В связи с рассмотрением закона на заседании палаты выступила депутат-коммунист Н.А. Останина.
Н.А. Останина (фракция КПРФ) .
– Я хочу сразу подчеркнуть, что наша фракция всегда поддерживала разумные президентские инициативы, особенно если они касались детей и молодёжи. Но, к сожалению, законов этих крайне мало.
А что касается вынесенного сегодня на обсуждение законопроекта о поправках в закон "Об основных гарантиях прав ребёнка", то у меня он, честно говоря, особого восторга не вызывает, как и у моих коллег по фракции, потому что носит крайне осторожный, и я бы даже сказала, популистский характер. В народе говорят: замах на рубль, а удар на копейку.
Закон слишком неконкретен и не ставит перед собой глобальных целей по защите прав ребёнка. Ведь о чём в законе идёт речь? Первое, я цитирую: "Чтобы региональные власти создавали условия для деятельности организаций культуры, образования, воспитания, развития, оздоровления детей, а также оказывали содействие родителям, педагогам и социальным работникам".
Обращаю ваше внимание, что ни одна федеральная целевая программа, касающаяся детей и молодёжи, на сегодняшний день не действует. У нас нет программы "Дети России", она не пролонгирована, а программа "Молодёжь России" закрыта, как сказали, из-за её нецелесообразности.
Ну и второе положение этого закона: "Запретить детям, не достигшим 14 лет, находиться в ночное время без сопровождения взрослых в общественных местах, в том числе на улице. Не допускать присутствия детей в казино, в ночных клубах, в питейных заведениях".
Нужны эти меры, которые многие педагоги практики и детские психологи называют, мягко говоря, дискуссионными? Наверное, нужны, но в ряду других, более конкретных, кардинальных, существенных, финансово подкреплённых мер.
О каких условиях для деятельности организаций культуры, образования, воспитания, развития и оздоровления говорится в законопроекте, если правительство даже под президентский законопроект не выделило ни копейки из бюджета! Если государство победившего капитализма все 18 лет только тем и занималось, что отнимало у наших детей бесплатный досуг. В итоге в стране повсеместно ликвидированы бесплатные школьные кружки, спортивные секции, дома творчества, другие очаги культуры, места отдыха и познавательного досуга детей. Всё теперь только за деньги! Всё для состоятельных родителей и их детей!
Какие там бесплатные кружки, если вопреки Конституции, образование становится платным, закрываются школы. А на селе школа – это единственный очаг и образования, и культуры, детям пойти просто больше некуда!
Давайте спросим себя: кто сейчас, что называется, болтается на улице после 22-23 часов? В основном, это трудные подростки, дети из неблагополучных семей, на которых родители или махнули рукой, или не могут сами с ними справиться. Мы этих родителей собираемся штрафовать? А может всё-таки сначала попытаться такой семье помочь?
И что государство предлагает у нас сегодня 14-ти или 16-летним ребятам, у которых, как говорят психологи, очень развит половой инстинкт, их буквально тянет на улицу? Сидеть по вечерам у телевизора, где с утра до вечера, о чем говорил мой коллега Коломейцев, крутятся либо "мыльные" оперы, либо боевики, либо жестокость и насилие, или смотреть пошлейший "Секс с Анфисой Чеховой", любоваться, как любительница олигархов Ксюша Собчак укладывает обитателей "Дома 2" по постелям, а на утро спрашивает их об ощущениях?
Не я первая сказала, что ребёнка сегодня надо защищать, в первую очередь, от государственных средств массовой информации. Но если мы обсуждаем этот закон, хочу спросить у своих коллег из "ЕДИНОЙ РОССИИ": а какую позицию заняли вы, уважаемые депутаты, когда мы обсуждали закон о создании общественного совета на телевидении? Поэтому сегодня, когда вы горячо поддерживаете данный законопроект, где говорится о защите нравственного и духовного здоровья, давайте сопоставим итоги нашего голосования и вашу позицию по этому закону. Получается, пусть телевидение и дальше совращает и развращает наших детей, калечит их души?
В одной из недавних публикаций в центральной газете я обратила внимание властей на то, что только в одной Москве каждый вечер выходит на панель примерно 50 тысяч несовершеннолетних девочек. А как эту социальную язву лечить? Для меня совершенно очевидно, что это промысел и его "крышует" милиция и власть. Что будет после принятия данного законопроекта? Будем гонять и штрафовать родителей 14-летних ребят, при этом делая вид, что малолетних "ночных бабочек" не существует, потому что они находятся под крышей блюстителей порядка?
Наша фракция поддержит этот законопроект, но предупреждает: пользы от него будет очень немного, и очень жаль, что самых острых проблем защиты прав наших детей закон этот не решает. Мы, депутаты фракции КПРФ, убеждены: решить проблему можно только одним способом – полностью изменить социальную политику государства и, в первую очередь, в отношении детей.
Эта политика должна включать в себя следующие первоочередные шаги. Возвращение на федеральный уровень защиты семьи, материнства и детства путём адресного финансирования социальных пособий семьям с детьми из федерального бюджета. Другого пути просто нет, ибо в условиях финансового кризиса региональные бюджеты лишены возможности финансировать содержание очагов культуры и досуговых учреждений. Необходимо также разработать федеральную программу по ликвидации социального сиротства, детского бродяжничества и беспризорности.
Необходимо принять основополагающий государственный документ –Детский кодекс, который гарантировал бы каждому российскому ребёнку право на достойную жизнь, воспитание в семье, бесплатное образование.
Необходимо также разработать критерий оценки всех уровней власти по количеству детских и юношеских досуговых учреждений. Возможно, ввести норматив соответствия таких учреждений численности детей в городском районе, в посёлке. Активнее развивать формы организации досуга по месту жительства, чтобы выйдя за порог квартиры или дома ребёнок мог выбрать, куда ему интереснее пойти, а не бесцельно слоняться по улице.
Необходим госзаказ на профильную подготовку и переподготовку специалистов в области детства: социальных педагогов, работников, психологов. В органах опеки, в комиссиях по делам несовершеннолетних дефицит таких специалистов.
Необходимо также организовать работу горячей телефонной линии "Ребёнок в опасности". И сделать так, чтобы этот телефон, как 01, 02 и 03, знали все – и дети, и родители.