Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Пока жареный петух не клюнет. Заместитель Председателя ЦК КПРФ В.И.Кашин про законопроект о нормативах загазованности шахтных выработок

Пока жареный петух не клюнет

Пресс-служба фракции КПРФ
2010-05-24 20:02

(Выступление заместителя председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, заместителя Председателя ЦК КПРФ, академика РАСХН В.И.Кашина  на пленарном заседании Государственной Думы 21 мая 2010 года при обсуждении в первом чтении проекта федерального закона " О внесении изменений в федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля….")

 

Уважаемые коллеги!

Актуальность рассматриваемого законопроекта не вызывает сомнений. Да, действительно, загазованность шахтных выработок создает реальную угрозу жизни шахтеров и борьба с загазованностью, использование попутного газа при добыче угля сегодня требует, в том числе и законодательного подкрепления.

В этой связи хотелось бы отметить некоторую странность реакции на происходящее. Как говорится, пока жареный петух не клюнет, у нас тишь да благодать. Но как только совершается трагедия так повсеместно – и здесь, в Государственной Думе, и в правительстве начинаем проявлять невиданную активность, организуем проверки, вносим поправки в законы, ищем виновных в центре и на местах. Создается впечатление от сегодняшнего доклада представителя "Единой России", что основной причиной гибели людей является несовершенство закона. А раз так, то и отвечать за трагедию некому, ведь авторы законов, даже самых антинародных, неприкосновенны. Но разве основной закон страны - Конституция РФ - и международное право не обозначили главной ценностью государства жизнь человека? По какому такому закону можно играть человеческими жизнями ? В советское время, если случалось травмирование или, не дай бог, смертельный случай, ответственность наступала не только для первого лица, но и для всего коллектива. Коллектив снимался с социалистического соревнования, лишался премии и других льгот.

Вместе с тем мы должны понять, что на бумаге можно написать все что угодно. Вопрос в том, будут ли наши законодательные благие намерения выполняться? Могу с уверенностью прогнозировать - не будут, если не предпринять кардинальных мер по изменению сложившейся системы безответственности. Точно также как не выполняются приказы Ростехнадзора, изданные в 2007 году о запрете отработки пластов с газоносностью более 9 м куб на тонну и эксплуатации шахт без проведения дегазации с природной газоносностью более 9 м куб на тонну угля. Эти приказы были изданы, как всем известно, после аварий на ряде шахт (Ульяновская и Юбилейная ОАО "Южкузбассуголь"), в результате которых погибло 149 человек. Тогда тоже было много шума и всякого рода проверок, грозных указаний и т.д. Но аварии продолжаются. Нас потрясли последние аварии на шахтах "Алексеевская" и "Распадская". На шахте "Распадская" снова погибло 66 человек, 24 человека считаются пропавшими, хотя каждому понятно, что после 12 дней пребывания под землей в загазованной атмосфере, где бушует пожар, выжить невозможно. Все это наносит колоссальные материальные потери. Только аварией на Саяно-Шушенской ГЭС нанесен ущерб почти в 8 млрд. рублей. Но главное – человеческие жизни, потерю которых не восстановить никакими затратами.

Как показывает реальная практика, система обеспечения безопасности труда работает неэффективно, хотя казалось бы и контролирующих органов и законов у нас предостаточно. Число травм, аварий на производстве и число жертв не уменьшается, а наоборот растет. Об этом свидетельствует даже официальная статистика. В последние время в среднем в год совершается 13-15 аварий в нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, 14-17 -  в угольной отрасли, 10-12 - в химической, 7-9 - в горнорудной промышленности, 5-6 - в металлургической промышленности. Несмотря на то, что значительно сократилось в стране число действующих предприятий и производств, ежегодно травмируется от 60 до 90 тысяч человек. Погибает на производстве ежегодно 2,5-3,5 человек. Еще около 8 тысяч человек подвергаются отравлению и профессиональному заболеванию. Т.е. каждый год на производстве подвергается опасности жизнь примерно 100 тысяч человек. По численности пострадавших это большой город. Это на порядок больше по сравнению с советским временем.

На наш взгляд причины неблагополучного положения с охраной труда заключаются не столько в несовершенстве законодательства в этой сфере или системы в целом по обеспечению безопасности труда, сколько в социально-экономических условиях трудовой деятельности человека. Всплеск травматизма и гибели людей на производстве во многом определяется социально-экономическими обстоятельствами. Одно из главных из них – смена формы хозяйствования, когда на смену государству, как собственника, пришел частник. Зачастую это некомпетентные люди, подобно Чубайсу, главная цель которых – получение максимальной прибыли любой ценой, в том числе и за счет грубого нарушения существующих правил по технике безопасности. Нередко «хозяева» пытаются сэкономить на системах защиты, на запасных частях, на планово-предупредительных ремонтах и т.д. Сегодня в промышленности износ оборудования фактически достиг почти 70%. А это чревато новыми авариями и новыми человеческими жертвами. Сколько можно умываться кровью рабочего человека?

