Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Фракция коммунистов в Заксобрании Иркутской области не согласна с политикой губернатора и правительства и голосовала против проекта бюджета

Вся предыдущая рабочая неделя  у депутатов Иркутского областного парламента была связана с изучением  и обсуждением проекта закона «Об областном бюджете на 2009 год». Он был  внесен в Законодательное собрание  в  понедельник 1 декабря  губернатором Иркутской области  Игорем Есиповским.  3 декабря состоялись публичные слушания  по данному законопроекту,  затем  проект  был рассмотрен на заседаниях комитетов и комиссий,  а  5 декабря   – на четвертой сессии  Заксобрания.  

Анатолий Хотулёв
Пресс-служба Иркутского обкома КПРФ
2008-12-08 17:03

 

ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ

Открывая  общественные слушания, председатель  комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного собрания Сергей Курилов обозначил ожидания депутатов в связи с представлением исполнительной властью  проекта закона о бюджете Иркутской области на 2009 год. Во-первых, специалисты правительства области должны максимально точно дать прогнозы по доходам в областную казну. Во-вторых,  исходя из прогнозных данных,  компенсировать расходы  по областным государственным целевым программам. В-третьих, разработать комплекс мер по социально-экономическому развитию  Иркутской области для включения их в соответствующую программу Сибирского федерального округа.

Курилов выразил также надежду, что все дополнительные доходы, поступающие впоследствии  в областной бюджет, будут распределяться после обсуждения  и принятия совместных решений губернатором  области и большинством   депутатов Законодательного собрания.  

Временно замещающая должность директора департамента финансов  Раиса Распутина проинформировала депутатов об основных характеристиках предлагаемого правительством области проекта бюджета. Как выразилась докладчик, законопроект составлен с учётом экономической ситуации, сложившейся на сегодняшний день в мировом сообществе и в нашей стране и имеющей все предпосылки для выхода за пределы текущего года.  В то же время, характеризуя прогнозы доходной части бюджета, отметила, что внесенный проект сформирован в условиях действующего законодательства  и не учитывает предполагаемые  изменения. Поэтому, по мнению правительства Иркутской области, основные характеристики  в нынешних условиях являются оптимистичным вариантом. Но удалось ли совместить этот оптимизм с недавней рекомендацией Минфина РФ планировать бюджет региона на 2009 год, исходя  из консервативного сценария развития экономики,  –  это вопрос.

Так, доходы консолидированного бюджета планируются в объёме 79325 млн. рублей, что на 4 % меньше ожидаемого поступления в 2008 году. В том числе, если налоговых и неналоговых поступлений ожидается меньше всего на 12 млн. рублей, то безвозмездных (из федерального бюджета)  – меньше на 2692 млн., или 82 % к ожидаемым в текущем году 17034 млн. рублей.

Доходы областного бюджета на 2009 год  намечаются в сумме 60387 млн. рублей, что на 3 %  больше ожидаемых поступлений  2008 года (в основном за счёт налоговых и неналоговых доходов, увеличение которых ожидается на  4873 млн., или на 12 %).

Как сообщила Распутина, на бюджет 2008 года негативно повлияли изменения в налоговом и бюджетном законодательстве РФ. Если  суммировать выпадающие доходы и дополнительные  поступления, вызванные этими изменениями, то область теряет в 2009 году 1473 млн. рублей. А последние, озвученные президентом РФ,  новации принесут ещё несколько миллиардов потерь, в проекте областного бюджета пока не учтённых.  Вот вам и «консервативный сценарий»! (что должно означать: враждебный всяким нововведениям, отстаивающий неизменность…).

Федеральный центр поставил также перед регионами задачу уменьшить размер дефицита  бюджета на 2009 год до минимума либо планировать его бездефицитным. По сравнению с оценкой ожидаемого исполнения областного бюджета в 2008 году, дефицит областного бюджета, предложенный законопроектом на 2009 год к утверждению, уменьшен на 134 043 тыс. рублей, или на 9 процентов.

 Проектом закона об областном бюджете предлагается  утвердить расходы в сумме 61741 млн. рублей с дефицитом  в 1354,2 млн., или  2,9 % от объёма доходов  без учёта безвозмездных поступлений.

