Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Интервью председателя Комитета Государственной думы по промышленности Ю.Д.Маслюкова в «Советской России»

В интервью ставится и частично получает свое разрешение вопрос закономерностью ли была авария на Саяно-Шушенской ГЭС или роковым стечением обстоятельств.

«Советская Россия»
2009-11-24 13:53

- Юрий Дмитриевич, вы работаете в составе Парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации на Саяно-Шушенской ГЭС. Что удалось сделать?

- Завершен очень важный этап в нашей работе - 16 ноября 2009 года в Парламентскую комиссию представлен доклад экспертной группы, работу которой Комиссия поручила организовать мне и Н.И.Рыжкову - члену Совета Федерации. В качестве экспертов мы привлекли большую группу ученых и специалистов (более 30 человек), профессионально занимающихся электроэнергетикой. Должен отметить, что все они очень ответственно отнеслись к подготовке доклада. В Парламентскую комиссию представлен очень серьезный документ, и хотелось бы выразить надежду, что выводы и рекомендации найдут свое место в докладе, который Комиссия представит на рассмотрение обеих палат Федерального собрания.

- Что собой представляла до аварии Саяно-Шушенская ГЭС?

- До аварии станция производила 15 процентов энергии, вырабатываемой на гидроэлектростанциях России. Это самая мощная наша электростанция.

Строительство ГЭС было начато в 1963 году. Первый агрегат был введен в промышленную эксплуатацию в декабре 1978 года, второй, разрушенный теперь в результате аварии, - в ноябре 1979 года. Все десять агрегатов станции были введены в эксплуатацию до 1986 года, и гидроэлектростанция достигла проектной мощности.

Саяно-Шушенская ГЭС, безусловно, является уникальным по своим масштабам и технической новизне сооружением. Проектирование и строительство станции представляли собой научно-технические задачи большой сложности и не имели прямых прототипов в мировой практике, в особенности в суровых климатических условиях. Арочно-гравитационная плотина высотой 242 метра является уникальной в практике строительства больших плотин. По соотношению напор-мощность гидравлические турбины станции также не имеют аналогов.

На протяжении многих лет в освоении уникального оборудования и арочно-гравитационной плотины ГЭС принимали активное участие академические и отраслевые научно-исследовательские организации. Однако по мере реформирования российской электроэнергетики такие исследования, авторский и научный надзор за работой станции неуклонно сворачивались.

- Каковы же причины аварии?

- У экспертов нет расхождений в том, что причины аварии носят системный характер. Авария развивалась на фоне значительного физического и морального износа основного оборудования, части систем автоматики и технологических защит станции. Практически все основное оборудование станции приблизилось к физическим пределам своей нормальной безаварийной работы. По ряду критических параметров техническое и технологическое оснащение ГЭС оставалось на уровне 70-х годов прошлого века.

По мнению экспертов, авария стала следствием сочетания ряда неблагоприятных факторов организационного характера, в том числе снижения качества государственного управления, контроля и надзора в электроэнергетике, отсутствия должного функционального взаимодействия между различными составными частями электроэнергетического комплекса.

Бесконтрольная коммерциализация электроэнергетического производства и прикладной науки, безусловный приоритет финансовых показателей над технологическими аспектами, включая качество и сроки ремонтных работ, нанесли электроэнергетике колоссальный ущерб, подорвали системные основы бескризисного функционирования отрасли, привели к ослаблению технологической дисциплины и ответственности, отсутствию на электростанциях полноценного контроля за техническим состоянием оборудования.

Также к причинам аварии следует отнести снижение уровня квалификации руководящих кадров, работающих в отрасли, и принижение роли инженерных служб. Технические специалисты с опытом работы и специальным инженерным образованием составляют в составе правления ОАО "РусГидро" абсолютное меньшинство. Должность главного инженера в этой крупнейшей российской генерирующей компании отсутствует вообще.

Общеизвестно, что после начала эксплуатации оборудования его надежность и безопасность можно обеспечить только качественным техническим обслуживанием. Однако еще во времена РАО "ЕЭС России" ремонт был объявлен непрофильным видом. Ремонтные службы были выведены за штат компании и приватизированы, потеряли квалификацию и численность.

