Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

А.В. Багаряков: Внешэкономбанк – под правительственный контроль!

Депутат фракции КПРФ в Госдуме А.В. Багаряков выступил на пленарном заседании Государственной Думы 9 июня 2010 года по вопросу «О внесении изменений в Федеральный закон «О банке развития» (в части создания дополнительных механизмов контроля за деятельностью государственной корпорации "Внешэкономбанк")

Kprf.ru.
2010-06-16 20:31

 

- Уважаемые коллеги.

В ноябре прошлого года мною был внесен законопроект, направленный на совершенствование государственного контроля за деятельностью госкорпорации  Внешэкономбанк.

Тема повышения прозрачности в деятельности государственных корпораций и оценки их эффективности неоднократно поднималась Президентом страны Дмитрием Медведевым как в Бюджетном послании, так и в Послании Федеральному Собранию. Наш закон полностью соответствует указанной концепции.

В настоящее время оценка эффективности использования финансовых ресурсов Внешэкономбанком зачастую затруднена ввиду высокой степени непрозрачности в его деятельности.

Законом вводится практика ежегодного отчета Внешэкономбанка перед Государственной Думой. Госдума назначает и освобождает от должности председателя Внешэкономбанка, а также может досрочно прекратить его полномочия на основании рассмотрения годового отчета госкорпорации.  Также предлагается изменить порядок формирования состава наблюдательного совета Внешэкономбанка, с включением двух представителей Государственной Думы, двух представителей Совета Федерации, и одного представителя Счетной палаты Российской Федерации.

В заключении Комитета Государственной Думы по финансовому рынку на законопроект утверждается, что предлагаемые законопроектом изменения не являются обоснованными ввиду того, что прозрачность деятельности Внешэкономбанка находится на достаточном уровне.  Давайте посмотрим, так ли это на самом деле.

Государство внесло в уставный капитал Внешэкономбанка в общей сложности 383,5 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета. Внешэкономбанк, будучи агентом Правительства, играет важную роль в антикризисных мерах.

Решением Правительства в октябре 2008 года на депозит Внешэкономбанка были размещены средства Фонда Национального Благосостояния в размере 175 млрд. рублей для поддержки фондового рынка. Поддерживать фондовый рынок, направляя туда государственные деньги – абсурдная идея, до которой не додумалось больше ни одно Правительство в мире. Мы всегда твердим о рынке, но чиновники словно забыли о принципах ценообразования. Нельзя навязать цену, она формируется рыночным способом.

Увидев все эти движения с государственными средствами, мы решили разобраться, в чем же здесь смысл для интересов страны и государственного бюджета, и мною 23 декабря 2008 года был направлен депутатский запрос на имя главы Внешэкономбанка с просьбой раскрыть информацию об инвестировании указанных средств на фондовом рынке.

Через месяц пришел ответ, цитирую, “В ответ на Ваш запрос сообщаем, что государственная корпорация “Внешэкономбанк” не относится к перечисленным в законе “О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” органам, в которые депутат Государственной Думы вправе направить запрос”.

Вот такая замечательная политика прозрачности у государственного Внешэкономбанка.

Спустя несколько месяцев, подтверждая обоснованность наших претензий, сам Президент страны раскритиковал идею инвестирования государственных средств на фондовом рынке.

Далее, на основании закона 173-ФЗ от 13 октября 2008 года Внешэкономбанку было выделено из Фонда национального благосостояния 410 млрд. рублей, которые были направлены государственной корпорацией на выдачу субординированных кредитов банкам. Были введены требования к кредитованию банками-заемщиками реального сектора экономики по ставке не выше ставки рефинансирования ЦБ плюс 3 процентных пункта.

Как выполняются эти условия сегодня, мы, к сожалению, проверить не можем по обозначенным выше причинам. Однако у нас есть данные отчета Правительства в сравнении четвертого квартала 2009 года и первого квартала 2010 года, откуда видно, что объем кредитов российскому бизнесу, выданных банками, получившими субординированные кредиты, сократился на 41%. Для сравнения, банки, не получившие кредит от ВЭБа, сократили кредитование всего на 15%, то есть втрое меньше. При этом кредит малому и среднему бизнесу банки, получившие госсредства, сократили практически вдвое, а прочие банки, напротив, увеличили на 35%. Вот как сильно они заботятся о российской экономике, получив от государства деньги на эти цели. Комментарии, как говорится, излишни.

