Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: 21-30 июня 2010 года

 Об  активности думских  партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным  количественным и  качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.

Отдел по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2010-07-28 13:20

     На  основании контент-анализа публикаций 4369 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.

     В аналитическую модель включён контент  материалов СМИ о деятельности думских  партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

     1. Информационные индексы  думских партий

     Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы  «Медиалогия» позволил выявить следующую  структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (табл.1).

     Таблица 1

Структура информационного  пространства, в котором действуют думские политические партии (21-30 июня 2010 г.)

  21-30 июня 2010 года 1-10 июня 2010 года 11-20 июня 2010 года
Партия Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия "Единая Россия" 1725 58,3 1901 55,6 1271 58
Партия  КПРФ 611 20,7 746 21,8 421 19,2
Партия  ЛДПР 268 9,1 409 12 243 11,1
Партия  «Справедливая Россия» 352 11,9 363 10,6 257 11,7

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Данные таблицы, составленные по итогам третьей декады июня 2010 года, демонстрируют сохранение и приумножение лидерства в общепартийном медиа-потоке «Единой Россией», за которой неотступно следует КПРФ. «Баланс сил» в связке ЛДПР – «Справедливая Россия» стабилизировался: эсеры окончательно разгромили либерал-демократов и сохранили за собой статус третьей силы информационного пространства.

     Анализируемый период ознаменовался значительным ростом количества сообщений о деятельности рассматриваемых политических сил в сравнении с масштабами их присутствия в СМИ в период 11-20 июня 2010 года, тем не менее, уровня начала месяца достигнуто не было.

     В третьей декаде июня «Единая Россия» продолжила наращивать процентную долю в общепартийном медиа-потоке с 58% до 58,3%, чему способствовало обилие информационных поводов, среди наиболее ярких можно выделить:

  • совещание президента России Д.А.Медведева с лидерами парламентских партий, в котором от лица партии власти приняли участие Б.В.Грызлов и В.В.Володин;
  • скандальный законопроект, внесённый в Госдуму представителями «Единой России», ужесточающий контроль за посещаемостью народными избранниками пленарных заседаний;
  • учреждение решением президиума Генсовета «Единой России» специальных региональных комиссий, в сферу компетенции которых вошла выработка предложений по вопросу повышения эффективности уставной деятельности со стороны Иркутской и Тверской областей, регионов, ставших главным «эпицентром» распространения тенденции падения авторитета партии власти;
  • подготовка к избирательной кампании 10 октября, в частности, проведение праймериз в ряде российских регионов, а также активизация деятельности по дискредитации политических оппонентов;
  • общественные дискуссии о возможности перенесения федеральной кампании по выборам Госдумы VI созыва с декабря на март либо октябрь 2011 года…

     Позиции «Справедливой России» продолжили укрепляться: 11,9% за третью декаду июня вместо 11,7% – за вторую, что обеспечило стабильность достигнутой в предыдущий период победы в противостоянии с либерал-демократами, в чьих показателях прослеживается негативная динамика (9,1% против 11,1% в период с 11 по 20 июня).

     В степени представленности в информационном пространстве КПРФ после уверенного «пике» во второй декаде июня (19,2%) наметился существенный рост – 20,7%, что стало логичным следствием активизации внутрипартийной жизни коммунистов. Среди наиболее ярких событий анализируемого периода отмечаются:

  • Всероссийская акция протеста в поддержку военнослужащих и военных пенсионеров, организаторами которой выступили КПРФ, «Союз советских офицеров» и движение «В поддержку армии» (24 июня 2010 года);
  • реализация принятого Президиумом ЦК КПРФ курса на ужесточение борьбы с нарушениями внутрипартийной дисциплины региональными отделениями партии;
  • общественное обсуждение перспективы вступления в «Единую Россию» новоизбранного мэра Иркутска Виктора Кондрашова, шедшего на выборы под знамёнами КПРФ;
  • подготовка к осеннему выборному сезону;
  • отголоски постепенно затухающего социального протеста в некоторых российских регионах, организатором которого выступает КПРФ;
  • дискуссии вокруг «Катынского дела», курируемого В.И.Илюхиным…

     В данном контексте налицо сохранение «установки» СМИ на замалчивание информации, посвящённой деятельности КПРФ и ограничивающейся, в большинстве случаев, сюжетам, нацеленными на подрыв доверия избирателей и препятствующими росту популярности коммунистов в российском обществе. 