К причинам аварии необходимо отнести и несовершенство системы управления СШ ГЭС. Превращение ГЭС в некий филиал генерирующей компании ОАО "РусГидро" привело к ослаблению внимания к эксплуатационным особенностям уникальной ГЭС, снижению безопасности ее функционирования.

- Но есть же законы и подзаконные акты, определяющие функционирование электроэнергетики.

- Эксперты считают, что нормативная правовая база электроэнергетики России нуждается в существенном совершенствовании и развитии. Федеральные законы, затрагивающие сферу ее технического регулирования, включая законы "Об электроэнергетике", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об охране окружающей среды", "О безопасности гидротехнических сооружений", преимущественно носят декларативный характер.

Разработка технических регламентов и национальных стандартов осуществляется неудовлетворительными темпами. В то же время в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" обязательные требования, в отношении которых не были приняты технические регламенты, прекращают свое действие с 1 июля 2010 года.

Одной из важных причин аварии стало отсутствие необходимых правовых актов, регулирующих безопасность эксплуатации электростанций, порядок взаимодействия между всеми звеньями электроэнергетического производства, а также недостаточность законодательных норм, предусматривающих персональную ответственность за нарушение правил технологической дисциплины.

- К каким выводам пришли эксперты?

- Авария на СШ ГЭС с многочисленными человеческими жертвами стала следствием целого ряда причин технического, организационного и нормативного правового характера. Большинство этих причин носит, как я уже сказал, системный многофакторный характер. Недостатки коренятся в существующей системе организации функционирования отечественной электроэнергетики.

На взгляд экспертов, при радикальной смене отношений собственности и самих принципов управления отраслью в ней не были сформированы комплексные условия обеспечения технологической безопасности. Процесс хозяйственного обособления основных структурных звеньев электроэнергетического производства в ходе его реформирования не сопровождался созданием необходимых механизмов обеспечения безопасной эксплуатации энергетических объектов. В их производственной деятельности утрачен приоритет безопасности и надежности, принижен статус инженерных служб. Ну и главное, - здесь я процитирую вывод экспертов, - "при существующем состоянии электроэнергетического оборудования, выработавшего значительную часть своего ресурса, резко снизившемся уровне его эксплуатации и ремонта сложно предотвратить возможность новых крупных аварий, подобных по своим масштабам и последствиям аварии на СШ ГЭС" .

- То есть то, что произошло на СШ ГЭС, - явление закономерное?

- Вполне. На мой взгляд, длительное неквалифицированное управление электроэнергетикой, ее дезинтеграция привели еще до событий на Саяно-Шушенской ГЭС к целому ряду аварий. Напомню некоторые из них.

"Приморский кризис" в 2000 году происходил из-за снижения запасов топлива на крупнейшей электростанции региона, расположенной всего в пяти километрах от угольного разреза. Вспомним так называемый московский "блэкаут" 2005 года, который произошел в дневное время, когда дополнительно к вахтенному персоналу на рабочих местах находились службы РАО "ЕЭС России", ОАО "Мосэнерго" и диспетчерские службы энергокомпаний. Однако отсутствие понимания происходящего, неспособность принять четкие меры привели к затягиванию аварийной ситуации на сутки с финальным отключением 20 электростанций, 200 высоковольтных подстанций и обесточиванием пяти регионов центра России. Шесть миллионов наших граждан остались без электричества.

Такая же бездеятельность характерна для Саяно-Шушенской катастрофы. Ей предшествовали обстоятельства, не имеющие логического объяснения, кроме безграмотности и потери ответственности менеджеров высшего звена. Так, еще в 2000 году в акте о приемке электростанции в эксплуатацию было указано на необходимость выполнения ряда работ по обеспечению надежности, в том числе проведение замены рабочих колес гидротурбин, строительство резервного водосброса. Ни то, ни другое не выполнено до сих пор.

- Какие рекомендации дают эксперты?

