Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: июнь 2010 года

 Об  активности думских  партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным  количественным и  качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.

Отдел по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2010-07-28 13:25

     На  основании контент-анализа публикаций 4369 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.

     В аналитическую модель включён контент  материалов СМИ о деятельности думских  партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

     1. Информационные индексы  думских партий

     Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы  «Медиалогия» позволил выявить следующую  структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (табл.1).

     Таблица 1

Структура информационного  пространства, в котором  действуют думские  политические партии (июнь 2010 г.)

Партия Июнь 2010 года Май 2010 года II квартал (апрель – июнь) 2009 года
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия "Единая Россия" 4897 57,2 4260 52,1 12664 43,9
Партия  КПРФ 1778 20,8 2131 26,1 8731 30,3
Партия  ЛДПР 920 10,7 881 10,8 3796 13,2
Партия  «Справедливая Россия» 972 11,3 900 11 3606 12,5

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Данные таблицы, составленные по итогам июня 2010 года, позволяют проанализировать специфику переформатирования информационного пространства и выявить степень её корреляции с основными векторами развития политической системы российского общества. Налицо возрастание властных амбиций «Единой России», проявившееся не только в значительном приумножении собственных показателей, но и в резком падении уровня представленности в СМИ её главного конкурента за «любовь» избирателей КПРФ, а также стабильность индексов ЛДПР и «Справедливой России», что способствовало сохранению «баланса сил», достигнутого месяцем раньше, в соответствии с которым последней всё же удалось одержать верх.

     В июне «Единая Россия» существенно нарастила процентную долю в общепартийном медиа-потоке с 52,1% до 57,2%, чему способствовало обилие информационных поводов, среди наиболее ярких можно выделить:

  • подготовку к избирательной кампании 10 октября 2010 года, в частности, проведение праймериз в ряде российских регионов, решение Центрального избирательного штаба и президиума генсовета «Единой России» о выдвижении в качестве «паровозов» партийных списков на региональных и муниципальных выборах депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, а также активизацию деятельности по дискредитации политических оппонентов;
  • общественные дискуссии о возможности перенесения федеральной кампании по выборам Госдумы VI созыва с декабря на март либо октябрь 2011 года, а также появления новых партий «РОТ Фронт» и «Родина: здравый смысл», что привело к размышлениям аналитиков о перспективах развития российской политической системы, центром которой на сегодняшний день и является «Единая Россия»;
  • активное обсуждение перспективы введения на местном уровне должности назначаемого на «конкурсной основе» «сити-менеджера», призванной вытеснить выборных глав муниципальных образований, которыми в последнее время всё чаще становятся представители КПРФ;
  • заседание Генерального Совета партии, состоявшееся 15 июня 2010 года, повестка дня которого включала два основных вопроса: роль партии власти в процессе модернизации России, а также «новые формы партийной работы в условиях развития политической системы и роста партийной конкуренции» (в частности, было принято решение об обязательности участия партийцев в «открытых и честных» дискуссиях с представителями иных политических сил);
  • встречу руководства «Единой России» с председателем Правительства РФ В.В.Путиным (1 июня), в ходе которой обсуждалась экономическая ситуация в стране, особо же акцентировалось внимание на проблеме роста тарифов на услуги ЖКХ;
  • совещание президента России Д.А.Медведева с лидерами парламентских партий, на котором от лица партии власти Б.В.Грызлов в очередной раз заявил о внесении в Госдуму представителями «Единой России» законопроекта, ужесточающего контроль за посещаемостью народными избранниками пленарных заседаний;
  • участие «маститых» единороссов в Санкт-Петербургском экономическом форуме, прошедшем 18-20 июня;
  • празднование Дня России 12 июня, являющегося «профессиональным» праздником приспешников нынешнего режима современной Российской Федерации;
  • активное участие в обсуждении ситуации в Киргизии и возможности вмешательства России в данный конфликт, а также вопросов экономического развития нашей страны, особенно, инновационного проекта Д.А.Медведева…

     Позиции «Справедливой России» немного укрепились: 11,3% – за июнь вместо майских 11% , что обеспечило ей стабильность достигнутой ранее победы в противостоянии с либерал-демократами, чьи показатели практически стабильны – 10,7%.

     Негативная динамика прослеживается в степени представленности в информационном пространстве КПРФ, чей индекс сильно «просел» с уровня мая в 26,1% до июньского 20,8% (!), что стало самым значительным падением с начала текущего 2010 года.

