«Советская Россия»: В Госдуме прошло обсуждение законопроектов по демократизации выборного процесса
Самые горячие споры вызвал проект, внесенный депутатами от КПРФ Геннадием Зюгановым, Иваном Мельниковым, Сергеем Решульским, Олегом Смолиным, Олегом Куликовым, Андреем Андреевым. В нем закреплялось участие всех партий в агитационных мероприятиях.
Похоже, кризис финансово-экономический перерастает в политический. Его признаки отчетливо обозначились накануне региональных и муниципальных выборов, которые прошли в минувшее воскресенье 1 марта в 77 субъектах РФ. Информация с мест не внушала оптимизма «Единой России». Ее фракция в Госдуме теряла самообладание, чувствуя, как трудно держаться на административных подпорках и спецтехнологиях при отсутствии доверия в обществе.
Подтверждением того, что партия Путина не способна конкурировать на равных с оппозицией, не имеющей и сотой доли тех материальных, административных, информационных, избиркомовских возможностей, которыми оснащена «Единая Россия», стало обсуждение в Госдуме законопроектов по демократизации выборного процесса. Их предлагали депутаты от думского меньшинства. Самый горячий спор вызвал проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ о выборах в части использования предоставленного для предвыборной агитации бесплатного эфирного времени», внесенный депутатами от КПРФ Геннадием Зюгановым, Иваном Мельниковым, Сергеем Решульским, Олегом Смолиным, Олегом Куликовым, Андреем Андреевым. Авторы закрепляли участие всех партий и кандидатов в предвыборных агитационных мероприятиях, прежде всего – в дискуссиях в открытом эфире. Отказавшиеся от участия в совместных с оппонентами агитационных мероприятиях «лишаются права на бесплатное эфирное время», вплоть до того, что «неучастие партии более чем в двух предвыборных дискуссиях является основанием для отмены Верховным судом РФ решения Центризбиркома о регистрации федерального списка кандидатов указанной политической партии», говорится в законопроекте.
Нетрудно догадаться, какой из партий давалось понять, что свое преимущество надо доказывать в диалоге с соперниками. Партия «Единая Россия» во главе с Путиным категорически отказалась дискутировать с оппозицией во всех предыдущих выборных кампаниях. При этом единороссовская верхушка старается подражать американской демократии, Путин нередко цитирует Рузвельта, но «не замечает», как отметил О.Куликов, представляя законопроект, что «дебаты – обязательный атрибут избирательных кампаний в США», «традиция предвыборных дебатов – важнейшая в демократическом обществе». А в РФ что Ельцин уклонялся от дискуссий с оппозицией, что его преемник Путин, затем – Медведев обходят десятой дорогой публичную полемику с КПРФ. «Единороссы» не только категорически отказались от предвыборных дебатов с коммунистами, но даже законодательно запретили их критиковать за антисоциальное законотворчество.
Какие «реальные дела» на счету у грызловцев, вкратце назвал Николай Рябов (КПРФ).
Возражений у «единороссов» не нашлось. Перед «медведем» А.Москальцом, протокольным ниспровергателем законопроектов оппозиции, стояла нелегкая задача: благопристойно объяснить, почему законопроект КПРФ надо отклонять. Но его аргументы свелись к одному: законопроект ущемляет права его партии на выбор – дискутировать или нет?
В самый разгар думской полемики пришла новость из Брянска, потрясшая депутатский корпус. Делегацию депутатов-коммунистов во главе с Председателем ЦК КПРФ Геннадием Зюганов не пустили во Дворец культуры Брянского машиностроительного завода для встречи с гражданами накануне выборов (1 марта) в областное Заксобрание. В назначенное и заранее обговоренное время депутаты-коммунисты прибыли к ДК БМЗ, где их ждали жители Брянска, около двух тысяч человек. ДК был закрыт. Намеренно. Детей, занимавшихся в кружках, заранее выпроводили по домам, закрыли буфеты, а «несчастных вахтерш забаррикадировали…» Все происходило на глазах горожан. Но никто из собравшихся не расходился. На площади имени Ульянова, у запертого ДК, развернулся митинг. Народ овациями поддерживал коммунистов и возмущался единороссовским правлением на Брянщине.
