Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

А.А. Пономарев: Потери в лесном хозяйстве - это результат сознательной, продуманной разрушительной политики сегодняшней власти

 Костромской лес – отрасль нереализованных намерений 

Газета костромских коммунистов «Что делать».
Пресс-служба Костромского ОК КПРФ.
2010-12-16 16:05

     За  последние годы в Костромской  области довольно часто инвестпроекты  лесной отрасли не переходят в  процесс практической реализации. На стадии декларации о намерениях остались инвестпроекты строительства целлюлозно-бумажного комбината в Мантурово, плитного производства ИКЕА в Шарье, производства фанеры в Солигаличе, предприятий «СИП Билдинг» по комплексной переработке древесины в Галичском районе, в Вохомском районе (пос. Малое Раменье), в Буйском районе по производству древесно-плитных материалов.

     Чем объяснить столь низкую инвестиционную привлекательность лесной отрасли  в Костромской области? Ведь лес – главный источник богатства нашего региона. Леса занимают площадь 4,7 миллионов гектаров, 86% территории области. По лесным богатствам Костромская область занимает 6-е место в европейской части и 1-е место в ЦФО. Расчетная лесосека (допустимый объем ежегодной лесозаготовки) – 12,4 млн. куб. м.

     В 80-е годы заготавливалось 7,5 млн. куб. м. древесины. В области работало 19 крупных леспромхозов, два фанерных комбината, мебельное объединение, две бумажные фабрики. В лесном комплексе области было занято свыше 100 тысяч человек. Удельный вес лесопродукции составлял около 16% валового регионального продукта (ВРП).

     В начале 90-х лесозаготовка снизилась до 2,8 млн. куб. м. в год. В период 1998-2003 года все леспромхозы области (за исключением Буйского) прошли процедуру банкротства, в ходе которой они были ликвидированы, на месте некоторых возникли новые предприятия, многие были потеряны безвозвратно. На их место пришли частники. 

 

     Потерянный миллиард 


 

     Доля  лесопромышленного комплекса в  структуре валового регионального  продукта снизилась с 16% до 6% (без  учета того, что и совокупный объем  ВРП сократился). В «Костромалеспром» трудилось 46 тыс. человек, теперь тысячи квалифицированных рабочих остались без работы. Сегодня в лесной отрасли заняты всего 16 тыс. человек. Лесные поселки, развитию инфраструктуры которых ранее уделялось повышенное внимание, остались без финансовой поддержки. Это Якшанга, Полдневица, Первомайский, Шекшема и др.

     Существенный  спад в лесной отрасли в связи  с кризисом пришелся на 2009 год. В  этом году за 9 месяцев освоено крайне мало - 2,8 млн. куб. м. 

     В связи с сокращением лесозаготовок  и переработки леса лесной комплекс в целом недодает в бюджеты страны и области, по мнению экспертов, около миллиарда рублей ежегодно.

     В чем основные причины такой ситуации, пытались разобраться участники заседания Общественной палаты Костромской области. 

 

    В лесную область завозим лес? 


 

     Только  фанерным предприятиям требуется порядка 4 млн. куб. м. леса, добавим потребности «Кроностара» и более мелких лесопереработчиков области. А заготавливается лесных ресурсов для них значительно меньше. На какой древесине они работают, выполняя свои объемы?  Привлекают лесные ресурсы из соседних: Вологодской, Кировской и других областей. У соседей выгоднее покупать сырье, чем в Костромской области. Но проблема не только в этом. Костромские лесозаготовители попросту не в силах обеспечить необходимые объемы.

     Ранее на один ЛПХ приходилось в среднем  по 390 тыс. куб. м. заготовки древесины. Сейчас на одного инвестора в среднем приходится 5 тыс. куб. м., есть в аренде участки и того меньше. С помощью «пилы и топора» лесозаготовка низкорентабельна. Использование в ней машин типа «Хорвестера» или «Форвардера» заменяет маленький леспромхоз. Стоимость «Хорвестера» - 30 млн. рублей (их производят в Белоруссии, открылось производство в Калуге). Если арендатор имеет мизерные объемы заготовок леса, он не в состоянии приобрести эту «чудо-машину». 

     

Чем помочь лесопромышленнику? 


 

     Курс  на производство переработанной древесины  объявлен, но на местах реалии зачастую иные. Взять, к примеру, Парфеньевский  район: перерабатывается только 10% древесины, остальное вывозится кругляком. Да и что такое лесопереработка в отдельно взятых районах? Это несколько лесопилок, на которых используется несколько пилорам, устаревших и морально и физически. Производимая на них доска некачественная, не соответствует стандартам, соответственно и прибавочную стоимость обеспечивает минимальную. Обременяет инвесторов и то, что сегодня на них переложена ответственность за восстановление леса, обеспечение мер пожаробезопасносности и затратной рубки ухода молодняка.

     Мелкие  инвесторы не решат своими силами и проблему инвестирования в строительство лесных дорог. Необходимы областные и федеральные инвестиции в лесные дороги. А для крупных лесопереработчиков препятствием по транспортировке продукции и наращиванию объемов становится сокращение вагонного парка. Передача в частные руки делает услуги транспортировки дороже на 30-40%.

     Недостаток  оборотных средств в бизнесе восполняется кредитами. Предприниматели сетуют, что не могут получить кредиты в костромских отделениях ни  Сбербанка, ни  Россельхозбанка, либо предлагаемые там условия неподъемны. Кредиты костромские предприниматели вынуждены брать… в Вологодском отделении Сбербанка!

     Энергетики  же в отношениях с предприятиями  лесной отрасли занимают жесткую  позицию – плати вперед или  перекусываем провода.

