Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Депутат-коммунист Госдумы А.Д. Куликов предложил внести изменения в Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации

Депутат-коммунист Госдумы А.Д. Куликов предложил внести изменения в Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации

Пресс-служба фракции КПРФ – kprf.ru
2010-10-21 16:01

 

Вносится депутатом

Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

 

А.Д.КУЛИКОВЫМ

 

Проект

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный

 Кодекс Российской Федерации

 

Статья 1.

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2002, № 22, ст. 2027; № 30, ст. 3020, 3029; № 44, ст. 4298; 2003, № 27,        ст. 2700, 2706; № 50, ст. 4847; 2004, № 11, ст. 914; № 27, ст. 2711; 2005, № 1, ст. 13; 2006, № 28, ст. 2975, 2976; № 31, ст. 3452; 2007, № 1, ст. 46; № 24, ст. 2830, 2833, № 50 ст. 6248; 2008, № 12, ст. 1074, № 24, ст. 2798) следующие изменения:

         1) в статье 5:

         а) пункт 7 изложить в следующей редакции:

         «Дознаватель - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное расследование по уголовному делу в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом»;

         б) пункт 45 изложить в следующей редакции:

         «Стороны - участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности и равенства функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения».

         в) пункт 47 изложить в следующей редакции:

         «Сторона обвинения - прокурор, а также частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель».

 

         2) главу 2 "Принципы уголовного судопроизводства»:

         а) дополнить статьей 6.2 «Беспристрастность и справедливость» следующего содержания:

         "В ходе уголовного судопроизводства суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны быть беспристрастными, справедливыми, в разумные сроки принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и установления по нему истины.";

 

         3) в статье 7:

         а) часть третью изложить в следующей редакции:

         «3. Нарушение конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства, норм настоящего Кодекса судом, прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечёт за собой их ответственность в соответствии с действующим законодательством и признание недопустимыми полученных таким путём доказательств».

 

         4) в статье 8:

         а) часть первую изложить в следующей редакции:

         «1. Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом. Каждый при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации».;

 

         5) в статье 14:

         а) часть третью изложить в следующей редакции:

         «3. Обвинение может быть признано обоснованным только при условии, если все противостоящие ему обстоятельства объективно исследованы и опровергнуты стороной обвинения. Все неустранимые сомнения в виновности обвиняемого в целом, как и неустранимые сомнения, касающиеся отдельных эпизодов предъявленного обвинения, формы вины, степени и характера участия в совершённых преступлениях, смягчающих и отягчающих вину обстоятельствах толкуются в пользу обвиняемого».

         б) часть четвертую изложить в следующей редакции:

         «4. Обвинение и обвинительный приговор не могут быть основаны на предположениях, неустановленных фактах и обстоятельствах».

 

         6) в статье 15:

         а) часть первую изложить в следующей редакции:

         «1. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенстве сторон»;

         б) часть вторую изложить в следующей редакции:

         «2. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и тоже должностное лицо. Разграничение функций стороны обвинения и стороны защиты не освобождает должностных лиц государственных органов - участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения при расследовании преступлений и судебном разбирательстве уголовных дел от конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, иного ограничения прав и свобод»;

         в) часть 4 признать утратившей силу.

 

         7) в статье 21:

         а) часть первую изложить в следующей редакции:

         «1. Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляет прокурор»."

 

         8) раздел II. " Участники уголовного судопроизводства " дополнить

главою 5.1 "Органы предварительного расследования" следующего содержания:

         а) Глава 5.1 Органы предварительного расследования.

         Статья 37. Следователь

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ пункт 5 части второй статьи 38 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

 

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

  

Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ в статью 39 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

 

Статья 38. Руководитель следственного органа

1. Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом.

3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

4. Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо о несогласии с требованиями прокурора.

5. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

 

         Статья 39. Орган дознания

         Федеральным законом от 3 июля 2006 г. N 97-ФЗ в часть первую статьи 40 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

 

1. К органам дознания относятся:

Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 158-ФЗ в пункт 1 части первой статьи 40 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) милиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

        Федеральным законом от 14 марта 2009 г. N 38-ФЗ пункт 2 части первой статьи 40 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

 

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

         4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

 

         Статья 39.1 Начальник подразделения дознания

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 172-ФЗ в часть вторую статьи 40.1 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

  

         Статья 40. Дознаватель

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

         Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ в часть третью статьи 41 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования вышеназванного Федерального закона

См. текст части в предыдущей редакции

 

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

         9) в главе 6 "Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения" внести следующие изменения:

         а) статью 37 Прокурор считать статьей 41. 