- Рекомендации экспертов составляют три блока. Рекомендации научно-технического характера, в вопросах организации и управления и в нормативно-правовой сфере. Так, мы предлагаем осуществить на всех высоконапорных ГЭС комплексное техническое обследование с привлечением заводов-изготовителей оборудования и проектных организаций с целью выявления критических узлов и наиболее проблемных участков, способных стать причиной новой масштабной аварии. Необходимо также провести совместно с представителями заводов-изготовителей и проектных организаций ревизию надежности и достаточности работы технологических защит гидроагрегатов, а также конструктивного совершенства, надежности и степени физического износа исполнительных механизмов защит.

Провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию современных автоматических систем управления ГЭС. В этом блоке содержится много других технических предложений.

Эксперты предлагают разработать Федеральную целевую программу модернизации электроэнергетики с комплексом мер по увеличению объемов финансирования капитальных вложений в основные фонды отрасли.

Восстановить систему действенного государственного контроля, надзора в электроэнергетике. Принять необходимые меры к повышению роли Министерства энергетики Российской Федерации в управлении. Для мониторинга состояния объектов и обеспечения их безопасности восстановить в структуре Министерства энергетики Российской Федерации единый изыскательский, проектный и научно-исследовательский гидроэнергетический комплекс.

Для подготовки специалистов, необходимых для эксплуатации тепловых и гидравлических электростанций и сетевых объектов, возродить в электроэнергетике систему профессионального образования рабочих кадров путем организации специализированных профессионально-технических училищ. Создать на электростанциях страны условия для постоянной рабочей практики учащихся энергетических специальностей и повышения квалификации действующего оперативного и ремонтного персонала. Осуществлять периодическую аттестацию управленческого персонала энергетических объектов и ремонтных служб на предмет их соответствия занимаемым должностям.

Много рекомендаций нормативно-правового характера. Так, предлагается ввести в нормативную правовую базу принципиально новое положение, устанавливающее понятие стратегически важных для национальной безопасности производственных и технических объектов, функционирование которых связано со стратегическими рисками и требует особых условий государственного контроля за их эксплуатацией. В число таких объектов должны быть включены высоконапорные ГЭС большой мощности с соответствующими гидросооружениями. Сформировать Федеральную целевую программу, направленную на обеспечение защиты стратегически важных объектов от тяжелых катастроф.

Внести изменения в целый ряд действующих федеральных законов, в том числе в Федеральный закон "О техническом регулировании" в части обязательности применения национальных стандартов для особо опасных объектов регулирования. Ускорить принятие технических регламентов, связанных с обеспечением безопасности электрических и тепловых сетей и электрических станций, высоковольтного оборудования, электроустановок.

Предлагается также внести в законодательство изменения в части усиления ответственности исполнителей всех уровней, включая руководителей и собственников электростанций, за несоблюдение правил эксплуатации технического оборудования и нарушение требований безопасной работы.

- Судя по всему, рекомендации экспертов направлены на усиление роли государства в управлении электроэнергетикой, а как же быть с рынком?

- Когда в Государственной думе принимались законы по реформированию электроэнергетики, наша фракция пыталась объяснить сторонникам реформ их пагубность. Мы пытались объяснить, что продукция электроэнергетики является товаром особого рода, соответственно рыночные механизмы в этой сфере имеют свою специфику, что дезинтеграция единой энергосистемы страны приведет к катастрофическим последствиям. Так оно и случилось.

По моему глубокому убеждению, необходимо восстановить роль государства в управлении электроэнергетикой как центра принятия и стратегических, и оперативных решений. Только государство может остановить деградацию всей системы обеспечения безопасности и надежности энергетических объектов.

Необходимо восстановить в полном объеме государственный контроль и надзор. Сейчас, например, под надзором Енисейского управления Ростехнадзора на Саяно-Шушенской ГЭС находятся 25 воздухосборников, 13 сосудов воздушных, 13 сосудов масловоздушных, 24 баллона, а также 8 кранов, 15 лифтов и 22 трансформатора. В этом перечне нет ни генераторов, ни турбин. То есть государство контролирует техническое состояние сосудов и баллонов, но ему нет дела до технического состояния основного генерирующего оборудования. Разве это нормально?

Депутаты-коммунисты будут настаивать, чтобы по результатам парламентского расследования были приняты решения, которые обеспечат надежное и эффективное функционирование электроэнергетики как единой и целостной системы и позволят избежать чрезвычайных ситуаций.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.