     2. Информационные индексы  думских фракций парламентских партий

     Деятельность  фракций Государственной Думы дает каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.

     Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить  также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (табл.2).

Таблица 2

Структура информационного  пространства,

в котором действуют  думские фракции  парламентских партии (21-30 июня 2010 г.)

  21-30 июня 2010 года 1-10 июня 2010 года 11-20 июня 2010 года
Партия Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
"Единая  Россия" (фракция) 410 43,1 451 44,2 298 40,7
КПРФ (фракция) 243 25,5 233 22,8 181 24,7
ЛДПР (фракция) 150 15,8 174 17,1 114 15,5
"Справедливая  Россия" (фракция) 149 15,6 162 15,9 140 19,1

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»  

     Специфика заполненности информационного поля в период с 21 по 30 июня для фракционной составляющей парламентских политических сил сводится к укреплению позиций КПРФ, ЛДПР и «Единой России» и существенному падению депутатской активности представителей «Справедливой России».

     Рост показателей КПРФ (25,5% вместо 24,7% декадой ранее) обусловлен рядом ярких выступлений представителей данной политической группы с парламентской трибуны.

     Стремятся максимально использовать думские возможности и либерал-демократы, активно участвующие в обсуждениях законопроектов, что отразилось на росте их показателей: 15,8% против 15,5%  во второй декаде июня.

     Подобная  тенденция свойственна и для  «Единой России», которая после небольшого снижения показателей во второй декаде вновь активизировала свою деятельность в третьей: в итоге – 43,1% против 40,7% в предыдущий десятидневный период.

     Индексы «Справедливой России», напротив, демонстрируют негативную динамику: 15,6% за период с 21 по 30 июня, 19,1% – 11-20 июня.

     Особый исследовательский интерес представляет анализ соотношения медиа-активности партий и их думских фракций (гр.1), что в значительной степени объясняет природу политических партий и приоритетные направления их деятельности. 

График 1

Соотношение медиа-активности парламентских  партий и их думских  фракций за 21-30 июня 2010 года

Примечание: Составлено ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Графически  представленные данные наглядно индицируют конфигурацию информационного пространства: в третьей декаде июня 2010 года в соотношении информации о думской деятельности и общепартийной работе у «Единой России» фиксируется существенное преобладание последней (58,3% над 43,1%), противоположная ситуация – у КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

     Необходимо отметить, что если прежде у коммунистов уровень депутатской активности несущественно превосходил партийную, то за анализируемый этап данная тенденция была нарушена: 20,7% информационного внимания отведено партии, а 25,5% – фракции в Государственной Думе.

     Подобным  образом складывается ситуация в отношении ЛДПР (9,1% против 15,8%) и «Справедливой России» (11,9% против 15,6%).

     Приведённые показатели индицируют специфику заполнения информационного пространства, заметным образом влияющую на формирование политических стереотипов граждан, которым свойственно ассоциировать «Единую Россию» с политической партией, активно «помогающей людям», а оппозиционные силы – с аппаратом чиновников, стремящихся лишь обеспечить собственное благополучное существование. 

     3. Совокупные информационно-политические  индексы, характеризующие  деятельность думских партий и их парламентских фракций

     Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл.3) 

Таблица 3

Структура информационного  пространства, в котором  действуют думские  партии и их парламентские  фракции (21-30 июня 2010 г.)