         б) исключить статью 38. Следователь

         в) исключить статью 39. Руководитель следственного органа

         г) исключить статью 40. Орган дознания

         д) исключить статью 40.1. Начальник подразделения дознания

         е) исключить статью 41. Дознаватель

 

Статья 2.

 

Настоящий   Федеральный    закон   вступает   в    силу    со   дня    его официального опубликования.

 

 

         Президент

Российской Федерации                                                                                 Д.Медведев


 

                     

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к проекту федерального закона "О внесении изменений

 и дополнений в Уголовно-процессуальный Кодекс

Российской Федерации"

 

         Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» направлен на приведение его норм в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, толкованиями и разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации и усиление защиты прав и свобод граждан в ходе уголовного судопроизводства.

         Предложение об изменении редакции п.7 ст. 5 УПК РФ основывается на том. что дознаватель фактически выполняет те же функции, что и следователь - при наличии повода и основания, предусмотренного ст. 140 УПК РФ, возбуждает уголовные дела, про изводит неотложные следственные действия по всем категориям уголовных дел, про водит предварительное расследование по делам, предварительное следствие по которым не обязательно. В связи с этим и статус дознавателя процессуально должен быть приближен к статусу следователя, что обеспечит ему самостоятельность и независимость в принятии решений по расследуемому делу.

         Действующая редакция п. 45 ст. 5 УПК РФ не в полной мере соответствует правовой идее, заложенной в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, провозгласившей, что судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Отсутствие в  

 

п.45 ст. 5 УПК РФ указания о равенстве сторон при выполнении ими своих функций в уголовном судопроизводстве делает невозможным полноценную реализацию конституционного принципа состязательности и превращает его в фиктивную декларацию. Предлагаемая поправка в п. 45 ст. 5 УПК РФ устраняет этот недостаток.

         Из текста п. 47 ст. 5 УПК РФ, перечисляющей участников судопроизводства, выступающих на стороне обвинения, предлагается исключить следователя, дознавателя, руководителя следственного органа, орган дознания, начальника подразделения дознания.

         В п. 45 ст. 5 УПК РФ, разъясняющем понятие "стороны" в уголовном судопроизводстве указано, что это «участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения. В п. 55 ст. 5 УПК РФ законодатель дал определение понятия термина «уголовное преследование»- «процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления».

         Таким образом, по смыслу данного определения сторона обвинения появляется и должна выполнять функцию уголовного преследования только тогда, когда появляется подозреваемый, обвиняемый и его необходимо изобличать в совершении инкриминируемого ему преступления. Следовательно, при расследовании следователем, дознавателем уголовного дела, но при отсутствии подозреваемого, обвиняемого, как процессуальной фигуры, не может быть ни уголовного преследования, ни стороны обвинения.

         Кроме того, исходя из положений специальных норм УПК РФ, конкретизирующих процессуальные полномочия в уголовном судопроизводстве следователя (ст. 38), руководителя следственного органа (ст. 39), органа дознания (ст. 40), начальника подразделения органа дознания (ст. 40.1), прокурора (ч. 1 ст. 37 и корреспондирующих с ней положений п. 45 и п. 55 ст. 5 и ч. 1 ст. 21) следует, что функцию уголовного преследования, то есть стороны обвинения в уголовном судопроизводстве от имени государства вправе осуществлять только прокурор.

         Согласно п. 41 ст. 5, ч. 1 ст. 38 и п. 7 ст. 5, ст. 41 УПК РФ следователь и дознаватель в пределах своей компетенции уполномочены осуществлять только предварительное расследование по уголовному делу. Осуществлять уголовное преследование, то есть функцию стороны обвинения, они не уполномочены.

         Цель уголовного преследования - изобличение стороной обвинения в рамках уголовного процесса подозреваемого, обвиняемого в совершении инкриминируемого ему преступления, а задача следователя, дознавателя совсем другая - установить, было ли событие преступления и если оно было, выяснить все обстоятельства, перечисленные в ст. 73 УПК РФ, то есть собрать все доказательства подтверждающие как виновность, так и невиновность конкретного лица в совершении конкретного преступления.

         Именно это имел ввиду Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 июня 2004 г. № 13-П указывая, что исходя из предписаний ст. 2, 18 и 45 (ч.1) Конституции РФ о том, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется и именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. Дознаватель, следователь, прокурор, суд, осуществляя доказывание, обязаны принимать в установленных процессуальных формах все зависящие от них меры к тому, чтобы были получены доказательства, подтверждающие как виновность, так и невиновность лица в совершении инкриминируемого преступления.

