Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Валентина Бибикова, депутат фракции КПРФ Законодательного собрания Красноярского края: Не пройти равнодушным!

Публикуемые материалы в газете «Аргументы недели» в рубрике «Перезагрузка» под заголовком «Стратегия образования. Новое слово» можно было прочитать, с чем-то согласиться, чему-то улыбнуться и отложить. Но, понимая, что иногда после таких публикаций появляются некие правительственные решения, реформы, хотелось бы высказать несколько соображений по поводу предложений, высказанных по поводу необходимости реформирования средней школы.

Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ
Сайт Красноярского краевого комитета КПРФ
http://kprfkrsk.ru
2010-02-25 09:20

МОЖНО согласиться с автором С. Переслегиным по ряду позиций: по росту функциональной неграмотности выпускников, непрерывном увеличении информационного «зазора» между минимальными требованиями вуза и максимальными возможностями школы» и т.д. Однако это всё - результаты. Меры же по исцелению их автором предлагаются достаточно неоднозначные. Прежде всего, как реализовать предложение о том, что «школьное образование должно быть ориентировано на взрослых»? Другими словами, нужно игнорировать возрастные особенности детей. Думается, автор противоречит сам себе, так как основной причиной прогрессирующего «снижения возраста потери познавательной активности» у младших школьников он называет «резкое возрастание информационных потоков», что приводит «к подавлению в психике ребенка характерных детских информационных структур, отвечающих за повышенную познавательную активность». Думается, вместо того чтобы насиловать психику детей и дальше переходом на технологии обучения, рассчитанные на взрослых, следует обратить внимание на необходимость изменения содержания и методов обучения младших школьников с тем, чтобы разбудить на этом этапе развития ребёнка адекватную для этого возраста мотивацию обучения.

Можно приветствовать то, что автор заострил внимание на проблемах начальной школы. В последнее время о ней забывают, больше внимания уделяя выпускникам. Тем более что г-н Переслегин обращает внимание на то, что существующая средняя школа вместе с вузами и техникумами выпускает специалистов среднеква-лифицированного класса, которые не востребованы. А раз наибольшим спросом пользуются неквалифицированные работники, то им предлагается следующая жизненная линейка: «начальная школа - работа - средняя школа - вуз - работа- второй вуз - карьера». И это не эпатаж, такой жизненной стратегии даётся объяснение, в основе которого - деятельностный подход. По мнению автора, она «полностью отвечает концепции приоритетности деятельности и современным экономическим условиям».

О каких современных экономических условиях идёт речь? О постиндустриальной экономике? Всегда думала, что постиндустриальная требует квалифицированных специалистов, так как в её характеристике упор делается на знания и информацию. С. Переслегин успокаивает: «Само собой разумеется, не может быть речи о том, чтобы лишить граждан права на среднее образование. Но следует предоставить им право откладывать получение этого образования на неопределённый срок.

Ребёнок, закончивший начальную школу, может немедленно поступить в среднюю, только если он этого хочет. Из школы уходит «обязаловка». Когда учёба кажется интересной, она важнее и, в конечном счёте, социально полезнее любого труда. Но когда она воспринимается как нудная и бессмысленная обязанность, любой труд лучше такой учёбы: он, по крайней мере, кому-то нужен. И за него платят деньги». Хотелось бы посоветовать господину Переслегину этой идеей поделиться с родителями четвероклассников и постараться их убедить в том, что тем детям, кто ленится, не испытывает тяги к обучению, не стоит продолжать обучение, а пора приступить к труду. Для этого, очевидно, придётся построить «работные дома», как в Англии в начале нового времени, так как автомоек на всех не хватит. Именно труд должен сыграть мотивационную роль к продолжению обучения. Причём автором уже проявляется забота о том, как средней школе работать с учениками, не имеющими «необходимых для средней школы навыков», т.е. с детьми, имеющими начальное образование и некий трудовой стаж. Для этого предлагается - ни много ни мало - отказаться от классической возрастной психологии!

Да и в самом деле, какая же теперь возрастная психология: работник в школу пришёл, почувствовавший, наконец, что ему надо! А мы ещё спорим по поводу профильного обучения - не рано ли с 9-го класса! Ирония иронией, но ведь речь идёт о серьёзных вещах. При этом забывают, что ещё на первой Международной конференции по проблемам детей в 1919 году в конвенции было записано: «Родителям - работа, детям - школа». Да и сегодня в большинстве стран детский труд считается формой эксплуатации и признан незаконным. Возможно, кто-то из идеологов этой парадигмы образования торопится превратить Россию в Афганистан или Бирму, при этом своим детям давая образование в Кембридже. Вместо того чтобы найти варианты образовательной политики, альтернативной формированию сериально-клипового сознания, предлагается сценарное образование, т.е. построенное как игра. Ну а в игре наряду с мотивацией, проявлением воли вносится дополнительная компонента - везение. И С. Переслегин пишет: «Тем самым возникает неочевидная задача современного образования, как научение везению».. И несмотря на кажущуюся абсурдность этого утверждения, анализируя ситуацию в сегодняшней школе, начинаешь думать, что ведь мы делаем первые шаги к этому. Разве ЕГЭ не моде лирует эту самую вероятность везения? Другое дело, надо ли России такое образование?

 

 

Депутат Законодательного собрания Валентина БИБИКОВА
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.