Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Вполне понятно, что рассмотрение этого законопроекта было в центре внимания средств массовой информации. Особенности бюджета в трактовке исполнительной власти и руководства Законодательного собрания, инициатива губернатора края Л. В. Кузнецова о повышении минимального размера оплаты труда, высокая доля социальной нагрузки в расходной части и другие детали нашли свое отражение в многочисленных комментариях.Однако осталась за пределами внимания СМИ (точнее, практически осталась) весьма важная, на наш взгляд, деталь – высказанная в ходе обсуждения вопроса оценка заведомой заниженности планируемых доходов и соответственно этому, скажем так, предполагаемая невозможность изменить заложенные в проект параметры повышения бюджетникам зарплаты не на 6,5 процента с 1 июня, а на 10 процентов – и с первого января 2011 года.Именно такую поправку мы внесли для рассмотрения сессией Законодательного собрания края и именно под нее полагали возможным увеличение исходных параметров бюджета.Мы предполагаем, что при дальнейшем рассмотрении вопроса придется выслушать замечания о завышенных рисках, о необходимости проявлять разумную сдержанность (и это уже прозвучало на сессиях), а возможно, и традиционное обвинение в популизме или нагнетании социального напряжения в предвыборный год, или еще что-нибудь подобное. Не привыкать.Считаем необходимым все-таки объяснить свою позицию так, как мы ее аргументируем, а не так, как она может выглядеть при известной трансформации.Итак, почему все-таки мы и наши товарищи считаем, что повышение зарплаты бюджетникам сегодня необходимо – и минимум на 10 процентов.Аргументы здесь следующие. Во-первых, в условиях, когда государство сбрасывает с себя все больше обязательств перед обществом, переводя эти обязательства на платные услуги, то немногое, что еще остается, должно обеспечиваться достойным образом.Именно конституционными обязательствами государства являются требования всеобщего среднего образования молодежи и нормального объема бесплатной медицинской помощи населению. И именно для обеспечения выполнения этих базовых положений Конституции социального (а у нас так считается) государства власть и государственная, и муниципальная по поручению государственной власти нанимают большое количество работников, так называемых бюджетников. Сюда же относят и тех специалистов наемного труда, которые формируют культурный облик и физическое здоровье молодого поколения. И если уж государство нанимает их для решения действительно важнейших социальных задач, то и должно создавать условия успешного этих задач выполнения.Во-вторых, в течение всего кризисного периода и учителям, и врачам, и остальным бюджетникам не индексировали заработную плату хотя бы на уровень инфляции, что вообще-то противоречит законодательству социального государства.Более того, в проекте бюджета, который обсуждался 25 ноября, показатели реальной заработной платы имели устойчивое снижение в течение плановых трех лет на 94–97 процентов к предыдущему году.Кроме этого, по информации от руководителей хозяйствующих субъектов, бизнес-структуры провели-таки в эти годы повышение зарплаты на 13 –15 процентов (правда, эти средние цифры могут прятать рост доходов, прежде всего, топ-менеджмента, но тем не менее).А главный работодатель в нашей стране – государство, – который должен подавать пример прогрессивной политики в сфере наемного труда, делает с точностью до наоборот – снижает на перспективу уровень жизни этих самых бюджетников.В Красноярском крае около 300 тысяч бюджетников. Даже самый крупный работодатель из хозяйствующих субъектов – «Норильский никель» – обеспечивает работой значительно меньшее количество людей.В-третьих, реформация муниципальных учреждений образования и здравоохранения в автономные учреждения, перевод на финансирование через госзаказ да еще по душевому нормативу, к тому же под лозунгом оптимизации сети учреждений (когда под термином «оптимизация» у нас принято понимать сокращение и ликвидацию школ, ФАПов и т.