Лидер коммунистов Подмосковья Николай Васильев: работаем во благо людей
На минувшей неделе завершила свою работу очередная сессия Московской областной Думы. Напомню, что согласно Уставу Московской области областной парламент состоит из 50 депутатов. По результатам выборов 2007 года, впервые проходивших по партийным спискам, в Московской областной Думе IV созыва сформированы три депутатских объединения. «Единая Россия» - 33 депутата, фракция КПРФ - 12 депутатов (24%), фракция «Справедливая Россия - 5 депутатов (10%).
Если говорить о работе Московской областной Думы (далее - Дума) языком «сухих цифр», то в первом полугодии 2010 года было проведено 21 заседание Думы, на которых рассмотрено 456 вопросов, принято 171 решение и 259 постановлений. Рассмотрено 98 проектов законов Московской области, из них принято 84 закона, одобрено 3 законопроекта, принято за основу 7, отклонено 2.
Проведено 21 заседание фракции, на которых рассматривались вопросы текущей повестки дня Думы, отношение к проектам федеральных законов, а также актуальные вопросы общественно-политической жизни страны и внепарламентской деятельности депутатов фракции КПРФ.
Работа депутатов фракции в Думе над проектами законов Московской области ведется в профильных комитетах, рабочих группах и на пленарных заседаниях Думы. Депутаты-коммунисты представлены во всех десяти отраслевых комитетах, хотя большинство голосов там - у «партии власти».
Основные вопросы законотворческой деятельности обсуждаются еженедельно на Совете Думы, в который входят председатель Думы, его заместители, руководители фракций. В работе Совета Думы участвуют также представители губернатора Московской области в Думе.
Субъектами права законодательной инициативы в первом полугодии 2010 года в Думу внесено 109 проектов законов Московской области, в том числе: комитетами Думы - 41 (37,6%); губернатором Московской области - 27 (25,7%); представительными органами муниципальных образований Московской области - 20 (19,3%).
Наибольший удельный вес в законотворческой деятельности 2010 года занимают проекты законов об органах государственной власти Московской области, о выборах, референдуме, о местном самоуправлении, о государственной и муниципальной службе, об административно-территориальном устройстве (уточнение границ муниципальных образований) Московской области. На этот блок законов приходится около 45% от общего числа рассмотренных. Сюда же относятся законопроекты по обеспечению избирательных прав граждан в плане реализации положений послания Президента РФ Федеральному Собранию.
Значительное место (более 20%) занимает блок законов в сфере бюджетной и налоговой политики, правового обеспечения финансово-экономической сферы и межбюджетного регулирования. Сюда входят вопросы формирования и изменения бюджета Московской области, управления собственностью, расширения налогооблагаемой базы, а также обеспечение формирования бюджетов муниципальных образований. Следуя логике обращения Президиума ЦК КПРФ «Путь России - вперед, к социализму», фракция КПРФ в Думе по принципиальным соображениям голосовала против проектов бюджета Московской области на текущий год, внесенных правительством и министерством финансов Московской области. Однако законопроекты о внесении изменений в бюджет, связанные с улучшением его социальной направленности, поддерживаются фракцией КПРФ.
В сфере социальной политики продолжалась работа по уточнению адресного подхода при определении мер социальной поддержки наиболее обездоленных групп населения, сокращению безработицы, созданию дополнительных рабочих мест, повышению социальной ответственности работодателей. Усилиями фракции КПРФ и наших сторонников, а также протестными действиями удалось добиться сохранения льгот при проезде подмосковных льготников на общественном транспорте в Московской области и городе Москве
В год 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне был принят ряд дополнительных мер по социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны. Среди принятых законов можно отметить Закон Московской области № 48/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области». Он касается инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», имеющих место жительства в Московской области, численность которых в настоящее время составляет почти 34 тысячи человек. Закон предусматривает предоставление за счет средств бюджета Московской области с 1 мая 2010 года мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50% платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения и 50% стоимости коммунальных услуг в пределах нормативов их потребления в дополнение к аналогичным мерам социальной поддержки, установленным на федеральном уровне (50%). Дополнительная потребность средств из бюджета Московской области до конца текущего года составит около 200 млн рублей.
Закон Московской области № 71/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» предусматривает льготу в виде 50%-ной скидки от действующего тарифа при оплате проезда железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (за исключением скоростных поездов повышенной комфортности) на железнодорожных станциях, находящихся на территории Московской области, в течение учебного года с 1 сентября по 15 июня ежегодно для обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
Решение задач в сферах, ориентированных на будущее Подмосковья, - это законопроекты в сфере образования, молодежной политики, поддержка института семьи и одаренной молодежи и т.д.