     Подобная  тенденция объясняется двумя  основными факторами: во-первых, партийная  активность коммунистов с приближением летнего периода действительно поступательно снижалась, однако не в масштабах, которые репрезентирует информационное пространство, отсюда напрашивается другой вывод – медиа-«кордон» на освещение деятельности КПРФ с приближением федеральной выборной кампании, ростом народных антиправительственных настроений и укреплением положения главной оппозиционной силы России существенно расширяется. Подтверждение же последнего заключения можно вывести из анализа июньских событий, основным участником которых выступила российская Компартия:

  • визит Г.А.Зюганова на Северный Кавказ, в рамках которого были проведены встречи с избирателями и партийным активом Северо-Кавказского округа в Пятигорске;
  • смена руководства Челябинского обкома КПРФ и формулирование программы «обновления» партийных рядов;
  • реализация принятого Президиумом ЦК КПРФ курса на ужесточение борьбы с нарушениями внутрипартийной дисциплины региональными отделениями партии;
  • подготовка к осеннему выборному сезону;
  • общественное обсуждение перспективы вступления в «Единую Россию» новоизбранного мэра Иркутска Виктора Кондрашова, шедшего на выборы под знамёнами КПРФ;
  • «пик» политического противостояния В.Ф.Рашкина и В.В.Володина;
  • Всероссийская акция протеста в поддержку военнослужащих и военных пенсионеров, организаторами которой выступили КПРФ, «Союз советских офицеров» и движение «В поддержку армии» (24 июня 2010 года);
  • дискуссии вокруг «Катынского дела», курируемого В.И.Илюхиным…

     Вышеприведённые события не нашли должного, в соответствии с масштабами их общественной значимости, освещения в федеральных и региональных СМИ, что индицирует существование «установки» на замалчивание информации, посвящённой деятельности КПРФ, в целях воспрепятствования дальнейшему росту её популярности в обществе и расширению электоральной базы. 

     2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий

     Деятельность  фракций Государственной Думы дает каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.

     Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить  также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (табл.2).

Таблица 2

Структура информационного  пространства,

в котором действуют  думские фракции  парламентских партии (июнь 2010 г.)

Партия Июнь 2010 года Май 2010 года II квартал (апрель – июнь) 2009 года
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
"Единая  Россия" (фракция) 1159 42,8 1031 43,9 2565 37
КПРФ (фракция) 657 24,3 646 27,5 1694 25
ЛДПР (фракция) 438 16,2 304 13 1499 22
"Справедливая  Россия" (фракция) 451 16,7 365 15,6 2565 37

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»  

     Специфика заполнения информационного поля в июне 2010 года для фракционной составляющей парламентских политических сил сводится к укреплению позиций ЛДПР и «Справедливой России» и падению депутатской активности представителей КПРФ и «Единой России».

     Падение показателей КПРФ (24,3% вместо майских 27,5%) происходит на фоне обилия ярких выступлений её депутатов с трибуны Государственной Думы, посвящённых самым животрепещущим вопросам развития российского общества: важности сохранения исторической памяти и наследия наших предков, основам функционирования политической системы, совершенствованию избирательного процесса, порядку формирования государственного бюджета, развитию «зачатков» гражданского общества в лице профсоюзных организаций, необходимости восстановления доступной и справедливой системы российского образования… Полученные данные в очередной раз подтверждают тезис о стратегии правящего режима по всестороннему недопущению КПРФ к информационным ресурсам для донесения её точек зрения и партийных убеждений до российского электората.

     Немного ослабли позиции и партии парламентского большинства: 42,8% против 43,9% месяцем раньше, что, однако, не привносит новшеств в конфигурацию информационного поля в свете ощутимой экспансии данной политической группы на партийном направлении.

     Положительная динамика прослеживается в представленности фракций ЛДПР (16,2% против майских 13%) и «Справедливая Россия» (рост с 15,6% до 16,7%), что обусловливается активной позицией их депутатов при обсуждении тех или иных законопроектов в стенах федерального парламента.

     Особый исследовательский интерес представляет анализ соотношения медиа-активности партий и их думских фракций (гр.1), что в значительной степени объясняет природу политических партий и приоритетные направления их деятельности.

График 1

Соотношение медиа-активности парламентских  партий и их думских  фракций за июнь 2010 года

Примечание: Составлено ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ  «Медиалогия» 

     Графически  представленные данные наглядно индицируют динамику информационного пространства: в июне 2010 года в соотношении информации о думской деятельности и общепартийной работе у «Единой России» фиксируется существенное преобладание последней (57,2% над 42,8%), противоположная ситуация – у КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

     Необходимо отметить, что если прежде у коммунистов уровень депутатской активности несущественно превосходил партийную, то за анализируемый этап данная тенденция была нарушена: 20,8% информационного внимания отведено партии, а 24,3% – фракции в Государственной Думе.

     Подобным  образом складывается ситуация в отношении ЛДПР (10,7% против 16,2%) и «Справедливой России» (11,3% против 16,7%).