Чуровский Центризбирком оставил без внимания незаконное давление единороссовской власти на оппозицию. Фракция КПРФ в Госдуме в знак протеста выступила с заявлением.
Его произнес Анатолий Локоть: «Вот пример, как проходят в России «дебаты», как утверждается «суверенная демократия» одной партии и ее начальников. Брянские «единороссы» не отважились напрямую подебатировать с коммунистами. Они пошли на силовое противостояние, на грязные технологии. Мы же говорим о принципе. А принцип заключается в том, что выборы должны строиться на равенстве, на соревновательности идей, на доказательности правоты, на правде. А где же это равенство, когда у одной политической партии на вооружении и административный ресурс, и силовые структуры, и избиркомы в подчинении, и запоры от дверей дворцов, построенных в советское время! Как с этим административным ресурсом справиться, если оппозиции даже с народом пообщаться не дают?.. Заворачивая гайки, легко сорвать резьбу, и процесс станет неуправляемым. Мы голосуем за законы о честной конкуренции, об открытом соревновании! Этого требует народ России, этого требуем мы, коммунисты!».
Выступление Локотя заставило поежиться некоторых «единороссов», но законопроект коммунистов они отклонили.
Три фракции Госдумы – КПРФ, ЛДПР и «СправРоссия» – единодушно (135 человек) высказались «за» законопроект и раскрыли причину, почему «Единая Россия» и ее лидеры не идут на публичный диалог с оппозицией: страх быть разоблаченными, страх перед ответственностью за экономические и политические провалы, страх потерять шаткую властную вертикаль, страх показать людям свою идеологическую пустоту плюс чванство чиновничье и классовое.
Единороссовское большинство решило отомстить коммунистам. И через день, в пятницу, 27 февраля, они пошли в контратаку. «Запевалой» выступил В.Рязанский. «Мы разобрались, КПРФ не оплатила собственнику помещение», – сообщил Рязанский. И получил исчерпывающую отповедь коммуниста Николая Коломейцева: «Видно, давно коллега Рязанский не отчитывался перед избирателями и не знает, что депутатам для отчета бесплатно предоставляется помещение».
За Рязанским пошел в наступление «единоросс» А.Назаров. Он «случайно» вспомнил, что один из кандидатов от КПРФ в брянские депутаты, выступая, «оскорбил членов «Единой России» и ЛДПР», что «при контекстном рассмотрении может подпадать под определение «экстремизм». «Единоросска» Ф.Гайнуллина схватилась за привычную для думского большинства «дубину» – за комиссию по этике (председатель генерал А.Гуров). Она поручила генералу и комиссии разобрать персональное дело Зюганова за проведение «несанкционированного митинга», а комитету по безопасности «запросить информацию о факте проведения …митинга».
Коммунисты дали самую жесткую оценку диктаторским замашкам «Единой России». В.Жириновский, которого грызловцы записали было в «жертвы» КПРФ, возмущался не коммунистами, а все той же правящей партией, которая безнаказанно творит в регионах произвол.
С.Решульский не скрывал недоумения, для чего Гайнуллиной потребовалось «превращать Госдуму в полицейский участок».
Что ж, заявил С.Решульский, «Геннадий Андреевич Зюганов придет к вам на комиссию и мы всей фракцией придем, чтобы объяснить, какую ситуацию вы, «Единая Россия», создали в стране, когда закрываются дворцы, клубы, закрываются возможности выступить любому человеку, не только лидеру нашей партии, чтобы выразить свою точку зрения, даже вам, членам «Единой России», запрещают высказать свою позицию».
Возможно, последнее замечание С.Решульского подействовало на некоторых «единороссов». При голосовании за поручение Гайнуллиной партийный монолит был нарушен. «За» высказались 305 депутатов, все – «единороссы». Поручение принято. Четыре «единоросса» высказались «против».
Но в Госдуме укрепилась уверенность в том, что закон о равноправном участии всех партий в предвыборных дискуссиях будет обязательно принят. В этом не сомневаются коммунисты.