бизнес.
Причина низкой эффективности ФАС обусловлена действующим федеральным законом номер 135 "О защите конкуренции". ФАС таки не видит необходимости в директивном ограничении цен на продовольствие, мол только в исключительных случаях могут быть установлены предельно допустимые цены. Поэтому цены на него безудержно растут.
Другое принципиальное положение 135-го закона в том, что он признаёт субъектом рынка наряду с другими посредниками, спекулянта, приобретающего товар с целью последующей перепродажи. Более того, ФАС тщательно именно опекает посредника, но не производителя. Нет гарантии закупок и сбыта продукции отечественных сельхозтоваропроизводителей потребительской кооперации в целом. Растёт число паразитических посредников и тогда, когда товар оплачивается бюджетными деньгами по конкурсам на выполнение государственного заказа. (Микрофон отключён.)