Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

В «Правде» публикуется выступление заместителя председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергея Штогрина

В своем выступлении депутат-коммунист подчеркнул, что КПРФ не станет поддерживать предложенный правительством проект закона “О внесении изменений в федеральный бюджет” и объяснил, почему.

«Правда» - Николай Кожанов
2009-04-09 08:35

Выступление заместителя председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергея Штогрина (фракция КПРФ) на пленарном заседании Государственной думы 6 апреля

Мы не будем поддерживать предложенный правительством проект закона “О внесении изменений в федеральный бюджет” по следующим причинам.

По прошествии трех месяцев текущего года можно с большей степенью вероятности строить прогнозы, и прежде всего прогнозы налоговых доходов. В первую очередь это касается налога на добавленную стоимость, акцизов и единого социального налога (ЕСН). По моим подсчетам, доходы по налогу на добавленную стоимость завышены, как минимум, на 150—200 миллиардов рублей. А доходы по акцизам и единому социальному налогу занижены, и динамика их поступления за первые три месяца показывает, что объём поступлений ЕСН на 70 миллиардов рублей должен быть больше, чем планирует правительство, а акцизов — на 50—60 миллиардов рублей больше: ведь пить и курить стали не меньше, чем в прошлом году. Кроме того, непонятно, почему правительство прогнозирует уменьшение поступлений по таким налогам, как земельный, транспортный, налог на имущество. Вместе они дали за два первых месяца почти 65 миллиардов рублей региональным и муниципальным бюджетам. И динамика их поступления позитивная: рост по отношению к прошлому году составил от 8 до 16%.

Поэтому налоговой службе надо просто лучше администрировать поступление налоговых доходов, а не списывать недочеты в своей работе на мировой финансовый кризис.

У депутатов нашей фракции есть серьезные претензии и к тому, как правительство планирует с учетом кризисных явлений в экономике страны обеспечить взятые на себя расходные обязательства. Если мы говорим, что после кризиса экономика страны должна преодолеть сырьевую направленность и перейти на инновационный путь развития, то почему предлагается сократить ассигнования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, сократить ассигнования на фундаментальные исследования на 8 с лишним миллиардов рублей. Такое сокращение противоречит провозглашенным стратегическим целям той же стратегии-2020. Вот что по этому вопросу пишет В. Путину Совет профсоюза работников Российской академии наук: “Финансирование науки очевидным образом в представленной программе антикризисных мер правительства никоим образом не отвечает потребностям науки и не может обеспечить переход экономики на инновационный путь развития. Необходимо не урезать ассигнования на науку, а, наоборот, увеличить их до 4% от всех расходов федерального бюджета”.

Преодолеть зависимость экономики от внешних рынков можно только одним способом — повысить внутренний спрос. Поэтому очень важно подойти взвешенно к финансированию инвестиций. И если исходить из этого принципа, то инвестиции сокращать нельзя. Правительство предлагает урезать финансирование дорожного строительства на 123 миллиарда рублей. А как же общественные работы? А как же рабочие места? Конечно, необходимо увеличивать пособие по безработице. Но куда эффективнее создавать на бюджетные деньги рабочие места и платить людям не пособия, а заработную плату. Нужно еще раз взвесить целесообразность направления 300 миллиардов рублей на поддержку банковской системы. И так в прошлом году в нее закачали слишком много средств, и, на мой взгляд, продолжать эти вливания нецелесообразно, а лучше использовать эти деньги на финансирование дорожного и жилищного строительства. 

За прошлый год парк автомобилей в стране увеличился почти на 2,6 миллиона, а построили и реконструировали автомобильных дорог общими усилиями аж тысячу километров. Если эта пропорция сохранится, то уже не часами, а сутками будем стоять в автомобильных пробках.

Мы провели 4 апреля Всероссийскую акцию протеста против нынешнего экономического курса правительства. На митингах люди с болью говорили о том, что наши власти не хотят решать целый ряд застарелых проблем, которые в условиях изобилия нефтяных денег нужно было давно решить. О чем идет речь? Прежде всего — о восстановлении дореформенных вкладов населения, об обеспечении участников Великой Отечественной войны жильем и автомобилями. Людей возмущает, что лишили этого права тех ветеранов войны, которые не догадались написать соответствующее заявление до 1 января 2005 года. И они требуют эту ситуацию исправить. Кроме того, у нас накопилось много весьма больных проблем, которые не требуют больших средств. Космодром “Байконур” уже почти двадцать лет находится на территории другого государства, и столько же времени мы занимаемся переселением наших граждан на Большую землю. Ну сколько еще времени это может тянуться? На 1 января 2009 года дебиторская задолженность по договорам долевого участия в строительстве жилья для отселения граждан с “Байконура” составила 240 миллионов рублей. А в бюджете на нынешний год заложено на эти цели всего 186,6 миллиона рублей.

