Лидер КПРФ Г.А. Зюганов: Некомпетентность власти сжигает Россию
2010 год еще не завершился. Но он уже вошел в историю России как один из самых драматичных. Жара и засуха способствовали масштабным пожарам. Сгорели целые деревни и поселки. Фотографии с пепелищ не отличить от снимков Хатыни военной поры. Но люди гибли не только в огне. Даже в столице рубеж июля-августа отмечен ежедневным уходом из жизни порядка 700 человек. Это значит, что пожарища удвоили число смертей.
Выгорели огромные площади леса. Нанесен колоссальный ущерб экологии. Тяжелейший удар получило сельское хозяйство, и без того лежащее на боку. Урожая в текущем году уже не дождутся сотни тысяч крестьян. Повышение цен на основные продукты питания неизбежно.
Размер катастрофы очевиден. Она затронула десятки миллионов человек. И хотя за последние годы Россия пережила целую череду трагедий, нынешняя отличается общенациональным масштабом. Причем воздействие случившегося на жизнь страны далеко не исчерпано. Миллионы людей наглотались вредных веществ, их здоровью нанесен серьезный ущерб. Подлинные масштабы происшедшего станут известны позже.
Беда, в которую попали сограждане, нашла отклик по всей стране. Собирается помощь для пострадавших. Не стоит в стороне и Коммунистическая партия Российской Федерации. Наши товарищи проводят сбор средств и вещей для погорельцев. Действия региональных отделений партии координирует рабочая группа при ЦК КПРФ. Но даже всенародная поддержка не вернет родных и близких тем, кто понес горькие утраты в дни пожарищ.
Увы, но случилось то, что всегда случается, когда власть действует «на авось», когда она не выполняет своих прямых функций, не слушает голос народа. Произошло то, от чего мы, коммунисты, так настойчиво пытались оградить страну. Всех, от кого зависит принятие важнейших решений в государстве, мы предупреждали о нарастающих угрозах. Пять лет назад наша партия распространила в Государственной думе специальный доклад «Пределы падения», подготовленный лучшими учеными. В 2006—2007 годах КПРФ вела неустанную борьбу против нового, разрушительного по своей сути, Лесного кодекса. Не менее серьезная работа проводилась в ходе подготовки Водного кодекса. Самый тщательный анализ этих документов проводился на «круглых столах» в Государственной думе. Специальные материалы передавались руководству страны.
Мы последовательно проводили линию на использование земельных, лесных и водных богатств России в интересах всех граждан. Требовали обеспечить соответствующее регулирование этих отношений государством. Доказывали, что принятие новых Лесного и Водного кодексов противоречит этим задачам. Настойчиво привлекали общественное внимание. Использовали все доступные методы — от парламентской трибуны до массовых акций протеста. Не упускали ни одной возможности достучаться до действующей власти. Но не могли пробить брешь в строю чиновников, за плечами которых маячат интересы крупного капитала и личная выгода.
После наводнений на реке Лена и на Северном Кавказе, землетрясения на Сахалине мы требовали от властей более жестких и конкретных мер по наведению порядка. Мы настаивали, что авария на Саяно-Шушенской ГЭС вновь подтверждает необходимость введения государственной собственности на стратегические отрасли экономики. Мы объясняли, что пожар в пермском клубе «Хромая лошадь» требует комплексных мер по обеспечению безопасности общественных заведений. Мы показывали, что сверхприбыль «угольных королей», экономящих на охране труда и здоровье горняков, ведёт прямиком к авариям, которые только за последние месяцы случились на шахтах «Распадская» и имени Ворошилова в Кузбассе.
Увы, мы не смогли вразумить власть. Не убедили её зажечь «красный свет» на пути обогащения олигархии. Корень зла сохраняется — это безудержная и циничная погоня капитала за прибылью. Правящие круги твердо нацелены удовлетворять его аппетиты. Они упорно сбрасывают с государства ответственность за важнейшие сферы деятельности. Бандитский капитализм уничтожил почти все коллективные хозяйства, которые были в состоянии противостоять засухам и пожарам.
Первые лица преуспели в назначении «стрелочников» за каждую аварию и катастрофу. При этом утверждается неприкосновенность главных чиновников, реализующих самые омерзительные эксперименты над народом и нашей страной. «Незаменим» Кудрин: ведь он успешно обескровливает экономику и социальную сферу, перекладывает груз расходов на плечи нищающих регионов. «Незаменим» Сердюков: ведь трудно найти лучшего умельца по переделке армии в торговую лавку. «Незаменим» Фурсенко: ведь он уже натренировался хоронить лучшие достижения науки и образования с невозмутимым видом. «Незаменим» и главный приватизатор страны, разрушитель лучшей в мире энергосистемы, которому теперь отдали на откуп развитие нанотехнологий.