  21-30 июня 2010 года 1-10 июня 2010 года 11-20 июня 2010 года
Партия Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия  и фракция "Единая Россия" 2135 54,6 2352 53 1569 53,6
Партия  и фракция КПРФ 854 21,9 979 22,1 602 20,6
Партия  и фракция ЛДПР 418 10,7 583 13,1 357 12,2
Партия  и фракция «Справедливая  Россия» 501 12,8 525 11,8 397 13,6

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Совокупные  показатели 21-30 июня 2010 года отражают стабильное доминирование «Единой России» над КПРФ и другими партиями и свидетельствуют об удержании эсерами превосходства над жириновцами, приобретённого во второй декаде июня 2010 года.

     Согласно  полученным данным, в сравнении с  периодом 11-20 июня 2010 года, в третьей декаде первого летнего месяца рейтинги «Справедливой России» подросли несущественно – на 0,8%, а КПРФ и «Единой России» вполне ощутимо – на 1,3% и 1% соответственно.

     В положении же либерал-демократов прослеживается нисходящая тенденция, выразившаяся в падении индексов с 12,2% до 10,7%.

     На  гр.3 представлена динамика изменения  доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве в первой – третьей декадах июня 2010 года, что обобщает и наглядно демонстрирует выше обозначенные направления трансформации медиа-потока и перегруппировки сил. 

График 3 

Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве в первой – третьей декадах июня 2010 года

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Некоторые выводы

     На  основе проведённого исследования можно сделать вывод, что по-прежнему самой широко освещаемой в информационном пространстве партией является «Единая Россия», продолжившая в третьей декаде июня 2010 года реализацию стратегической линии по укреплению своего лидерства в политической системе общества, что отразилось на существенном росте её информационной активности по всем анализируемым показателям (в среднем – на 1,2%).

     Активное  освещение СМИ деятельности партии власти во многом объяснимо попытками правящего режима всеми имеющимися ресурсами не допустить падения его авторитета и электоральной поддержки, перспективы которого обозначились в ходе весенней «волны» народного протеста, а также на региональных и муниципальных выборах, состоявшихся во II квартале 2010 года.

     Третья декада июня ознаменовалась существенным ростом показателей КПРФ по всем рассматриваемым параметрам после ухода «в тень» в период с 11 по 20 июня 2010 года, однако к уровню начала месяца вернуться не удалось. Налицо сохранение установки медиа-сообщества на преднамеренное замалчивание информации о деятельности коммунистов и преобладание сюжетов, в которых превалирует негативная тональность освещения данной политической группы.

     Значительно сократилось пространство информационного поля, отведённого ЛДПР, присутствие в СМИ которой уменьшилось по партийным и совокупным  показателям, что окончательно лишило её статуса третьей партии в медиа-пространстве, приобретённого в начале месяца.

     «Справедливая Россия» демонстрирует небольшое падение по фракционным и совокупным параметрам, что, тем не менее, не привело к утрате ею доминирующего положение в «схватке» с ЛДПР.

     Оценивая  динамику «переформатирования» партийного информационного пространства, можно  отметить следующие его ключевые направления:

  • сохраняются два  информационных полюса  в лице «Единой России» и КПРФ;
  • «Справедливая Россия» закрепила за собой положение третьей партии в медиа-потоке, окончательно вытеснив ЛДПР с данной позиции;
  • партия власти продолжает эффективно использовать имеющиеся у неё ресурсы для ещё большего доминирования в информационном пространстве: чем больше в обществе критика «Единой России» и существеннее поддержка КПРФ, тем активнее и агрессивнее информационные поводы для постоянного наращивания представленности в СМИ партии парламентского большинства;
  • «властная вертикаль» всё активнее использует информационные ресурсы для формирования политических стереотипов граждан, в соответствии с которыми «Единая Россия» воспринимается как «реальная» партия, «активно помогающая людям», а оппозиция – как чиновничий аппарат, заинтересованный лишь в сохранении приобретённого статуса и личного благосостояния;
  • реализация ФЗ  «О гарантиях равенства  парламентских партий  при освещении  их деятельности  государственными  общедоступными телеканалами и радиоканалами» не приводит к ограничению информационной монополии партии парламентского большинства.
 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Клюева А.Н., зав.сектором ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.