Как было отмечено в заключении Контрольно-счётной палаты по экспертизе проекта бюджета, которую озвучили председатель Палаты Ирина Морохоева, динамика прогнозных макроэкономических показателей свидетельствует о замедлении темпов социально-экономического развития области на 2009 год. В  сравнении с ожидаемой оценкой 2008 года объем доходов областного бюджета в 2009 году увеличится незначительно - на 1811 млн.  рублей,  или на  3,1%.

 КСП и некоторые участники слушаний отметили также недостаточную надёжность прогнозов социально-экономического развития области, проект которого расходится в ряде мест с основным финансовым документом. Требуются дополнительные обоснования темпов роста  и объёмов валового регионального продукта, уровня ожидания  инфляции и некоторых других данных.

Так, налог на прибыль определен в сумме 17149,7 млн. рублей, что на 3648 тыс. рублей ниже  ожидаемой оценки 2008 года.  Однако подтвердить достоверность прогноза указанной оценки не представляется возможным в связи с отсутствием уточненных макроэкономических показателей (прибыль прибыльных предприятий, темпы роста ВРП,  индекс потребительских цен и т.д.). В то же время, по оценке УФНС по Иркутской области, налог на прибыль на 2009 год составит 17309, 6 млн. рублей, что на 159916 тыс. рублей больше прогноза проекта закона.

          НДФЛ определен в сумме 15180,9 млн. рублей, что на 1865,4 млн. рублей выше оценки 2008 года. В то же время, по оценке УФНС по Иркутской области, налог на прибыль на 2009 год составит 16052,7 млн. рублей, что на 871808 тыс. рублей больше прогноза проекта закона;

Плата за использование лесов прогнозируется в сумме 136279 тыс. рублей, что ниже ожидаемой оценки 2008 года на 520728 тыс. рублей. При этом достаточные основания для прогноза сокращения платежей за использование лесов на сумму более 500 млн. руб. отсутствуют.

Также  отмечено, что в проекте закона объем субсидий из федерального бюджета снизился на 36,1 % от оценки ожидаемого исполнения областного бюджета по доходам в 2008 году,  новых видов субсидий получить не планируется. По мнению участников общественных слушаний, по ряду федеральных целевых программ ассигнования по регионам еще не распределены, в связи   с   этим,   потенциальные   возможности   привлечения   средств   федерального бюджета через участие в Федеральных целевых  программах в максимальном объёме не исчерпаны.

Кроме того,  замечено, что по сравнению с редакцией проекта бюджета, который был отозван, объём прогнозируемых  доходов снизился  на 1,5 млрд., расходы уменьшены более чем на 5 млрд. рублей. Бюджетные ассигнования на реализацию областных государственных целевых программ уменьшаются  более чем на  3023,1 млн. рублей и составят 1948,7 млн. на 30 ОГЦП.  Расходы, предусмотренные по разделу «Межбюджетные трансферты»,  снизятся  на 1731млн. рублей.

Какие же источники внутреннего финансирования  предлагаются для покрытия дефицита  бюджета?  Это, в первую очередь, привлечение средств  от размещения государственных ценных бумаг  –  областных долговых обязательств (ОДО). Не удалось-таки обойти этот больной вопрос –  намечено выпустить облигаций на сумму 2889,4 млн. рублей в надежде на оздоровление финансового рынка и возможность  их реализации. С учётом того, что по этим ценным бумагам,  размещённым ранее, предстоит в 2009 году погасить  долг в сумме  2712 млн. рублей,  доход бюджета может составить немногим более 177,3 млн. рублей.

Предполагается получить ещё  500 млн. рублей за счёт возврата  бюджетных кредитов, предоставленных  из областного бюджета  другим бюджетам и  юридическим лицам. И, конечно,  невозможно  обойти  такой источник, как   кредиты коммерческих банков.  Будет взято 6750 млн. рублей, причём, с  погашением 6 млрд. в текущем году.

Кроме того, в 2009 году планируется погашение кредитов, полученных из федерального бюджета в сумме 73621 тыс. рублей в соответствии с графиком погашения. Предельный объем государственного внутреннего долга Иркутской области запланирован в сумме 46045 млн. рублей, верхний предел областного государственного внутреннего долга по состоянию на 1 января 2010 года установлен в размере 16 641,3 млн. рублей,  или 36, 1 % от утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Насколько велик этот долг, можно судить по тому, что в среднем по России он равен 14 %.

Основным докладчикам и заместителю председателя правительства области Владимиру Пашкову было задано немало вопросов, в том числе депутатами-коммунистами. Так, Евгения Рулькова интересовало: почему при снижении расходов на социальные вопросы, на сельское хозяйство значительно  увеличены затраты  на общегосударственные вопросы и содержание высшего должностного лица? Илья Сумароков с возмущением пытался выяснить, почему расходы на развитие сельского хозяйства сокращаются почти в три раза по сравнению с текущим годом.

Выступали не только депутаты, но и главы муниципальных образований, представители общественности и науки.

–  Двенадцатый раз мне приходится обсуждать областной бюджет,–  сказал заместитель председателя областного объединения профсоюзных организаций Валерий Лукин,  – но такой ситуации ещё ни разу не было. Раньше бюджет был тесно увязан с программой социально-экономического развития  Иркутской области. Сегодня такой программы нет, и мы  идём, не зная куда. Вместо мер по выходу из кризиса  правительство пошло по пути сокращения расходов.

Он заметил, что, в соответствии с законом  «О бюджетном процессе в Иркутской области», на обсуждение проекта бюджета предусматривается 86 дней, а сегодня на эту работу отводится всего 12 дней. Расходная часть бюджета сформирована на основании не вступивших в силу нормативно0правовых актов, которые будут рассматриваться только на предстоящей сессии и то в первом чтении. Трудно определиться, у слушателей нет даже заключения КСП.

 –  Фактически  наши депутаты исключены из процесса подготовки проекта бюджета, поэтому невозможно качественно его рассмотреть,  –  заявил  Лукин. Он внёс несколько поправок в законопроект и предложил перенести  срок окончательного его принятия с 15  на 25 декабря.

–  То, что происходит с областным бюджетом сегодня, называется, с точки зрения науки, бюджетным кризисом,  – заявил профессор экономики, доктор наук  Алексей Никольский.  –  Иркутская область находится в бюджетном кризисе. Это следствие региональной политики, которая не позволяет региону самому изыскивать бюджетные источники.

Депутаты областного парламента, большинство которых являются представителями правящей партии «единая Россия», должны, по мнению учёного, развивать федерализм, мыслить стратегически: не отнимать у одного и отдавать другому или перетягивать друг у друга, а выступать с законодательной инициативой, добиваться принятия законов, которые позволят использовать доходные источники  региона. Он  назвал и обосновал   три  наиболее крупных источника доходов, которые, по мнению учёных, могут вывести область из кризисной ситуации и обеспечить её развитие. Это, прежде всего, налоги, которые не доплачиваются финансово-промышленными группами, владеющими нашими предприятиями и нашей территорией. Учёными подсчитано, что только от основных предприятий (алюминиевой, нефтеперерабатывающей и целлюлозной промышленности)  область недополучает минимум 8 млрд. рублей, которые уходят за её пределы.

Второй источник  –  лесная  дифференцированная рента. Себестоимость заготовки древесины  в Иркутской области  самая низкая среди лесных регионов страны. Если повысить платежи за пользование лесным фондом, добавка к бюджету может составить не менее 7 млрд. рублей.

Третий источник доходов  –  рентные платежи за электроэнергию, которые  забираются теми же  крупными  промышленными предприятиями. Когда-то эта часть дохода составляла 16 % в областном бюджете.

Нужно произвести переоценку доходных источников с участием  учёных и общественности, предложил  Никольский, такой бюджет принимать нельзя.   А депутатам от правящей партии нужно добиваться внесения изменений в региональную политику   правительства РФ.

В принятых рекомендациях участники публичных слушаний обратили внимание:

 –  на   наличие резервов для увеличения доходной части бюджета области;

 –      на  отсутствие  прозрачности   при  расчетах  межбюджетных  трансфертов   и необходимость решения проблемы несбалансированности местных бюджетов;

– на необходимость сокращения государственного долга области и, соответственно, долговых обязательств региона, которые несут дополнительную нагрузку на бюджет области в связи с необходимостью его ежегодного обслуживания.

Рекомендовано губернатору и правительству Иркутской области разработать перечень мероприятий по обеспечению социально-экономического развития региона и отдельных отраслей экономики в условиях негативного воздействия кризисных явлений в финансовом секторе. В этот перечень должны войти отдельно  мероприятия по банковскому сектору, по обеспечению оборотными средствами предприятий хозяйствующих субъектов, увеличению налоговой базы,  оптимизации расходов бюджетных средств и поддержке инвестиционной деятельности на территории Иркутской области.

