Депутат Госдумы С.П.Обухов: Закон о сервитутах под олимпийские нужды означает, что с простым человеком никто церемониться не собирается
Государственная Дума 10 декабря рассмотрела законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления сервитутов для строительства и (или) эксплуатации отдельных объектов, необходимых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта». С позицией фракции КПРФ по данному законопроекту выступил депутат от Краснодарского края С.П.Обухов.
Обухов С. П. (фракция КПРФ):
Уважаемые коллеги, вопрос обсуждался на фракции КПРФ, и фракция приняла решение голосовать против этого законопроекта, так как он ущемляет права граждан.
Практически в законопроекте совершается надругательство над самим понятием «собственности», которая вроде бы объявлена «священной» и «неприкосновенной». А сервитут, каким он представлен в законодательном предложении, на деле таковым не является.
Судите сами. В статье 25-ой говорится: «лицо, в пользу которого установлен сервитут, имеет право осуществлять деятельность, для обеспечения которой установлен сервитут, в том числе входить на земельный участок, доставлять на него необходимые материалы, осуществлять строительство, ремонт и реконструкцию сооружений, проводить необходимые инженерные изыскания, осуществлять рубку древесно-кустарниковой растительности, вести земляные работы, осуществлять передачу по построенным сооружениям электричества, газа и воды».
Иными словами, если отбросить все эти «рюшечки» про сервитут, речь идёт о том, что устанавливается второй собственник, помимо законного владельца участка. И при этом изначальный собственник земельного участка, в отношении которого установлен сервитут – землепользователь, землевладелец – «не вправе осуществлять действия, которые исключают или затрудняют осуществление лицом, в пользу которого установлен сервитут, деятельности, связанной с обеспечением строительства и эксплуатации объектов». То есть толкование данного правового понятия является весьма «расширенным».
К чему это может привести? По сути дела, к тому, что в результате этой ускоренной процедуры (а она действительно ускоренная, потому что если в течение месяца гражданин отказывается подписывать договор на сервитут, то это за него делает суд, и его решение принимается немедленно и обжалованию, по сути дела, не подлежит) собственник будет, по сути, лишен своей собственности. Если процедура изъятия земельных участков под олимпийские нужды предполагает три-четыре месяца договоров, разговоров, переговоров, то здесь с гражданином, с простым человеком, с собственником этих участков, никто, по всей видимости, церемониться не собирается. Это прямо вытекает из законопроекта.
Вот пример по Имеретинской низменности, это Адлерский район города Сочи. На практике нечто подобное уже применено к земельной собственности семьи Бережковых. Они, законопослушные граждане, поддались на все увещевания и согласились вступить в официальную процедуру выкупа земли.
Вроде бы с 1 ноября у нас началась процедура принудительного выкупа земли. «Олимпстрой» объявил на всю страну, что уже в 18 часов вечера 1 ноября выезжают специалисты для оценки земли. А оказалось – ничего подобного Руководитель олимпийской приёмной в этот день ушёл в отпуск, и жители до сих пор не имеют оценки выкупаемой земли.
А какова ситуация у семьи Бережковых? На части её земельной собственности (11 соток, оформленные в частную собственность) построены железнодорожные пути, ведущие к товарному двору №2 погрузо-разгрузочной площадки. Да, между подрядчиком и Бережковыми заключен договор временной аренды. Но какой это договор? Договор на выплату за неудобства 30 тысяч рублей ежемесячно. То есть семья, которая имела домик у моря и участок, где цвёл сад, в итоге живёт на железнодорожных путях за 30 тысяч рублей в месяц.
Участок Бережковых попал под изъятие и фактически в данном случае, это своего рода временная попытка ввести сервитут. В итоге у них эту землю все равно изымут. Но Бережковы до сих пор не получили оценки земли, они до сих пор не знают, куда их будут отселять. Их дом - капитальный, двухэтажный, в котором зарегистрированы три семьи, четыре несовершеннолетних ребёнка – неофициально оценен в 780 тысяч рублей. Но пока официальной точки зрения нет и никакого обсуждения не ведётся.
И до сих пор жители Имеретинской низменности до сих не знают, что с ними будет. Не знают этого, видимо, и организаторы олимпийского строительства, не знают власти, не знают разработчики закона. Именно об этом говорит, например, ответ из Министерства регионального развития и – цифры, по количеству изымаемых участков, о которые приводил докладчик из числа разработчиков законопроекта. По предварительным подсчётам, данные Минрегионразвития и Комитета, инициировавшего закон, расходятся существенно.
Цифры, официально представленные Минрегионразвития, таковы. Под изъятие подпадает 2 тысячи 577 земельных участков индивидуальных жилых строений и 23 многоквартирных дома. Это 783 квартиры. Граждане, в общем-то, не шибко желают получать компенсации. Они хотели бы по-прежнему жить там, где жили испокон веков. Но они просят, если уж возникла такая нужда их отселять, чтобы им предоставили взамен равноценные участки.
Минрегионразвития было объявлено, что предоставлено 60 гектаров земли для компенсации изымаемых земельных участков. Однако после всех согласований и утряски оказалось, что речь идет лишь о 16 гектарах, на которых можно разместить только 146 участков.
Давайте сравним, 2577 изымаемых участков и 146, которые в итоге могут быть размещены на 16 гектарах. Вроде бы администрация Краснодарского края и министерство обещают, что есть еще возможность заместить, компенсировать 1389 земельных участков. Но это лишь половина из того, что изымается у граждан. Сегодня 4 тысячи человек живут на чемоданах, не знают о своей судьбе, не знают, что с ними будет, не знают объявленной оценки земли. Поэтому не стоит удивляться, что крайне низко пала степень доверия к действиям властей, к их обещаниям.
Мне приходилось быть на собраниях в Имеретинской низменности, на территории бывшего совхоза «Россия», который искусственно обанкрочен. Люди констатируют, что им никто не предоставил информацию, куда их будут отселять и какова вообще их дальнейшая судьба. Они законно возмущаются: почему сносят наши новые дома, когда рядом изъятые огромные земли нескольких совхозов, которых более чем достаточно для олимпийского строительства?
Люди обеспокоены тем, что их дома будут сносить отнюдь не для олимпийских строек. Они подозревают, что их земли изымают для организации коттеджного строительства, чтобы разместить объекты не для Олимпиады, а для частного сектора, для любителей «элитного» отдыха, для довольно состоятельных граждан. «А нашу голытьбу собираются отсюда отселить, чтобы не мешали», - говорят они. Вот такие опасения доминируют в Имеретинской низменности.
Говоря о том, как прорабатывался этот законопроект, как он раскрывает само понятия сервитута, хочу сказать, что есть большие опасения на счет того, как будет реализовываться данная законодательная инициатива. Не уверен, что она будет способствовать снижению социальной напряжённости, которая и так велика в этом регионе. Дело уже доходит до того, что граждане объявляют, что будут просить политического убежища в других странах из-за постоянной неопределенности относительно своего будущего.
Концепция закона, на наш взгляд, сыра и не соответствует заявленным целям снижения социальной напряжённости. Подчёркиваю еще раз: на заседании нашей фракции было принято решение голосовать против данного законопроекта.