«Советская Россия»: Эволюция прав женщин
В Госдуме к 100-летию Первого Всероссийского женского съезда прошли специальные слушания, посвященные данному вопросу. Прозвучали различные оценки и мнения о состоянии женского движения и эволюции прав женщин в современном мире. На сегодня в российском парламенте только 14% женщин, и Россия все чаще становится объектом для критики на различных международных форумах по правам человека.
В Государственной думе прошли парламентские слушания на тему: «Эволюция прав женщин: к 100-летию Первого Всероссийского женского съезда». В них приняли участие более 500 женщин – парламентариев, ученых, лидеров общественных движений из регионов России и стран СНГ. Своими впечатлениями и размышлениями об этом событии с читателями делится депутат Московской областной думы, член Комитета по труду и социальной политике Наталья Еремейцева (фракция КПРФ).
Трудно передать весь спектр прозвучавших оценок и мнений о состоянии женского движения и эволюции в правах женщин в нашей стране с момента проведения Первого Всероссийского женского съезда, который состоялся в Санкт-Петербурге 10 декабря 1908 года. Однако некоторые тенденции можно выделить. Идеи о необходимости борьбы женщин за свои права, включенности их в общественную жизнь, заложенные этим съездом, нашли свое воплощение в ходе революции и становления Страны Советов. И если об этом на парламентских слушаниях такие государственные дамы, как возглавившая в 90-е годы «Союз женщин России» депутат Госдумы Екатерина Лахова, даже не упоминали, то очень наглядно высказались представители народов Российской империи, т.е. бывших советских республик – Таджикистана, Азербайджана, а также Якутии, Кемеровской области и Сибири. Они подчеркивали, что именно Советская Россия, начиная с 20-х годов, многое сделала для раскрепощения женщины, для овладения ею грамотой, проявила настоящую заботу о здоровье матери и ребенка. Сегодня же в некоторых постсоветских государствах (Молдавия, Азербайджан) уровень гендерного законодательства даже выше, чем в Российской Федерации, не говоря уже о странах Западной Европы. В парламенте Молдовы 22% женщин, из 26 министров – 6 женщин. Для сравнения – в российском парламенте только 14% женщин, из губернаторов – женщин всего одна, из министров – только две.
– Россия все чаще и чаще становится объектом для резкой критики на различных международных форумах по правам человека, – сказал в своем выступлении представитель МИДа Сергей Толкалин, – т.к. ее политика в отношении женщин далеко не в полной мере соответствует международным нормам и стандартам. Особую озабоченность у международных экспертов вызывают следующие «пробелы»: отсутствие специализированного законодательства о недискриминации по признаку пола; отсутствие государственной программы и специальных программ по улучшению социально-экономического положения женщин (сельских женщин, женщин-инвалидов, многодетных матерей, женщин, самостоятельно воспитывающих детей); высокий уровень насилия в отношении женщин в семье и в обществе в целом; рост масштабов торговли женщинами, включая их сексуальную эксплуатацию; низкое репродуктивное здоровье женщин, отсутствие адекватного наказания за распространение и хранение порнографии и др.
И что особенно поразительно: Россия, являясь членом ООН, Совета Европы, ОБСЕ и поддерживая многочисленные рекомендации, договоры, резолюции по правам женщин, не собирается их выполнять! Почему так происходит?
Достаточно обстоятельно и ярко ответила на этот вопрос председатель Комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, по чьей инициативе и проводились парламентские слушания. «В Год семьи, – возмущалась Елена Борисовна, – удалось принять всего только один закон в поддержку семьи и женщин – о взимании пени с просроченных алиментов, а 46 законопроектов по этим проблемам находятся сегодня в Государственной думе и никак не дождутся своего рассмотрения и принятия». По мнению депутата, женская ценностная идеология тяготеет к отстаиванию интересов семьи, детей, здоровья нации. «Где же политическая воля по отношению к семье и детям? – вопрошала зал парламента Елена Мизулина. – Хотя бы по отношению к тем 14 законопроектам, которые составляют Концепцию государственной семейной политики». Один из важнейших – «О социальных стандартах качества жизни семей с детьми». В условиях экономического кризиса его принятие становится особенно актуальным. В стране 9 миллионов детей воспитываются в неполных семьях. И только 2,4% этих семей возглавляют отцы. Женщина, одна воспитывающая детей, в силу неравенства ее возможностей в оплате труда, при приеме на работу, ввиду огромной домашней нагрузки является в нашем обществе объектом жесточайшей эксплуатации. Разве непонятно, что, вкладывая средства в семью, государство тем самым вкладывает их в борьбу преступностью, терроризмом, коррупцией. Обращаясь за помощью к коллегам по борьбе за права женщин и детей, Е.Б.Мизулина предложила создать Всероссийское постоянно действующее совещание по вопросам продвижения законов в сфере защиты прав женщин, семьи и детей.