Была продолжена работа и по другим актуальным проблемам во всех сферах правового регулирования, отнесенных к полномочиям Московской областной Думы (законодательство в сфере промышленности, ЖКХ, строительства, транспорта, торговли, информатизации, аграрной политики, землепользования, природных ресурсов, экологии и т.д.).
Если говорить о взаимодействии Думы с федеральными органами законодательной власти, то здесь складывается такая картина. По состоянию на 1 июля 2010 года на рассмотрении Госдумы Федерального Собрания РФ находится 12 законодательных инициатив областной Думы. В январе-июне 2010 года в порядке законодательной инициативы на рассмотрение Госдумы Дума внесла 4 проекта федеральных законов. Отклонены Госдумой (в 1-м чтении) ранее внесенные Думой проекты двух федеральных законов:
№ 268499-5 «О внесении изменения в статью 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (по вопросу досрочного сложения полномочий депутатом представительного органа муниципального образования);
№ 312427-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в части уточнения порядка и сроков проведения публичных мероприятий).
За шесть месяцев 2010 года с учетом законопроектов, поступивших в конце 2009 года, на заседаниях Думы рассмотрено 219 федеральных законопроектов, их них поддержано 157, не поддержано 61.
При выработке отношения фракции КПРФ к проектам федеральных законов, поступающих в областную Думу на отзыв из Госдумы РФ по предметам совместного ведения, депутаты следуют логике «депутатской вертикали» партии, находящейся в оппозиции. Если законопроекты, внесенные депутатами фракции КПРФ в Госдуме, не находят поддержки в комитетах Мособлдумы, где большинство имеют депутаты «Единой России», то решением фракции проекты постановлений по законопроектам КПРФ выносятся на отдельное голосование из общего блока федеральных законопроектов и коммунисты могут отстаивать свою позицию на заседании Думы. Так, например, было при обсуждении законопроекта, внесенного фракцией КПРФ в Госдуме, об отказе от «плоской шкалы» и введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц.
Что касается работы депутатов фракции вне стен Думы, то она в основном проводится в закрепленных за ними территориальных округах. Встречи с избирателями, администрацией, руководителями учреждений и предприятий содействуют решению проблем конкретных районов. В муниципальных образованиях области работают приемные депутатов Думы.
Депутаты фракции КПРФ оказывают правовую, методическую и организационно-техническую помощь кандидатам от КПРФ при проведении выборов глав администраций и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области. Результаты прошедших в марте выборов показывают рост влияния КПРФ в стране и регионе. Достаточно сказать, что представители 46 районных и городских организаций КПРФ являются депутатами местных Советов. В 12 районах и городских округах и 21 городском и сельском поселении созданы фракции и группы депутатов-коммунистов. Важным событием в жизни фракции КПРФ и областной парторганизации явилось совещание депутатов, представляющих КПРФ в органах власти Подмосковья, на котором коммунисты учредили Координационный Совет депутатов Московской области.
Члены фракции КПРФ принимают участие в мероприятиях, проводимых Госдумой РФ, отраслевых семинарах, работе координационных советов профильных министерств, «круглых столах», семинарах-совещаниях, а также активно представляют КПРФ в областных средствах массовой информации.
К числу положительных перемен следует отнести некоторое улучшение доступа партий, представленных в областном парламенте, к электронным средствам массовой информации. Примером этого становятся неоднократные выступления членов руководства МК КПРФ и фракции КПРФ в форме диалога с представителями других фракции Мособлдумы в прямом эфире телеканала «Подмосковье» в программе «Законный интерес» и др.
Активизировалось освещение работы фракции КПРФ на выделенной для нас странице официального сайта Мособлдумы, где за истекшее полугодие размещено около 40 информационных материалов.
Мы сознаем, что к фракции КПРФ есть немало вопросов, связанных с необходимостью активизации работы по выдвижению законодательных инициатив, как на областном, так и на федеральном уровне. Хочу заверить коммунистов области, наших избирателей и сторонников, что депутаты и сотрудники фракции КПРФ с учетом реального соотношения сил в областном парламенте будут делать все от них зависящее, чтобы достойно отстаивать интересы людей труда, защищать их гражданские и социальные права и делать все возможное для улучшения жизни населения Подмосковья. Опыт, приобретенный нами за это время, подключение интеллектуальных и организационно-правовых резервов партии дают основания считать, что депутаты-коммунисты справятся с поставленными задачами.
Николай Васильев,
первый секретарь МК КПРФ,
руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме.