Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Очередное свидание
В последнее время депутаты практически чуть ли не каждом заседании парламента встречаются с г-ном Кудриным. В другом случае можно было бы только порадоваться общению депутатского корпуса с одном из ключевых министров, ибо проблем в экономической и, в частности, в финансовой сфере, у нас больше чем достаточно. К сожалению, эти частые свидания с министром финансов не так конструктивны, как этого хотелось бы. Экономика страны погрузилась в глубокий кризис в значительной мере именно из-за низкого профессионализма финансового блока. И действительно, шесть раз вносились поправки в федеральный бюджет 2009-2011 годов по инициативе правительства. Назовите любую другую страну из развитых стран мира, где бы происходило нечто подобное.
25 сентября 2009 года в седьмой раз Государственная Дума вынуждена была возвращаться к закону о федеральном бюджете, оставив в стороне актуальные законодательные инициативы. Правительство внесло очередные поправки в бюджет текущего года.
Латание дыр
Что же нам приготовило правительство на этот раз? Особенностью инициативы правительства является увеличение расходной части бюджета почти на 153 млрд. рублей. При этом дефицит бюджета вырастает до 3,1 трлн. рублей или 7,7% ВВП. Пожалуй в Европе мы не найдем ни одной страны с таким процентным соотношением дефицита к ВВП. Россия продемонстрировала самые разрушительные темпы экономического падения. От первоначально планируемого объема бюджетных доходов на 2009 год в 10,9 трлн. рублей осталось только 6,7 трлн. рублей. По сравнению с январем – августом 2008 года доходы федерального бюджета уменьшились почти на 2 трлн. рублей, или на 31,4 %. За первую половину 2009 года ВВП, по данным Росстата, по сравнению с первым полугодием 2008 года снизился на 10,4 %. Величина международных резервов без учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния составила лишь 233,2 млн. долларов США, в то время как консолидированный внешний долг Российской Федерации, по оценке Банка России, на 1 июля 2009 года составлял 475,1 млрд. долларов США. Как правительство собирается поправить дела с доходами бюджета, осталось тайной за семью печатями.
С другой стороны можно было бы приветствовать увеличение расходной части бюджета, учитывая бедственное состояние хотя бы нашей социальной сферы. Но у правительства голова болит о другом. Давайте посмотрим, для каких же целей потребовалось увеличивать расходы. Оказывается не для реанимации производства, науки, поддержки села, обороноспособности, пенсионеров и т.д. Изменение общей суммы расходов федерального бюджета оказывается связано с «операциями по дополнительной капитализации банковского сектор». Вот она главная забота г-на Кудрина. Никак он не может насытить эту черную дыру.
Все остальные изменения в бюджете связаны с перераспределением бюджетных ассигнований в пределах общего объема расходов за счет так называемой «экономии». Т.е. у одного отняли – другому дали. Это просто напросто латание дыр. Как говорится – на колки развешиваем рваные портки.
Экономия на нищете
На чем собирается экономить правительство, и у кого предлагает отобрать уже давно выделенные средства? Как всегда за счет нищих. Т.е. на проведении мероприятий по землеустройству и землепользованию; за счет сокращения субвенций регионам на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, за счет сокращения субвенций регионам на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, включая ветеранов войны; за счет сокращения финансирования некоторых федеральных целевых программ, в частности программы «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту…», за счет расходов на развитие спорта и других социальных статей.
Этому дам, этому дам, этому - не дам…
На поддержку реального сектора экономики выделяется дополнительно около 71 млрд. рублей. Но почти половину этой суммы (30 млрд. руб.) направляется Росатому. 15 млрд. – на приобретение акций ЗАО «Атомредметзолото». Когда-то, при советской власти, эта структура по добыче редких металлов и золота находилась в составе Минсредмаша. Потом в ходе жульнической приватизации ее передали в частные руки. Теперь бюджетные народные деньги тратятся на, по праву принадлежащую народу, собственность.
Еще 15 млрд. рублей Росатому передается на строительство атомных электростанций. Никто, в принципе, не против. Может быть нужно и больше выделить, учитывая состояния атомных станций. Практически все они построены при советской власти. Большинство из них выработали свой ресурс и дальнейшая их эксплуатация может быть сопряжена с известными экологическими катаклизмами, которые по своим экологическим последствиям и возможному нанесению материального ущерба ни в какое сравнение не идут с недавней аварией на Саяно-Шушенской ГЭС. Продлевать гарантийные сроки эксплуатации энергетических блоков АЭС бесконечно нельзя. Нужно строить новые. Мы слышали смелые заявления руководства Росатома на этот счет, однако пока что дальше разговоров дело не двигается. Более того, в основе модернизации и строительства блоков закладывается все та же технология с наработкой плутония. С этой технологией Россия скоро будет выброшена с мирового рынка строительства атомных станций. Перспектива за технологиями, которые базируются на ядерных циклах без наработки плутония, который, как известно, используется в атомном оружии. И такие технологии у России есть, но именно они не находят поддержки ни правительства России, ни руководства Росатома. И в то же время мы видим, как оперативно находятся средства и возможности для высасывания из наших недр энергоносителей – нефти, газа. Пример тому недавнее совещание на Ямале с участием самого Председателя правительства В.Путина. Даже специальную железную дорогу в тундре построили, чтобы удобнее было растаскивает и своим, и чужим жуликам то, что принадлежит нашему народу.
На 4,2 млрд. рублей сокращается финансирование по разделу «Национальная оборона». И это при том плачевном, всем известном состоянии наших Вооруженных сил! А экономия по данному разделу составила вообще более 9 млрд. рублей. За счет чего? Почти 6,5 млрд. рублей только за счет прекращения финансирования уже упомянутой целевой программы «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту…». 2,5 млрд. рублей снято со строительства специальных и военных объектов. Компенсировано это 2-х миллиардной добавкой на горючее, почти 1 млрд. рублей на военный парад и полумиллиардом на утилизацию вооружений и военной техники. На память приходят стихи: мы не сеем, не пашем, не строим – а гордимся общественным строем. Нынешнему правительству лучше всего удаются парады и праздничные фейерверки.
В целом на национальную экономику добавлено 204,5 млрд. рублей. Сумма приличная. Но из приведенных правительством данных совершенно не понятно, а как эта сумма будет использована. Под что она выделена? Львиная доля этой суммы (195,3 млрд. рублей) числится за строкой с интригующей формулировкой – «другие вопросы в области национальной экономики». Очевидно, г-н Кудрин считает, что депутаты должны голосовать втемную. Хотя, как показывает практика, многие депутаты фракции «Единая Россия» готовы голосовать за что угодно с подачи правительства.
Из остальных денег дополнительно выделено 1 млрд. рублей дорогому для сердца правительства топливно-энергетическому комплексу, 1,5млрд. рублей - на нужды транспорта и 7 млрд. рублей - на сельское хозяйство и рыболовство. Хорошо, что не забыли село, но эта сумма, как и весь объем финансирования этой важнейшей отрасти в 37,8 млрд. рублей, выглядит каплей в море по сравнению с расходной частью федерального бюджета почти в 10 трлн. рублей.
Правительство предлагает снять 1,6 млрд. рублей с выполнения работ и оказания услуг по обеспечению бесплатным пайковым углем, 1,5 млрд. рублей с предоставления субсидий российским лизинговым компаниям, 970 млн. рублей с предоставления субсидий российским организациям сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, лесопромышленного комплекса, 790 млн. рублей с предоставления субсидий организациям оборонного комплекса, 450 млн. рублей с предоставления субсидий российским производителям авиационных двигателей. Ну как можно согласиться с подобным походом правительства к поддержке важнейших отраслей народного хозяйства? Разве можно назвать такую бюджетную политику разумной?
Еще один парадокс. На жилищно-коммунальное хозяйство дополнительно выделено 30,2 млрд. рублей. Сумма немалая. Но оказывается практически вся она (27,9 млрд. рублей) предназначена для обеспечения военнослужащих постоянным жильем. Никто не против того, чтобы военнослужащие имели крышу над головой, но, извините, причем здесь жилищно-коммунальное хозяйство? К чему эти потемкинские деревни?
Нельзя согласиться и с тем, что при том бедственном положении с охраной окружающей среды, о котором правительство не может не знать, от, и без того мизерной суммы, выделенной по данной статье, отщипывается еще 40,5 млн. рублей. Точно так же нельзя понять, зачем урезается почти 900 млн. рублей на развитие физкультуры и спорта.
Кощунственно выглядят предложения правительства о сокращении на 650 млн. рублей финансирования обеспечения инвалидов транспортными средствами в связи с, дескать, окончанием реализации Указа президента. Но почему тогда депутаты продолжают получать письма от инвалидов, в том числе и ветеранов войны, с жалобы на нерешенность проблемы? И это в канун 65-й годовщины Победы! 590 млн. рублей снимается с обеспечения деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. Вот это и есть истинная цена заявлений правительства о выполнении всех социальных обязательств.
Как нельзя лучше всю провальность политики правительства демонстрируют урезания трансфертов. Почти на 2 млрд. рублей снижается финансирование целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Очевидно, правительство надеется обустраивать эти районы России с помощью пришельцев из Китая, о чем свидетельствует и высказанная Чубайсом бредовая идея передачи части Владивостока в аренду коммерсантам из Поднебесной.
На 1 млрд. рублей урезаются субсидии регионам на выплату единовременного денежного поощрения при награждении орденом «Родительская слава». Этим правительство продемонстрировало в очередной раз свое подлинное отношение к решению демографической проблемы. Об этом же свидетельствует и уменьшение на 720 млн. рублей субвенций на осуществление полномочий по выплате ежемесячного пособия беременным женам военнослужащих. На 150 млн. рублей срезается субвенция на осуществление полномочий по выплате инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и т.д.
Банкротов – в отставку!
Представленный законопроект – это законопроект банкротов. Эффективных мер и обнадеживающих перспектив он не предполагает. Социально-экономическая политика правительства всё больше расходится с запросами общества. Если команда правительственных чиновников с таким упорством игнорирует все социально-экономические показатели и запросы общества, если ее рецепты принципиально расходятся с нуждами и требованиями абсолютного большинства граждан, то в чьих же интересах эта команда действует? На кого, в конечном счете, она работает? И может ли высшее руководство страны рассчитывать на воплощение декларируемых им планов модернизации России и отказа от губительной «сырьевой иглы», на выход из тупика без смены кадрового состава правительства, в том числе и финансового блока? Ответ, кажется, очевиден.
В.И.Кашин,
зам.Председателя ЦК КПРФ,
зам.Председателя Комитета ГД РФ
по природным ресурсам, природопользованию и экологии,
академик РАСХН