Также Банком развития проводились мероприятия по предупреждению банкротства Связь-банка и банка ГЛОБЭКС. Стоимость этих процедур составила почти 200 млрд. рублей. В годовом отчете Правительства вся информация о санации банка ГЛОБЭКС уместилась в десяток слов: “объем средств, предоставленных в целях финансового оздоровления Глобэксбанка, составил 87 млрд. рублей”. Представляете, потратили 87 миллиардов, не сказав ни слова о направлении расходования этих средств.

А свежий квартальный отчет Правительства и вовсе умалчивает о мерах по оздоровлению этих двух банков. Действительно, кто вспомнит о потраченных двухстах миллиардах рублей через полгода!

Еще 40 млрд. рублей средств Фонда национального благосостояния Внешэкономбанк выделил Агентству по ипотечному жилищному кредитованию. Агентство не придумало ничего лучшего, как создать на государственные деньги свою страховую компанию с абсолютно непонятными целями и задачами, и теперь Госдуме приходится принимать обращения к Путину с просьбой эту компанию ликвидировать. Почему же Внешэкономбанк сразу не прописал направления использования этих средств? Может быть, помешало отсутствие представителя Госдумы в наблюдательном совете госкорпорации?

Также в соответствии с федеральным законом 173-ФЗ Внешэкономбанк рефинансировал иностранные кредиты некоторых компаний на сумму до 50 млрд. долларов.

Процитирую пункт 4 главы второй действующего Порядка реализации Государственной корпорацией “Внешэкономбанк” мер, предусмотренных статьями 1 и 2 закона 173-ФЗ. Там указано: “Общий объем Кредитных сделок с заемщиком или группой связанных заемщиков не должен превышать 2,5 млрд. долларов”. Данный порядок находится на сайте компании, любой может его посмотреть.

А теперь откроем последний отчет Правительства. В нем черным по белому написано, что Русал получил от ВЭБа 4,5 млрд. долларов. На каком основании был превышен кредитный лимит на одного заемщика, никто объяснить не может. Кстати, на этот факт уже обратила внимание Счетная палата.

Таким образом, в условиях, когда суммарный объем поданных на получение кредитного рефинансирования заявок составил свыше 27 млрд. долларов, фактически предоставлено кредитов было только на сумму 11,6 млрд. долларов, зато отдельные заемщики получили больше утвержденного лимита. Где же внятные и прозрачные критерии отбора компаний, определения кредитных лимитов?

Также на Внешэкономбанк была возложена ответственность за реализацию программы государственных гарантий. Отечественные предприятия отчаянно нуждались в кредитных ресурсах, которые банки были готовы выдать лишь при наличии четких госгарантий. На эти цели было зарезервировано 300 млрд. рублей. Тем не менее за полгода ни рубля выдано не было. В ситуацию, как у нас принято, пришлось вмешаться Президенту страны. В итоге механизм госгарантий был запущен лишь прошлой осенью, и на начало 2010 года фактически было предоставлено менее 100 млрд. рублей.

Если подвести черту и посчитать объем средств, прошедших через Внешэкономбанк, то получится сумма, сопоставимая с бюджетом Министерства обороны, и сегодня все это происходит без контроля со стороны парламента.

Есть возражения по поводу того, что Госдума получит право снимать с должность Председателя Внешэкономбанка. Недавно мы были свидетелями, как в Японии, проработав менее года, ушел в отставку премьер-министр, поскольку не смог сдержать свои предвыборные обещания. Вот пример мужественного поведения руководителя, который давал обещания, но не исполнил их.

В заключение отмечу еще один факт. Идет уже июнь месяц, а мы еще в глаза не видели отчета Внешэкономбанка за 2009 год. На нашу просьбу предоставить нам информацию никакой реакции не последовало. В результате, когда этот отчет выйдет, он уже перестанет быть актуальным, а информация в нем устареет. Так давайте не полагаться на милость Внешэкономбанка и примем, наконец, этот закон.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.