д.) создает совершенно очевидные сложности с перспективами финансирования. А ведь еще говорится о конкурентоспособности школ и соответственно целенаправленности госзаказа. Что уж говорить об учреждениях культуры, тех же библиотеках, например.То есть в целом у значительной части бюджетников – ощущение неуверенности в завтрашнем дне, да еще и подогреваемое, можно сказать, издевательским отношением к их заработной плате. Мы переведем библиотеки фактически на самофинансирование, и они займутся платным предоставлением Интернета и литературы для школьников, которым необходимо знакомиться с литературными произведениями в рамках учебной программы. Так что ли? И что библиотеки на этом заработают? И на кого падет при этом финансовая нагрузка, на родителей?К сожалению, ориентация на самостоятельное зарабатывание средств учреждениями социальной сферы отражает позицию губернатора края Л. В. Кузнецова, который недвусмысленно поддержал «инициативу» учительского сообщества в г. Шарыпово относительно перехода на «автономку» и повышения за этот счет заработка учителей на 20 – 30 процентов. Разумеется, за счет платных услуг.Понятно, что такая позиция, что называется, не «местного разлива». Это господин А. Кудрин, как «Кащей», сидит на мешке с нефтедолларами и удерживает любые «лишние» расходы, в том числе и на рост заработной платы, пугая уже который год инфляцией и сберегая немалые ресурсы на «черный день». Правда, как выясняется, с наступлением «черного дня» эти ресурсы уходят на поддержку банков и олигархов масштаба Дерипаски, а про бюджетников в «черные дни» и господин Кудрин, и правительство в целом не вспоминают.В общем, установка, что называется, сверху. Губернатор края попытался даже смягчить ситуацию повышением минимального размера оплаты труда (МРОТ) в 2011 году до 5095 руб. с действующего 4430 руб. Инициатива эта – дело, безусловно, благое, но оценить его реальную эффективность, с точки зрения решения тех самых конституцией страны определенных государственных задач, необходимо.Что мы имеем сегодня в рамках тарифных ставок оплаты труда, и как это скажется при повышении МРОТ до 5095 руб. наглядно иллюстрирует таблица, построенная на основании данных Росстата.«Картина маслом», как стало модно выражаться после известного фильма. Учительские и врачебные должности начинаются с 7 – 8 разрядов, причем это специалисты низших категорий. Конечно, это очень хорошо, что сторожа, технички, санитарки, другой обслуживающий персонал получат повышенную доплату (например, уборщики, сторожа будут получать доплату не 1400,7, как при МРОТ в 4330 руб., а 2165 руб.), и они искренне будут благодарны губернатору, но ситуацию в этих бюджетных сферах определяют основные профессионалы. От них зависит главный результат выполнения той самой Конституцией России определяемой задачи.А как раз эти профессионалы и высококвалифицированные врачи, учителя, работники культуры ничего не получают от инициативного предложения губернатора края.Естественно, как только заходит речь об увеличении социальных расходов, возникает антитезис: где взять деньги или, если бюджет рассматривается во втором чтении при утвержденных основных параметрах, откуда снять?А взять было и есть откуда.В проекте бюджета из соображений «как бы чего не вышло» практически проигнорированы сложившиеся тренды роста цен на цветные металлы, золото, нефть, уголь – то есть то, что составляет основные статьи доходов в бюджете Красноярского края. Например, цена на золото заложена в 1110 долларов за тройскую унцию, а она давным-давно перешла эту границу и ныне находится около значения в 1400 долларов. И тренд к росту обозначен устойчивый, несмотря на мелкие зигзаги. То же самое с цветными металлами. Желающие могут уточнить в материалах журнала «Эксперт» или других источниках. О цене барреля нефти можно не упоминать – устойчивый рост обусловлен новым всплеском развивающихся экономик, прежде всего, Китая и Индии.