Б.С. Кашин: Прежде чем строить «город солнца», надо определить, какие задачи он будет решать
Пятиминутное выступление представителя фракции КПРФ депутата Б.С.Кашина на пленарном заседании Государственной Думы 19 марта 2010 г.
Фракция КПРФ проанализировала последние заявления из Кремля о намерении построить некоторое поселение – «город солнца», где по планам власти бурно расцветут наука и инновации. Мы вполне понимаем эмоциональную реакцию ученых нашей страны на эту инициативу. Казалось бы, идея благородная, что-то делать надо, и оценку Президента пути развития нашей экономики в последние годы как тупикового трудно оспорить. И хотя кредит доверия власти у ученых и инженеров практически исчерпан, кое-кто надеялся на начало реальных позитивных изменений в научной сфере. Но не тут-то было.
Читаем сообщение пресс-службы Кремля о совещании по вопросам создания в России современного центра исследований, на котором Президент и еще семь чиновников, не имеющих отношения к науке, определяют, где будет расположено это территориально обособленное поселение и как будет финансироваться его строительство. Только в конце ставится задача (цитирую Президента): «Ну и, наконец, нам нужно подумать о том, какие собственно функции, какие задачи будет решать соответствующий комплекс, какие задачи будут решаться в этом новом «городе солнца», в этом новом научном центре». Уже здесь мы видим переворот проблемы с ног на голову и приоритет формы по отношению к содержанию.
Как только такой текст прочитан, у российского гражданина возникает мысль, что хотят распилить очередную порцию бюджетных средств, зарыть в землю несколько миллиардов. Оснований для таких гипотез предостаточно. Вспомним правительственную программу 2006 года о создании в стране новых технопарков и миллиардах, закопанных в этой связи по России.
Читаем интервью Суркова газете «Ведомости». Когда способный пиарщик вдруг становится ответственным за вывод из кризиса науки еще недавно великой научной державы, то получается нечто похожее на сценарий фильма «День выборов» в редакции «День науки». Интересные декорации. Предусмотрена эксклюзивность, интернациональная космополитическая социальная среда, сверхсовременная архитектура и дизайн, повышение плотности высокоинтеллектуального населения и т.д.
За этими декорациями даже не скрывается заявленная Сурковым идея о реинтеграции бюрократии и бизнеса. Народ торжествует, узнав об улучшении отношений у этой трогательной парочки. И очевидно, что вся эта шумиха никак не остановит деградацию научных кадров, начавшуюся двадцать лет назад, после того как ученые оказались в статусе, сходном с положением индейцев в резервации.
Что будут делать в «городе солнца» предлагается уточнить позднее. Крупные корпорации должны придумать нужную для себя задачу, а государство ее оплатить при некотором участии этой же корпорации. Хитрый Чубайс на заседании комиссии по модернизации уже пытался подстелить соломку и заранее снять с корпораций ответственность в случае потери бюджетных средств. Короче говоря, выстраивается понятная многим схема распила. Подчеркну – никто не мешал государству, корпорациям привлекать науку для решения важнейших задач. Полно таких примеров, когда даже особых инвестиций не нужно. Зурабов проводил ущербную пенсионную реформу, отбиваясь от предложений КПРФ привлечь ученых для ее разработки. В результате создали проблему общегосударственного масштаба.
С уникальным опытом подъема науки в Советском Союзе Сурков разбирается без тени сомнения. Дело, по его мнению, в том, что «большевики … от страха нагромоздили сверхдержаву и … сделали Россию индустриальной страной». Ясно, что страх и алчность – это те мотивы, которые понятны Суркову. Но хоть бы почитал мемуары великих людей Запада и Востока, которые после Октябрьской революции стремились посетить Москву как самый передовой интеллектуальный центр.
В 2005 году администрация Президента, понимая, видимо, что толковых предложений от Министерства образования и науки получить невозможно, объявила открытый конкурс на лучший проект реформирования государственных академий наук, обязав при этом участников конкурса предусмотреть «создание механизмов общественного контроля». Жюри во главе с Сурковым победителем признало одиозный проект, который даже печатать не решились. Но все-таки мысль о необходимости общественного контроля тогда витала в головах чиновников. Интересно, куда она делась сейчас. Прикрываясь, как обычно, зарубежными экспертами, несколько чиновников хотят рулить сами, принимая решения в узком кругу.
У КПРФ есть конкретный план преобразований научной сферы страны. С нашими оценками критического положения с научными кадрами было вынуждено согласиться правительство, включив их в программу «Научные кадры» 2008 года. Но серьезных шагов по исправлению ситуации не принято. Сейчас мы предлагаем следующее:
1) безотлагательно провести совещание представителей политических партий у Президента страны по вопросу необходимых преобразований в научной сфере, где можно было бы подробно обсудить все предложения;
2) до начала реализации планов по строительству «города солнца» провести экспертизу проекта в высшем научном учреждении России – Российской Академии наук;
3) провести в Государственной Думе с приглашением представителей созданной Президентом комиссии по модернизации открытые Парламентские слушания по теме: «О научных кадрах и первоочередных задачах российской науки».