Существенно снизилась требовательность со стороны надзорных органов к надлежащему состоянию техники безопасности и охраны труда: надзорные органы начинают проявлять активность только тогда, кода трагедия уже случилась. Практически никто из владельцев предприятий, на которых произошли крупные аварии с человеческими жертвами, не привлечен к уголовной ответственности. В лучшем случае находят «козла отпущения», как это имеет место с директором шахты «Распадская», на которого и сваливается вся ответственность истинных виновников. Мыслимо ли дело, чтобы в России могли привлечь к ответственности за гибель людей кого-нибудь из олигархов, тем более такого как Абрамович, который, как оказалось, владеет почти 15% акций шахты «Распадская»? Или иностранных владельцев российских предприятий, которые и являются основными собственниками шахты «Распадская» и тысяч других предприятий в России?

Отстранившись от ответственности за происходящее на производстве, власть демонстрирует полное бессилие с наведением элементарного порядка. Тот же губернатор не может вмешиваться в действия владельцев предприятия, даже если он видит творимые безобразия. Особенно это ярко проявляется в поездках председателя правительства по местам аварий. Попытки свести всю совокупность проблем к материальным выплатам семьям пострадавших циничны по форме и по содержанию. Власть превратила рабочего в бесправного раба. Из него работодатель выжимает последние соки, вынуждая зачастую рисковать собственной жизнью ради копеечной заработной платы. Новое трудовое законодательство в виде Трудового кодекса, принятого депутатами «Единой России», практически лишило рабочего элементарной защиты, его в любой момент могут вышвырнуть на улицу, лишило возможности создавать рабочие независимые профсоюзы, отстаивать при их поддержке свое право на безопасный труд и достойную его оплату.

Сложившаяся ситуация требует не просто полиативных решений, предлагаемых рассматриваемым законопроектом. Нам необходимо серьезно задуматься, как изменить всю систему, изменить существующее положение в корне, как сделать, чтобы принимаемые нами законы работали. Сегодня требуется внести существенные поправки в Трудовой кодекс, восстановив права профсоюзов и наемных работников в части защиты рабочего от произвола работодателя, в создании безопасных условий труда, в достойной его оплате. Рабочие должны участвовать в управлении предприятием, для чего в трудовом законодательстве необходимо предусмотреть возможность создания Советов трудовых коллективов, деятельность которых была успешно апробирована в советское время. Ведь все это у нас уже было в советское время, и мы все хорошо это помним.

Необходимо внести поправки и в Уголовный кодекс РФ в части усиления ответственности всех причастных к той или иной аварии, повлекшей человеческие жертвы, невзирая на их гражданскую принадлежность или ранги.

Реальная жизнь и события все в большей мере доказывают, что частный владелец далеко не самый эффективный собственник как в обеспечении высокой продуктивности производства, так и в его безопасной организации. Сложившаяся ситуации сегодня требует серьезного обсуждения на самом высоком уровне вопроса о возврате в государственную собственность опасных производств и отраслей, таких как горнодобывающая, нефтегазовая и нефтеперерабатывающая, энергетика, металлургическая, машиностроительная и др. Необходимо прекратить всякие попытки приватизации в атомной промышленности пока не случился еще один Чернобыль. Главный контролирующий орган - Ростехнадзор необходимо преобразовать в самостоятельную организацию с непосредственным подчинением правительству Российской Федерации. Необходимо вывести из-под ведомственного управления и органы статистики. Восстановив вертикаль управления, мы добьемся того, что и законы будут нормально работать, и мы всегда будем иметь объективную информацию о состоянии дел, в том числе и в сфере обеспечения безопасности труда.

Созданная система безопасности труда в совокупности с отменой стандартов, обязательной сертификации и ограничением числа контрольных проверок соответствующими органами надзора, как бы по причине борьбы с коррупцией и чтобы не создавать неудобств для бизнеса, грозит новыми серьезными и масштабными авариями и несчастными случаями с человеческими жертвами. В этой системе жизнь работника никого не интересует, главное – удовлетворить хозяина, обеспечив ему спокойное существование и громадную прибыль. Такая система не имеет права на существование. Я ещё раз хочу сказать, если мы действительно задались целью защитить не просто кого-то абстрактно, а хотим действительно защитить, как и обязаны это делать как законодатели, человека труда, обеспечив его безопасность, давайте мы тогда сделаем рассматриваемый закон полнокровным, базовым, системным и таким образом дать возможность пойти дальше в работе нашим комитетам по промышленности, аграрным вопросам и социальному развитию. Т.е. сделать всё для того, чтобы, в конце концов, создать базовый закон о безопасности труда, вернуться ко многим вопросам безопасности труда не только через технические регламенты, но и через технические стандарты., через совершенствование системы сертификации и т.д.

Мы считаем необходимым провести парламентские слушания, "круглые столы" по всей вертикали представительных органов власти с широким участием представителей науки, производства, профсоюзов, контрольных органов и депутатов. Фракция КПРФ 6 июня 2010 года в Малом зале Государственной Думы проводит "круглый стол" по теме обеспечения безопасности труда и жизни граждан России. Приглашаем всех заинтересованных принять участие в обсуждении этой актуальной темы и надеемся, что общими усилиями мы справимся с решением этой проблемы.

Спасибо!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.