         Исходя из вышеизложенного и логики Постановления Конституционного Суда РФ, следует однозначный вывод - органы предварительного расследования и их должностные лица должны выполнять только свойственную им функцию - независимое расследование уголовных дел путём беспристрастного установления обстоятельств, подлежащих доказыванию и освобождены от искусственно навязанной им функции стороны обвинения.

 

         Предлагается главу 2 «Принципы уголовного судопроизводства» дополнить статьёй 6.2 «Беспристрастность и справедливость», в которой нашли отражение отсутствующие в действующем уголовно-процессуальном законодательстве требования общепризнанных международных правовых актов к судопроизводству с учётом позиции по ним Конституционного Суда РФ, чьё толкование в конституционном понимании норм закона является обязательным для законодательной и исполнительной власти, организаций, учреждений и граждан на территории России и не могут быть отвергнуты или преодолены в законодательной и правоприменительной практике.

         Так, в статье 6.1 Европейской Конвенции о защите прав человека и гражданина закреплено, что каждый человек при предъявлении ему любого обвинения имеет право на справедливое и беспристрастное разбирательство его дела в разумный срок. Беспристрастность, как одно из ключевых условий обеспечения объективного, непредвзятого и всестороннего разбирательства дела, вынесения по нему справедливого и обоснованного решения, является неотъемлемым условием справедливости.

         На необходимость следования в уголовном процессе принципам беспристрастности и справедливости неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ (Постановление Конституционного Суда от 14 февраля 2000 г. № 2-П, от 8 февраля 2003 г. № 18-П, от 5 февраля 2005 г. № 2-П; Определение от 8 июля 2004 г. № 237-0, от 21 декабря 2006 г. № 587-0).

         Статья 10 Всеобщей декларации прав человека и статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах гласят, что правосудие по своей сути может быть признано таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах.

         Что касается требования устанавливать по каждому делу истину, то такую позицию постоянно демонстрирует в своих решениях Европейский Суд по правам человека, что следует признать справедливым (решение по делу «Саундрес против Соединённого Королевства», «Артико против Италии» и др.).

 

         Предлагаемые дополнения в ч. 3 ст. 7 УПК РФ признают доказательства недопустимыми полученные судом, прокурором, следователем, дознавателем не только с нарушением норм УПК РФ, но конституционных прав граждан.

         Введение ответственности судьи, прокурора, следователя, дознавателя за нарушение ими норм уголовно-процессуального законодательства будет способствовать предупреждению числа подобных нарушений со стороны названных должностных лиц и суда.

 

         Воспроизведённое в ч. 1 ст. 8 УПК РФ положение ч. 1 ст. 118 Конституции РФ о осуществлении правосудия только судом предлагается дополнить закреплённой в ст. 6.1 Европейской Конвенции о защите прав человека и гражданина нормой, гарантирующей право каждого при предъявлении обвинения по уголовному делу на справедливое и публичное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании федерального конституционного закона.

 

         Дополнения ч. 3 ст. 14 УПК РФ отражают позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 29 июня 2004 г. № 13-п в контексте обоснования им необходимости соблюдения в уголовном судопроизводстве прав и свобод человека и гражданина на основе принципа презумпции невиновности, соблюдения требований законности, обоснованности и мотивированности. В частности, Конституционный Суд РФ указал, что «обвинение может быть признано обоснованным только при условии, что все противостоящие ему обстоятельства дела объективно исследованы и опровергнуты стороной обвинения».

         Кроме того, в ч. 3 ст. 14 УПК РФ предлагается закрепить позицию Пленума Верховного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 29 апреля 1996 г. № 1 «О судебном приговоре» заключающуюся в том, что в пользу обвиняемого толкуются не только неустранимые сомнения в его виновности в целом, но и неустранимые сомнения касающиеся отдельных эпизодов предъявленного обвинения, формы вины, степени и характера участия в совершённых преступлениях, смягчающих и отягчающих вину обстоятельствах.

         В действующей редакции ч. 4 ст. 14 УПК РФ указано, что обвинительный приговор не может быть основан на предположениях. Исходя их того, что принцип презумпции невиновности распространяется на все стадии уголовного судопроизводства, справедливо и логично распространить это требование и к выдвигаемой подозреваемому, обвиняемому, подсудимому формуле обвинения.

         Практика показывает, что именно на стадии формирования обвинения в отношении конкретного лица следствие нередко выстраивает обвинительные версии и конструкции именно на основе своих домыслов и предположений, не исследованных и ничем не подтверждённых (в неустановленное время, в неустановленном месте, в сговоре с неустановленными лицами и т.д.).

         Предлагаемые поправки позволят ограничить возможности для произвола при расследовании уголовных дел.