     Приведённые показатели индицируют специфику заполнения информационного пространства заметным образом влияющую на формирование политических стереотипов граждан, которым свойственно ассоциировать «Единую Россию» с политической партией, активно «помогающей людям», а оппозиционные силы – с аппаратом чиновников, стремящихся лишь обеспечить собственное благополучное существование. 

     3. Совокупные информационно-политические  индексы, характеризующие  деятельность думских  партий и их  парламентских фракций

     Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл.3) 

Таблица 3

Структура информационного  пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (июнь 2010 г.)

Партия Июнь 2010 года Май 2010 года II квартал (апрель – июнь) 2009 года
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия  и фракция "Единая Россия" 6056 53,7 5291 50,3    15229 43
Партия  и фракция КПРФ 2435 21,6 2777 26,4    10425 29
Партия  и фракция ЛДПР 1358 12,1 1185 11,3    5295 15
Партия  и фракция «Справедливая  Россия» 1423 12,6 1265 12    4732 13

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»  

     Совокупные  показатели июня 2010 года отражают стабильное доминирование «Единой России» над КПРФ и другими партиями и свидетельствуют об удержании эсерами превосходства над жириновцами, приобретённого в мае 2010 года.

     Согласно  полученным данным, в сравнении с  предшествующим месяцем июньские рейтинги «Единой России» вполне ощутимо выросли – на 3,4%, «Справедливой России» и ЛДПР же увеличились несущественно – на 0,6% и 0,8% соответственно.

     Негативная  же динамика прослеживается только у коммунистов, чьи партийные и фракционные индексы резко пошли вниз, в совокупности – 21,6%, что на 4,8% меньше уровня мая 2010 года.

     На  гр.3 представлена динамика изменения  доли публикаций о думских партиях  и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве в мае – июне 2010 года, что обобщает и наглядно демонстрирует выше обозначенные направления трансформации медиа-потока и перегруппировки сил. 

График 2 

Динамика  изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве в мае – июне 2010 года

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Некоторые выводы

     На  основе проведённого исследования можно сделать вывод, что по-прежнему самой широко освещаемой в информационном пространстве партией является «Единая Россия», продолжившая в июне 2010 года реализацию стратегической линии по укреплению своего лидерства в политической системе общества, что отразилось на существенном росте её информационной активности по всем анализируемым показателям (в среднем – на 2,5%).

     Активное  освещение СМИ деятельности партии власти во многом объяснимо попытками  правящего режима всеми имеющимися ресурсами не допустить падения  его авторитета и электоральной поддержки, перспективы которого обозначились в ходе весенней «волны» народного протеста, а также на региональных и муниципальных выборах, состоявшихся во II квартале 2010 года.

     Первый  летний месяц ознаменовалась существенным падением информационных показателей КПРФ по всем рассматриваемым параметрам, в среднем на 4,4%, что стало следствием не только снижения активности коммунистов, но и более продуманной и планомерной реализации медиа-сообществом установки на замалчивание информации о деятельности Компартии и преимущественное распространение сюжетов, в которых превалирует негативная тональность освещения данной политической группы.

     Немного расширилось пространство информационного поля, отведённого ЛДПР, присутствие в СМИ которой увеличилось по фракционным и совокупным показателям и осталось на уровне предыдущего месяца по партийным, однако статус третьей силы медиа-пространства вернуть ей не удалось.

     «Справедливая Россия» демонстрирует лёгкий рост по всем параметрам, в масштабах 0,6%, что обеспечило ей удержание превосходства над ЛДПР, достигнутого в мае 2010 года.

     Оценивая  динамику «переформатирования» партийного информационного пространства, можно  отметить следующие его ключевые направления:

  • сохраняются два  информационных полюса  в лице «Единой России» и КПРФ;
  • «Справедливая Россия» закрепила за собой положение третьей партии в медиа-потоке, окончательно вытеснив ЛДПР с данной позиции;
  • партия власти продолжает эффективно использовать имеющиеся у неё ресурсы для ещё большего доминирования в информационном пространстве: чем больше в обществе критика «Единой России» и существеннее поддержка КПРФ, тем активнее и агрессивнее информационные поводы для постоянного наращивания представленности в СМИ партии парламентского большинства;
  • «властная вертикаль» всё активнее использует информационные ресурсы для формирования политических стереотипов граждан, в соответствии с которыми «Единая Россия» воспринимается как «реальная» партия, «активно помогающая людям», а оппозиция – как чиновничий аппарат, заинтересованный лишь в сохранении приобретённого статуса и личного благосостояния;
  • реализация ФЗ  «О гарантиях равенства  парламентских партий  при освещении  их деятельности  государственными  общедоступными телеканалами и радиоканалами» не приводит к ограничению информационной монополии партии парламентского большинства.
 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Клюева А.Н., зав.сектором ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.