Лидер движения «Всероссийский женский союз – Надежда России», депутат Госдумы от фракции КПРФ Алевтина Апарина, напомнив о проводимой Советской властью политике поддержки многодетных семей, борьбы с безграмотностью, беспризорностью подчеркнула, что после контрреволюции 90-х годов можно говорить только об эволюции этих прав… в обратную сторону. В 2001 году перестал действовать Указ президента (1993 года) «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин». Прекратила свою работу Комиссия по правам женщин при Президенте РФ. 122-м законом государство отменило многие льготы семье и детям. Забыто звание «Мать-героиня». В настоящее время три миллиона детей не посещают школу. В большинстве областей России детям платят мизерные пособия. Центральная власть предлагает регионам: все, что хотите, платите сами, какие хотите, устанавливайте льготы. И это при том, что регионам остается не более 30% доходов, Центру – 70%, хотя ранее доходы между Центром и регионами распределялись поровну.
В таком положении семьи и женщин А.В.Апарина усматривает прямое нарушение Конституции, статьи которой гласят, что Россия – социальное государство. Дружными аплодисментами встретили собравшиеся в зале парламента женщины России предложение Алевтины Викторовны о создании в стране института Уполномоченного по правам женщин.
Впрочем, там, где в регионах уполномоченными по правам человека являются женщины, они и так четко фиксируют многочисленные факты дискриминации женщин в трудовой сфере и борются с этим явлением. Об этом говорила в своем выступлении Татьяна Мерзлякова, уполномоченный по правам человека Новосибирской области. Например, социологи Новосибирска только по объявлениям в газетах о приеме на работу составили типичный образ современного безработного: это женщина старше сорока лет, одинокая, воспитывающая двоих детей. По протестам правозащитников многие газеты перестали публиковать объявления о приеме на работу, дискриминационные по отношению к женщинам.
В выступлениях других участниц
дискуссии отмечалось, что в целом
по стране среднемесячная начисленная заработная плата женщин по отношению к заработной плате мужчин составляет только 64%. Остается значительной численность женщин, работающих во вредных и опасных условиях, а также занятых тяжелым физическим трудом. Не снижается количество нарушений трудовых прав женщин, в том числе имеющих детей. В числе актуальных остается проблема продвижения женщин на уровень принятия решений.
Карьерный рост женщины разбивается о так называемый стеклянный потолок – целый комплекс «невидимых» препятствий для выдвижения женщин на руководящие посты, среди которых немаловажное значение имеют и укоренившиеся в общественном сознании патриархальные стереотипы. Практика показывает: законодательное закрепление равенства прав женщин и мужчин (в нашей Конституции это есть) не приводит к равенству возможностей автоматически. Нужны дополнительные меры, такие, как установление квот, создание специальных министерств, комитетов, комиссий департаментов во властных структурах всех уровней, которые занимались бы решением проблем равенства и координировались единым центром.
Многие из выступающих подчеркивали, что продвижение женщин на уровень принятия решений, в органы власти может быть ключом не только к улучшению положения самих женщин, но и к развитию социальной сферы, повышению качества жизни всего общества. Об этом убедительно свидетельствует опыт ряда стран мира, например, в Северной Европе.
На парламентских слушаниях был принят широкий спектр рекомендаций властным структурам, общественным организациям и политическим партиям по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Особенно актуальной, на мой взгляд, наряду с незамедлительным принятием законов по защите прав семьи, женщин и детей, является проблема создания равных возможностей для участия мужчин и женщин в руководящих органах политических партий, а также при составлении партиями списков кандидатов в депутаты. Некоторой дискриминацией в этом вопросе по отношению к женщинам грешит и КПРФ (не хотелось бы думать, но, видимо, это досталось ей от плохой части наследства КПСС). Так, по спискам Компартии в Госдуму прошли только четыре женщины – 7% от числа членов фракции КПРФ, меньше, чем в других фракциях. Для нашей партии социальной справедливости это просто недопустимо. Конечно, нельзя уподобляться «Единой России» и делать это по разнарядке. Надо находить и смелее выдвигать талантливых и способных к руководящей деятельности женщин, как это было сделано, например, на недавнем съезде КПРФ по отношению к молодежи.