Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Честные банкиры ложитесь спать. Спекулянты и мошенники выходите на работу…

Сегодня государственная Дума рассмотрела законопроект, идея которого – еще больше либерализовать наш фондовый рынок и упростить доступ для спекулянтов. Фракция КПРФ законопроект не поддержала, отметив, что наш фондовый рынок и без того является самым волатильным в мире, и дальнейшие послабления в регулировании могут привести к тому, что колебания фондового рынка в России станут еще более опасными и хаотичными. Позицию фракции КПРФ по этому вопросу заявил депутат А.В. Багаряков 16 ноября на заседании Госдумы.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме.
2010-11-16 15:45

 

Ограничивающие механизмы для спекуляции будут сняты

 

- Уважаемые коллеги.

Данный законопроект предусматривает упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг для акционерных обществ, акции которых ранее уже прошли листинг. Предлагается в таких случаях отказаться от регистрационных действий со стороны государственных органов для допуска их к торгам на фондовой бирже теперь решение об этом будет принимать сама биржа. Утверждается, что якобы существующий порядок затрудняет допуск инвесторов к рынку, из-за чего и приток инвестиций через финансовый рынок сокращается. А саморегулирование вроде как позволит эти проблемы решить.

Хотя в пояснительной записке долго и красочно рассказывается, сколь сложна и обременительна сегодня процедура государственной регистрации для эмитента, следует заметить, что для серьезного инвестора, предполагающего развивать в России современное производство за счет привлеченных на финансовом рынке средств, ни стоимость процедуры регистрации – 20 тысяч рублей, ни ее срок – 30 дней, никак нельзя назвать серьезными препятствиями. Другое дело – спекулянты, которым важно как можно быстрее закачать капитал на наш рынок, а затем вывести его с минимальными ограничениями. Для них это действительно является неким ограничивающим механизмом.

 

Спекулятивный капитал «бежит» за границу

 

Хочу напомнить, что в 2006 году приток капитала в страну составил 40 млрд. долларов, а в 2007 году и вовсе 80 млрд. долларов. Однако осенью 2008 года весь этот спекулятивный капитал убежал, за один квартал отток составил 130 млрд. долларов. В результате наш фондовый рынок рухнул в 5 раз, что является рекордом. Теперь же предлагается еще более облегчить доступ спекулянтам на наш рынок.

Кроме того, текст закона предусматривает, что подобную привилегию при регистрации выпуска бумаг получат лишь эмитенты, акции которых включены котировальный список высшего уровня фондовой биржи, что создает неравные условия для лидеров рынка и менее крупных компаний. Это напоминает ситуацию в банковском секторе, где крупные банки пользуются льготным положением при получении господдержки.

 

Такой подход снизил конкуренцию на рынке

 

Во время кризиса Сбербанк получил 500 млрд. рублей в виде господдержки, 200 млрд. рублей досталось ВТБ, и еще около 200 млрд. рублей распределили между двумя десятками банков. Средние и малые банки не получили ничего. Напротив, невзирая на кризис, были повышены требования к минимальному капиталу кредитных организаций. Стоит ли говорить, что подобный подход снижает конкуренцию на рынке.

Конечно, некоторые положения закона можно приветствовать. Так, упрощается процедура эмиссии акций при реорганизации акционерного общества, что позволит избежать тупиковых ситуаций, когда эмитент вправе осуществлять хозяйственную деятельность, но лишен возможности устранить нарушения в ходе эмиссии и потому не может полноценно функционировать.

 

Возникнут сложности при защите держателей бумаг в суде

 

Вместе с тем, несмотря на то, что часть функций по контролю при выпуске биржевых акций и облигаций, переходят непосредственно к биржам, авторы упускают из виду тот момент, что они у нас являются частными структурами. Таким образом, у бирж появляется новая публичная зона ответственности, публичные функции. А вот каких-либо санкций за нарушения для них законопроект не предусматривает. Лицензию то у биржи теперь отбирать нельзя. А суд никак нельзя назвать эффективным инструментом контроля, поскольку он может длиться годами, что затруднит защиту прав как эмитента, так и держателей бумаг.

Конечно, можно предположить, что Комитет по финансовому рынку что-нибудь придумает ко второму чтению, чтобы урегулировать данную проблему. Однако прошлый опыт показывает, что рассчитывать на это достаточно проблематично.

 

На прошлых ошибках не учимся

 

Дело в том, что в 2007 году в Госдуму уже вносился закон, направленный на упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг. Тогда в законе предлагалась упрощенная процедура эмиссии, носящая уведомительный характер, для облигаций, в размещении которых участвуют брокеры.

И был получен отзыв Правительства, в котором резонно отмечалось отсутствие в законопроекте механизма ответственности брокера, в случае, если подписанное им уведомление об итогах выпуска ценных бумаг содержит недостоверную, неполную или вводящую в заблуждение информацию, поскольку зачастую может возникнуть конфликт интересов.

И, несмотря на то, что тот законопроект уже 3 года висит в Комитете, никакого механизма ответственности мы до сих пор не увидели. Так что вероятность, что подобная ситуация сложится и с рассматриваемым сегодня законом очень велика, то есть действенного механизма, устанавливающего ответственность бирж предусмотрено не будет. А без такого механизма смысл закона теряется, о чем и уведомляет Правительство в своем отзыве.

На наш взгляд, вполне справедливое замечание, и учитывая то, что эта норма должна быть основополагающей в законопроект, мы считаем, она должна быть прописана в первом чтении. разговоры о том, что мы пропишем это норму в последующем, являются лишь декорацией, потому что основа закона и его смысл четко должны быть прописаны в первом чтении.

Более того, в рассматриваемом сегодня законопроекте предусмотрена возможность изменять решение о выпуске ценных бумаг, которое будет распространяться и на облигации. Для этого потребуется согласие их владельцев. Опять же мы наступаем на те же грабли. В первом чтении, на наш взгляд, должен быть прописан четкий механизм получения согласия владельцев облигаций на эти изменения. Это является стрежнем проблемы, но об этом в законе нет ни слова, и это может привести к нарушению прав и эмитента, и держателей облигаций.

В целом, идея законопроекта – еще больше либерализовать наш фондовый рынок, упростить доступ для спекулянтов. Однако если учесть, что наш фондовый рынок и без того является самым волатильным в мире, то дальнейшие послабления в регулировании могут привести к тому, что колебания фондового рынка в России станут еще более опасными и хаотичными.

 

Зарубежный опыт

 

Если мы посмотрим на законодательства европейских стран или США, регулирующих фондовый рынок, то мы нигде не увидим той степени либерализма, которые авторы хотят внести в наше законодательство. Там законодатели думают, как обезопасить свой фондовый рынок от жуликов, мошенников и прочих спекулянтов, и получить допуск держателям ценных бумаг на западных рынках крайне непросто. Это касается и сроков прохождения, и процедуры согласования.

Мы наоборот считаем, что необходимо серьезным образом думать о том, как ограничить приток спекулятивных денег в нашу экономику и стимулировать серьезных инвесторов вкладываться в отечественный фондовый рынок.

На этом основании фракция КПРФ не может поддержать данный проект.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.