     Реализация  областной программы газификации  области могла бы дать серьезный  импульс развитию комплексной переработке древесины, привлечь крупных инвесторов. И в сегодняшних условиях происходит модернизация Адищевской и Краснополянской фабрик, приобретаются бумагоделательные машины. Этим фабрикам нужен газ, которого в Островском районе нет. Собственники рассматривают варианты переноса производства в газифицированные регионы. Из за отсутствия софинансирование со стороны области программа газификации в 2010 году была свернута, на 2011 год софинансирование также остается под вопросом.

     Поднималась и проблема спроса внутри области на продукцию ЛПК. Взять, к примеру, сократившийся выпуск стандартных деревянных домов. Только солигаличское предприятие «Лесресурс» готово производить из местного сырья в год до 100 малоэтажных деревянных домов. И таких немало,  был бы спрос. Стимулировать рост спроса на жилые дома через софинансирование программ по строительству жилья, выделение участков, обеспеченных инфраструктурой, под малоэтажное строительство - реально. Департамент лесного хозяйства передал предложения в департамент строительства. Каков ответ?! Смотрим  цифры проекта бюджета области на 2011 год: «При выделении леса для строительства домов на селе предусматривается коэффициент – 1,67». А в Вологодской области лес под строительство индивидуального дома выделяется бесплатно.

     Сколько социальных объектов, объектов здравоохранения  и спорта, производственных объектов сельского хозяйства планируется  возвести из леса в Костромской области? Каковы на сегодня потребности области в продукции лесного комплекса? Такой термин теперь не используется! Применяется понятие «нужды населения области»: дрова, лес для индивидуального жилого строительства. 

     Выводы Общественной палаты - раздробленность заготовки леса мелкими частниками не создает реальных условий для применения высокопроизводительной техники по заготовке и переработке лесной древесины. Мелкий арендатор не сможет наращивать объемы. Да и арендаторов-лесозаготовителей в области, по данным департамента, всего 260 человек. Необходимо разработать областное Положение, через которое заинтересовать и простимулировать объединение арендаторов. Требуется привлечение инвесторов, особенно для переработки низкосортной лиственной древесины. Для выхода на объемы заготовки леса в соответствии с расчетной лесосекой и повышением эффективности лесозаготовителей требуется выполнение конкретной программы развития отрасли на 2011-2015 год. 

  

   Кто виноват, и что делать? 


 

     Алексей Алексеевич Пономарев, депутат Государственной Думы РФ, избранный от Костромской и Ивановской областей, дает свою оценку положению дел в лесной отрасли.

     - Ситуация в лесной отрасли  Костромской области мне знакома  не понаслышке. На встречах с  избирателями во всех районах области поднимаются проблемы лесопромышленников. Предприниматели обращаются и на личном  приеме.

     Я очень  рад, что этой теме было посвящено  заседание общественной палаты Костромской  области, на котором было рассмотрено  состояние и перспективы развития лесной отрасли. Потери в лесном хозяйстве  возникли не сами собой. Это результат сознательной, продуманной разрушительной политики сегодняшней власти страны и ее неумелого хозяйствования. Прославляемая реформаторами «невидимая рука рынка» сделала свое черное дело – основательно продырявила прежний экономический потенциал страны и области

     Территория  Российской Федерации на 69% покрыта  лесами - это составляет 25% лесов  нашей планеты. Лесному хозяйству  и в царское время, а особенно в советское время придавалось очень большое значение.

     В СССР руководством и организацией работ  лесной отрасли занималось два министерства - Министерство лесного хозяйства и Министерство целлюлозно-бумажной  промышленности. А сейчас этим вопросом занимается  всего-навсего Федеральное агентство лесного хозяйства.

     В Советском союзе эта отрасль  в доходной части бюджета давала 80 млрд. долларов, а в настоящее время дает только 4 млрд. долл.

     В 2005 году правительство РФ внесло в  Государственную Думу законопроект нового лесного кодекса, против принятия которого выступала фракция компартии РФ, но депутаты от фракции Единой России единогласно проголосовали за этот законопроект, который вступил в силу с 1 января  2007 года и снял с государства ответственность за лес. Количество лесников было сокращено с 70 тысяч до 12-ти и это в стране, где леса занимают больше половины территории.

     Особенно  несостоятельность и пагубность нового Лесного Кодекса проявилась во время сильной засухи и пожаров  в текущем году.

     Трагические  события лета текущего года побудили правительство на то, чтоб внести изменения в существующий Лесной Кодекс.

     Фракция КПРФ в Государственной Думе разработала  новый вариант Лесного Кодекса, который внесен на рассмотрение в ГД уже  15 сентября текущего года и  я являюсь одним из авторов этого законопроекта.

     Где выход из сложившейся ситуации? Там  же где и вход! Перезагрузка экономических  отношений возможна.  Национализация добывающих отраслей, настойчиво предлагаемая КПРФ, существенно пополнит государственный  бюджет. Деньги будут направлены на поддержку реального сектора экономики, приобретение высокотехнологичного оборудования. Поддержим науку и получим образцы отечественной современной техники. Заработает в полную мощность производство, наполним рынок собственными товарами.

     Также возможно  вложение средств в эту отрасль и частных инвесторов, как российских, в первую очередь, так и зарубежных, но я убежден, что лесной комплекс только при основной  поддержке со стороны государстве способен дать толчок развитию многих производственных отраслей, доходы от которых позволят реально улучшить качество жизни всего населения Костромской области.

     В 2011-2012 гг в нашей стране будут  проходить федеральные выборы депутатов  Государственной Думы и Президента России. Это как раз тот момент,  когда наш российский народ должен осмысленно подойти к избранию главных органов власти РФ, от которых в основном будет зависеть работа реального сектора экономики и социальной сферы страны.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.