Высшие должностные лица упрекают в случившемся губернаторов и своих чиновников. Губернаторы считают, что центральная власть виновата больше, но «гоняют» районных начальников. Районные начальники полагают, что во всем виновата бездарная политика правительства, но вслух этого не говорят.
Виноваты все и всё: климат и стихия, торфоразработки и любители отдыха на природе, продавцы бытовых вентиляторов и граждане, не опахавшие свои дома и сёла. Не виноваты только те, без кого в Российском государстве не принимаются решения. Не виновата и их властвующая партия. Не виноваты ни юридически, ни политически, ни морально.
Люди, ничего не создавшие в этой жизни, любят перекладывать свою ответственность на других. Те, кто ничего не построил собственными руками, закономерно скатываются к неустанному пиару. Самореклама нынешней власти всё больше удаляет её от реальной жизни. Чего стоит только один факт: вопреки всем заявлениям чиновников, обещанные в текущем году квартиры получили далеко не все ветераны Великой Отечественной войны.
В отсвете пожаров 2010 года стала ясно видна беспомощность власти в конкретных делах. Миллионы людей столкнулись с проблемой защищенности своей жизни, своего крова, своего будущего. Граждане России обнаружили, что власть, её первые лица некомпетентны в проблемах государственного управления, не исполняют возложенных на них обязанностей. Попытки придать значимость своей деятельности, демонстрируя «ручной режим управления» страной, лишь подчеркивают неэффективность и бестолковость властной вертикали.
Всё происходящее становится уроком уже не для самой власти. Это урок для страны и её граждан. Урок умения оценивать ситуацию не по словам или картинке на телеэкране, а по делам и способностям. Урок умения бороться за свои права и формировать власть в народных интересах.
Специалисты предупреждали, что лето текущего года будет жарким. На это указывали прогнозы метеорологов и опыт практического хозяйствования. Следовательно, огненная стихия обрушилась не вдруг, а была вполне ожидаемой. Но никаких мероприятий по подготовке страны и населения к экстремальной ситуации проведено не было.
А ведь есть вещи, над которыми власть обязана работать без специальных предупреждений. Есть проблемы, к которым она должна быть готова всегда. Минимизация последствий стихийных бедствий, военных и политических конфликтов, экономических бойкотов, терроризма и уголовщины — прямая ответственность государства. Для этого предусматриваются специальные статьи бюджетных расходов. Для этого существуют МЧС и другие службы. Для этого должен отрабатываться комплекс и профилактических, и мобилизационных мер. «Профилактика болезней дешевле их лечения» — этот принцип работает не только в медицине. И если власть этого не понимает, она оказывается вредоносной для общества и подлежит замене.
Приоритеты правящего режима всё больше превращают Россию в царство абсурда. Структуры МЧС, призывая добровольцев на тушение пожаров, предлагали им являться со своими продуктами, запасом питьевой воды и даже противогазами! А желание чиновников угодить начальству всё чаще побуждает их действовать в стилистике плохого анекдота. Регулярные метеонаблюдения в мире ведутся не более двухсот лет. Однако это не помешало руководителям Росгидромета и Гидрометцентра договориться до того, что такой жары у нас не было более тысячи лет.
В России сложилась система, способная превратить в фарс любую трагедию. Высшие должностные лица призвали оппозицию не делать пиар на горе людей, но сами поспешили заняться именно этим. Изображая личное участие в тушении пожаров, они фактически признали коллапс возглавляемой ими государственной системы. Ведь задача правительства — предотвращать катастрофы, обеспечивать безопасные условия проживания населения. И эта задача с треском провалена. Огненный вал прокатился по всей центральной России. Произошла трагедия, которую не скрасить суетой перед телезрителями. В такой ситуации не спасет и наблюдение с помощью видеокамер за строительством жилья взамен сгоревших домов. При проведении нынешнего курса и «политики катастроф» видеокамер на все случаи жизни просто не хватит.
Власть, увлеченная обличением советского прошлого ради оправдания чиновно-олигархического произвола, упорно не желает учиться у предшественников. Между тем еще в 30-е годы в СССР для борьбы с лесными пожарами был создан гусеничный поезд-вездеход «Ярославец». В дальнейшем строились и выпускались тяжелые пожарные машины на базе военной техники. В стране появились первые подразделения военных трубопроводчиков. В 1952 году И.В. Сталин принял решение выделить их в отдельный род войск.