Правительство предлагает несколько увеличить ассигнования на поддержку сельского хозяйства. Если в прошлом году на неё из федерального бюджета было направлено почти 163 миллиарда рублей, то в этом предлагается эту сумму довести до 212 миллиардов рублей. Правда, это достигается за счет увеличения уставного капитала “Россельхозбанка” на 45 миллиардов и “Росагролизинга” — на 25 миллиардов. Но зато предлагается сократить субсидии на дизельное топливо, комбикорма, страхование сельхозкультур и программы по повышению плодородия почв и социального развития села. Считаю, что с таким подходом к финансированию сельского хозяйства согласиться нельзя. 

Особая тема для обсуждения — поддержка государством российского автопрома. Правительство планирует на эти цели потратить в 2009 году 42 миллиарда рублей. Что касается закупки отечественных автомобилей бюджетными организациями, то я считаю это правильным. А вот предложенная схема стимулирования покупки отечественных автомобилей жителями Дальнего Востока вызывает много вопросов. Во-первых, почему стимулируется приобретение автомобилей российской сборки только в Дальневосточном федеральном округе. В Сибири, в той же Новосибирской области подержанных японских автомобилей не меньше, а даже больше, чем во Владивостоке или Хабаровске. Во-вторых, как-то странно правительство организует работу по этому вопросу. Запретительные ввозные пошлины на подержанные автомобили ввели очень быстро — с 12 января. А на то, чтобы отработать и ввести в действие подзаконные нормативные акты, потребовалось аж три месяца. И сегодня на Дальнем Востоке почти никто не воспользовался предоставленной правительством льготой. Да и сам размер выигрыша на процентах по автокредитам такой символический, что никаких очередей за ними нет. Поэтому не случайно продажа легковых автомобилей за два месяца этого года сократилась почти на 40%. А вот в Германии, где правительство компенсирует своим гражданам 2500 евро каждому, кто сдаст старую машину и купит новую, в этом году продажи автомобилей увеличились почти вдвое. Много вопросов возникает и о целесообразности бюджетных затрат на поддержку АвтоВАЗа, есть большие опасения, что деньги будут потрачены впустую.

Мне непонятно, почему у нас в Думе молчанием обходится вопрос о проведенной так называемой плавной девальвации рубля. Ведь страна 8 лет копила золотовалютные резервы и формировала стабилизационный фонд, который затем преобразовали в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Вместе эти накопления образуют международные резервы страны и находятся в управлении Банка России. На середину прошлого года они составляли почти 600 миллиардов долларов США, из них около 400 миллиардов — это золотовалютные резервы и 200 миллиардов — резервные фонды. В течение нескольких недель в результате проведенной девальвации рубля на поддержание его курса (хотя он понизился по отношению к американскому доллару почти на 40%) было истрачено более 200 миллиардов долларов. Если их перевести в рубли, то получится, что за несколько недель банк страны потратил денег больше, чем были расходы федерального бюджета за весь 2007 год, а это более 6 триллионов рублей. Где же результат, в чем выгода страны и нас — живущих в ней?

И в заключение одно соображение, касающееся организации исполнения годового бюджета правительством. Слабым местом является задержка с подготовкой подзаконных актов правительства. Для исполнения бюджета нужно было выпустить 66 подзаконных актов. Выпущено только 37. После внесения изменений нужно будет подготовить и принять еще 29 нормативных документов. И очень хочется верить, что чиновники в правительстве страны своевременно справятся с этой сложной задачей. При этом надо понимать, что мы доверяем правительству самостоятельно распоряжаться, без парламента, без внесения изменения в бюджет, очень крупными финансовыми ресурсами. Счетная палата подсчитала, что это почти 800 миллиардов рублей. И контроль за целевым использованием этих средств со стороны контролирующих органов да и парламента должен быть повышенным.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.