Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Депутат-коммунист Свердловской областной думы Андрей Альшевских о музее мотоциклов в Ирбите

Мотоциклетной столицей Урала небольшой городок Ирбит стал в советские годы. Более пятидесяти лет здесь выпускали «железных коней», знаменитых в СССР и десятках стран мира. Культ этих машин был в каждом доме, в каждой семье.

А.Альшевских.
2010-07-27 12:20

В комментариях к постам в ЖЖ меня несколько раз спрашивали: «Правда ли, что советские мотоциклы – калька с немецких?» В музее информацию подтверждают. В 1939 году Гитлер начал военные действия в Европе. Руководство Красной армии проанализировало причины успеха. Оказалось, у немцев имелись воинские части, состоящие из танков, бронемашин и младшего звена – мотоциклов. Не только двухколесного типа, но и трехколесных с боковым прицепом. Командование решило создавать такие же механизированные соединения. Благо, в СССР уже имелись танки «КВ1», «КВ2» и бронемашины. Единственное, в отдельном виде не существовало мотопромышленности. Специалисты заявили сразу, что от разработки конструкции тяжелого мотоцикла, на который можно будет установить пулемет, до ее воплощения в жизнь после всех испытаний, доводок требовалось пять лет. Минимум. Из-за нехватки времени власти приказали скопировать один из образцов мировой промышленности. Для этого в Москву свезли тяжелые мотоциклы из разных стран и провели испытания. Лучшей признали модель BMW Р-71. Ее взяли за основу и воспроизвели на Московском мотозаводе.

Первые образцы, названные «М-72», вышли с конвейера в мае 1941 года.

А в июне началась война. Немцы постепенно приближались к столице. Поэтому 21 октября Государственный комитет обороны подписал указ об эвакуации московского мотопроизводства в Ирбит. Первый эшелон прибыл сюда в ноябре 1941 года. А уже 25 февраля 1942 года на фронт отправилась первая партия мотоциклов.

Всего за годы войны здесь выпустили десять тысяч «мотомашин». C 1955 года ИМЗ переходит на мирную продукцию. После войны, чтобы быть в курсе западных достижений, завод продолжал закупать различные образцы. Формировалась своеобразная творческая лаборатория. Она базировалась в отделе главного конструктора. Любой мастер мог подойти, разобрать, собрать понравившийся мотоцикл. Испытатели проводили свои эксперименты. Когда машин стало больше, для них выделили отдельное помещение и условно назвали музеем.

В конце девяностых годов Александр Буланов заведовал на ИМЗ демонстрационным залом с коллекцией.

Когда началась частая смена хозяев предприятия, у нерадивых собственников появилось желание продать мотоциклы. Мужчина встал поперек «богатых господ». Обращался в администрацию города, подключал прокуратуру и ФСБ, отправлял письма губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю и председателю областного правительства Алексею Воробьеву. Пригласил даже экспертов из Московского политехнического музея. Те заключили, что коллекция имеет не только национальное, но и мировое значение. После этого власти вмешались. Для посетителей музей открылся 25 июня 2004 года.

Сейчас экспонаты Ирбитского музея представлены в нескольких разделах: довоенная техника, зарубежные мотоциклы ведущих фирм, экспериментальные модели ирбитских инженеров. В фондах – около 120 мотоциклов. О каждом экскурсоводы могут рассказывать очень долго.

Впечатляет Harley-Davidson 1942 годы выпуска, который поставлялся к нам в годы II мировой войны по ленд-лизу. У английского Vincent-HRD 1939 года отсутствует силовая рама, а ее функции выполняет V-образный двигатель.

Из раритетов имеются также BMW R-12 и BMW R-71 – тот, который стал прототипом русского тяжелого мотоцикла.

Иностранный парк послевоенной поры состоит из японских Honda и Yamaha, американского Harley-Davidson, английских Royal Enfield, Norton, BSA, Ariel, AJS, немецких BMW, HSU, Zundapp, итальянских Ducati, Gillera, Moto-Guzzi.

Среди собственных уральских разработок – классический ряд «Уралов» советской эпохи, модель «М-64», имеющая хребтовую раму, а не дуплексную, как у всех «Уралов», «трехмиллионник» 1993 года выпуска.

А этот мотоцикл в 1995 году для цирковых номеров заказал на заводе Юрий Никулин.

В музей я заходил не только посмотреть коллекцию.

Уже несколько лет директор борется за новое здание. Буланов пытается превратить свое детище в настоящий технопарк с соответствующей инфраструктурой. Во-первых, выставить все 120 мотоциклов, а не 40 как сейчас.

 

Во-вторых, сделать экспозиции интерактивными. Открыть мастерскую конструктора, где каждый посетитель мог бы собрать мотоцикл своими руками, обкатать его на производственном стенде, испытать на специальной трассе. Создать видеозал, детский игровой зал. Проект и прочая разрешительная документация уже готовы. Посмотрите, это макет нового музея.

 

В 2008 году областное правительство собиралось выделить необходимую сумму на строительство отдельного здания для музея. Однако в кризисный год проект заморозили. Никаких подвижек нет до сих пор. Недавно Александр Буланов обращался в нашу фракцию в Заксобрании. Мы направили запрос от всех депутатов Анатолию Гредину, председателю правительства. Первый короткий ответ не внушает оптимизма. Деньги будут выделяться в первую очередь на «завершение объектов высокой степени готовности и продолжение строительства переходящих объектов». Но осенью, обещаю, что снова вернемся к вопросу, когда станем формировать бюджет на 2011 год.

Ну а в Ирбитский музей мотоциклов советую съездить всем.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.