Время подтвердило важность таких решений для обеспечения безопасности страны. Трубопроводчики сохранили тысячи жизней наших солдат в Афганистане, были надежной силой, помогавшей при катастрофах в Спитаке и Чернобыле, при лесных и торфяных пожарах. К началу «реформ» это были компактные и воистину универсальные современные войска. Они не только обеспечивали армию во время боевых действий, но и являлись мощным стратегическим резервом на случай чрезвычайных ситуаций. Теперь же при переходе на сердюковский «новый облик Вооруженных Сил» все трубопроводные бригады сокращены. Отдельные батальоны оставлены лишь в военных округах и на флотах. Страна оставлена без важного стратегического резерва.
Комплексный подход к проблемам позволял СССР решать самые серьезные задачи. В 1972 году тоже установилась небывалая жара. Но лесные пожары и горевшие торфяники не стали всеобщим бедствием. К тушению пожаров привлекли более 100 тысяч военнослужащих. В настоящее же время задействовали только 11 тысяч военнослужащих, причем с большим опозданием. Тогда только в Московской области было развернуто 300 линий полевых магистральных трубопроводов протяженностью 1300 километров. Сейчас власти осилили прокладку 170 километров трубопровода на территории четырех областей: Московской, Нижегородской, Рязанской и Владимирской. Надо ли удивляться, что ущерб от пожаров 2010 года многократно превысил потери 1972 года?
Отечественная конструкторская школа и сегодня предлагает интересные разработки. Но власти упорно игнорируют возможности российского авиастроения и других отраслей. Еще в начале 2000-х годов Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения разработало проект пожарного танка. Он мог нести большой запас воды, идти по бездорожью и проламываться в глубь леса к очагу пожара. Его изготовление на базе утилизируемых танков Т-72 могло обойтись достаточно дёшево. Но разработки остались невостребованными. Даже теперь, после горьких уроков текущего лета, власть не спешит действовать по-хозяйски. Она не обращает внимания на своих разработчиков, но зато изучает возможность закупки пожарной техники за рубежом.
КПРФ считает, что дальнейшее промедление в деле переустройства страны на платформе народных интересов чревато необратимыми последствиями. При этом всем стало очевидно, что нынешний состав правительства во главе с В.В. Путиным не справляется с накопившимися проблемами. Ситуация требует, чтобы расчистку управленческих завалов взял на себя президент Российской Федерации и как первое лицо в государстве, и как политик, имеющий внепартийный статус.
При этом КПРФ настаивает на реализации следующих первоочередных мер:
1. Немедленно провести обстоятельное рассмотрение причин и последствий чрезвычайной ситуации 2010 года на Госсовете и специальном заседании Государственной думы.
2. В течение двух месяцев принять специальный План обеспечения комплексного решения всех вопросов национальной безопасности, защиты страны и населения от чрезвычайных ситуаций.
3. Разработать новые Земельный, Лесной и Водный кодексы. До их принятия приостановить ныне действующие кодексы в части передачи в частные руки земли, леса и водных объектов.
4. Немедленно отменить действующие на данный момент планы дальнейшей приватизации госсобственности. Приступить к увеличению доли государственного имущества и повышению эффективности управления им.
5. Признать необходимым развитие коллективных хозяйств и леспромхозов в качестве важнейшего условия решения обостряющихся проблем. Разработать и реализовать программу восстановления крупных коллективных хозяйств с глубокой специализацией по производству и переработке сельхозпродукции.
6. Восстановить единую государственную службу по охране лесов. Осуществить масштабную программу восстановления плодородия земли и освоения заброшенных земель. Создать специализированные подразделения по проведению мелиоративных работ.
7. Увеличить финансирование агропромышленного комплекса из федерального бюджета до уровня не ниже 10 процентов его расходной части. В течение пяти лет восстановить материально-техническую базу сельского хозяйства, его энерговооруженность. Осуществить программу, позволяющую создать нормальные условия для жизни людей на селе.
Реализация данного комплекса мер существенно усилит конкурентоспособность России в ХХI веке, улучшит защиту граждан страны от аварий и катастроф. Без использования этих мер все разговоры о модернизации страны будут оставаться пустым звуком.
Со своей стороны фракция КПРФ готова повторно внести на рассмотрение Государственной думы ранее отклоненные «Единой Россией» проекты Земельного, Лесного и Водного кодексов.
Г.А. ЗЮГАНОВ.
Председатель ЦК КПРФ.