Здесь же проблема Ванкора. ОАО «Ванкорнефть» заявило, что не следует ожидать от этой организации определенных соглашением на 2011 год 13 млрд. рублей налоговых платежей для края, если будет снята, а об этом поставил вопрос тот же А. Кудрин, льгота на таможенную экспортную пошлину. И «пригрозило», что выплатит только 1,8 млрд. рублей. На этот показатель и спроектирован бюджет. Но, во-первых, вопрос о снятии льготы отложен до апреля 2011 года, то есть минимум первый квартал 2011 года эта льгота сохранится, так что уж если не 13, то 3 с лишним миллиарда налогов следует заплатить. А во-вторых, тревожные оценки того, что рост объемов добычи нефти, перешагнув 500 млн. тонн, затормозился, и необходимой динамики не имеет, неизбежно подвигнет правительство к сохранению льгот для нефтеперерабатывающих предприятий Восточной Сибири (как- никак подписали с Китаем соглашение об увеличении объема поставки нефти до 30 млн. тонн). Да и известно, что с предложением сохранить льготы уже вышло к руководству Минэкономразвития РФ, да и Минпромторг поставил в правительстве вопрос о снижении налоговой нагрузки на нефтеперерабатывающие предприятия.Кроме этих маневров с Ванкором следует отметить, что и курс рубля, учтенный в проекте бюджета, не только завышен относительно сегодняшних показателей, но и не соответствует заявленной политике Центробанка, а значит, экспортеры, работающие в крае, будут иметь дополнительные доходы. Короче, найти около 4 млрд. рублей дополнительно для повышения зарплаты бюджетникам на 10 процентов реально труда не представляет. Мы, даже в прошедшие кризисные годы, ужимая бюджет, все равно получали заметные дополнительные поступления в бюджет, перераспределяя 16 – 18 млрд. Полагаем, что и в этом году дополнительные платежи будут не меньшими.Безусловный интерес в контексте рассматриваемой проблемы представляет информация из аналитического еженедельника «Власть» за 6 декабря 2010 года об исполнении бюджета 2010 года. Согласно этой информации, за январь – октябрь 2010 года в консолидированном бюджете России профицит составил 471,3 млрд. руб.«По данным Минфина, доходы регионов и муниципалитетов за этот период выросли по сравнению с 10 месяцами 2009 года на 12 процентов и составили 5,4 трлн. руб.».А ведь Красноярский край позиционируется в качестве одного из лидеров, что характеризует и его реальные возможности.И последнее. Нужно иметь все-таки нашему государству какую-то вменяемую логику. Если правительство страны и в части своей компетенции правительство края санкционируют рост всевозможных тарифов на энергосбережение, на услуги ЖКХ на 15 и более процентов, то как можно в этих условиях не индексировать зарплату и одновременно вкладывать сумасшедшие средства в Сочинскую Олимпиаду, а теперь вот и чемпионат мира по футболу в России или даже в такую мелочь, как различные Красноярские «Новоленды».Рассуждая о повышении зарплаты бюджетникам, что реально может делать государство, следует иметь в виду еще вот что. В Красноярском крае до 10 процентов населения имеет среднедушевой доход в 2934 руб., еще 10 процентов имеет такой доход в размере 5163 рублей и еще 10 процентов добрались до уровня в 6892 рубля. То есть тридцать процентов населения в крае имеют, по данным статорганов, среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, который с 1 января 2011 года перейдет границу в 7000 рублей.Прожиточный минимум – это ведь не жизнь, а прозябание. В нашей великой и действительно богатой стране.
ОТ РЕДАКЦИИ. В газете «Красноярский рабочий» за 11 декабря с.г. опубликована статья депутатов Законодательного собрания края В. Н. Севастьянова и В. И. Сергиенко «Это не жизнь, а прозябание». Статья была изложена в несколько сокращенном варианте.
Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.
| Разряды | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| Тарифные ставки с учетом районного коэффициента и процентной надбавки | 2817,0 | 2923,3 | 3069,8 | 3216,3 | 3571,4 | 3964,6 | 4355,9 | 4787,3 | 5256,8 |
| Дополнительные средства на обеспечение заработной платы на уровне 5095 руб. | 2278,0 | 2165,7 | 2025,2 | 1878,7 | 1523,6 | 1130,4 | 739,1 | 307,7 | - |