 

         Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии с п. 56 ст. 5 УПК РФ под уголовным судопроизводством понимается досудебное и судебное производство по уголовному делу, то есть признаётся, что это две стадии одного процесса. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 февраля 2000 г. № 2-П, давая толкование ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, также указал, что заложенные в Конституции РФ принципы состязательности и равноправия сторон распространяются на все стадии уголовного судопроизводства. Из этого следует, что конституционный принцип состязательности и равноправия сторон (имеется ввиду сторон обвинения и защиты), распространяется и на досудебную стадию, включая предварительное расследование, как неотъемлемую часть досудебной стадии уголовного судопроизводства.

         Действующая редакция ст. 15 УПК РФ (ч. 1 и ч. 4), вопреки положениям ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и её толкования Конституционным Судом РФ, ограничивает действие этой конституционной нормы в части конституционной гарантии равноправия сторон на всех стадиях уголовного судопроизводства, что нарушает положения ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, в силу которого Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории Российской Федерации, а законы и правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

         Предлагаемые поправки в ст. 15 УПК РФ устраняют указанные выше противоречия. Кроме того, ч. 2 ст. 15 УПК РФ предлагается привести в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 Г. № 13-П, согласно которой разграничение функций стороны обвинения и стороны защиты не освобождает должностных лиц государственных органов - участников  уголовного судопроизводства со стороны обвинения при расследовании преступлений и судебном разбирательстве уголовных дел от конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, иного ограничения прав и свобод.

 

         Действующая редакция ч. 1 ст. 21 УПК РФ обязывает прокурора, следователя и дознавателя от имени государства осуществлять уголовное преследование по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения (только кого, не указано).

         Этой цели в полной мере отвечает функция, отведённая государством прокурору и закреплённая в ч. 1 ст. 37 УПК РФ, которая чётко указывает, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. Что касается вменения ч. 1 ст. 21 УПК РФ в обязанность следователя, дознавателя осуществлять уголовное преследование, то это противоречит положениям ст. 38 и 41 УПК РФ, где конкретно определены процессуальные полномочия следователя и дознавателя - осуществлять только предварительное следствие (дознание) по уголовному делу. Ни о каком уголовном преследовании кого бы то ни было ст. 38 и ст. 41 УПК РФ следователя или дознавателя не обязывают. При таких обстоятельствах правовая коллизия между общей нормой (ч. 1 ст. 21 УПК РФ) и специальными нормами (ст. 38  и ст. 41 УПК РФ), конкретно перечисляющими функции и полномочия следователя, дознавателя, должна разрешаться в пользу специальных норм закона.

         Кроме того, изъятие у следователя, дознавателя необоснованно навязанной им ч. 1 ст. 21 УПК РФ обязанности осуществлять уголовное преследование избавляет органы предварительного расследования и их должностных лиц от необходимости позиционировать себя на досудебной стадии уголовного судопроизводства как сторона обвинения, противостоящая на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ) стороне защиты и проблем, связанных с необходимостью соблюдать требования ч. 3 ст. 123 Конституции РФ.

 

         По действующему УПК РФ следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, орган дознания, начaльник подразделения дознания отнесены к субъектам, выступающим в уголовном судопроизводстве на стороне обвинения. Они, как сторона обвинения, осуществляющая уголовное преследование, должны на до судебной стадии собирать только обвинительные доказательства и не обязаны собирать иные. Более того, сама специфика функции стороны обвинения понуждает следователя, дознавателя и иных должностных лиц, выступающих на стороне обвинения, всеми имеющимися в их распоряжении средствами воспрепятствовать появлению любых доказательств, противоречащих позиции обвинения или подвергающих её сомнению. А поскольку в сложившейся ситуации провозглашённый в п. 3 ст. 123 Конституции РФ принцип состязательности и равноправия сторон на досудебной стадии уголовного судопроизводства оказался заблокированным и не действует, сам процесс предварительного расследования приобрёл инквизиционный характер, противоречащий конституционным принципам и положениям Европейской Конвенции о защите прав человека и гражданина.

         С целью устранения указанных противоречий предлагается статьи 38, 39, 40, 40.1 и 41 УПК РФ изъять из главы 6 (участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения) и поместить их в отдельную главу 5.1 «Органы предварительного расследования» .


 

 

Приложение

 

к проекту федерального закона

«О внесении изменений и дополнений в

Уголовно-процессуальный кодекс

Российской Федерации»

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

 

Федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении  изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

 

Принятие Федерального закона «О внесении  изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.

 

 

 


 

 

 

Приложение

 

к проекту федерального закона

«О внесении изменений и дополнений в

Уголовно-процессуальный кодекс

Российской Федерации»

 

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

 

проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений

в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

 

Принятие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» не потребует финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.