 

«ВЫНУЖДЕННОЕ»  ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Утром 5 декабря депутатов Законодательного собрания и чиновников областного правительства, шедших на работу, встречал у «серого дома» пикет иркутских комсомольцев и молодых коммунистов. Пикетчики протестовали против принятия проекта бюджета на 2009 год, предлагаемого губернатором Иркутской области. Свои требования они изложили  в раздаваемых ими листовках.

Четвёртая сессия началась, как обычно, в 10 часов, закончила она свою работу в 15 часов, рассмотрев 15 вопросов, в том числе проект закона Иркутской области «Об областном бюджете». Некоторые депутаты, видимо, не очень стремились принять  участие в рассмотрении главного финансового документа области, поэтому из 50 присутствовало всего 38.

Докладчик Алексей Зезуля, временно замещающий должность директора департамента финансов, изложил те же позиции, что и Раиса Распутина на общественных слушаниях. Сергей Курилов, выступая от имени бюджетного комитета, отметил, что в проекте бюджета недостаточно чётко определён набор приоритетов. В последние дни, заметил он, предстоит кропотливая работа над балансом доходов и расходов, развитием социально-экономической политики. Не нашли отражения расходы на погашение кредиторской задолженности  2008 года. Не отработана структура расходов, предусмотренных на межбюджетные трансферты на сбалансирование муниципальных бюджетов. В то же время он призвал депутатов принять законопроект в первом чтении.

Председатель КСП Ирина Морохоева кратко изложила рекомендации Палаты: обратить особое внимание на необходимость усиления работы по привлечению средств федерального бюджета через федеральные целевые программы, по прекращению роста областного государственного долга, уменьшению кредиторской задолженности, сбалансированности муниципальных бюджетов.

С критикой проекта бюджета выступили также депутаты Гайдар Гайдаров, Владимир Матиенко, заместитель председателя Заксобрания Геннадий Истомин и другие. Однако,  все они призвали голосовать за принятие  его в первом чтении. Другое  мнение высказал депутат-коммунист Илья Сумароков.

 –  В предложенном проекте, к сожалению, проигнорированы те моменты,  которые мы слышали сотни раз в обещаниях нашим избирателям о том, что мы будем бороться за  улучшение их жизненного уровня. Мы проигнорировали также указания председателя правящей партии и правительства В.В. Путина о том, чтобы не допустить ухудшения социально-экономической ситуации. Представленным проектом, к сожалению, эти вопросы не решаются. Судите сами. Как можно сегодня снижать расходы на здравоохранение?! Мы все знаем, в каком состоянии  оно находится сегодня. И, поверьте, это самый больной вопрос, потому что знаем, как люди днями сидят в поликлиниках в ожидании приёма, как неделями не могут получить лекарственные препараты.  Как можно говорить о снижении расходов на  питание в лечебных учреждениях,  когда оно и сегодня просто безобразное? Поэтому нам к этому надо относиться очень ответственно.

Далее Сумароков остановился на вопросе финансирования сельского хозяйства, отрасли, по его мнению, не менее уязвимой и болезненной. Он напомнил, что в проекте бюджета предусмотрено на эту отрасль  336 млн. рублей против 941 млн.  в 2008 году, то есть финансирование сокращено в 2,8 раза. Кроме того, по данным  областного министерства сельского хозяйства, если  согласиться с такими параметрами бюджета на 2009 год, то нам в порядке  софинансирования из федерального бюджета будет отказано 735 млн. рублей.

 –  Разве можно это допустить? –  спрашивает депутат и продолжает:  – Считаю, что, конечно, расходы надо снижать. Есть, наверное, у нас и непроизводительные расходы. Например, чрезвычайно большой чиновничий аппарат, на который, кстати, расходы в проекте бюджета не предусмотрены. Сегодня даже в муниципалитетах столько работников сидит, что раньше не было  столько доярок и свинарок на селе.

По мнению депутата, предложенный бюджет нельзя принимать в первом чтении, Если он будет принят, то будут  утверждены параметры доходной и расходной части, и во втором чтении уже нельзя будет ничего поправить

–  Некого уже раздевать, так как уже все раздеты ранее принятыми  постановлениями и законами. Это касается и муниципальных образований.

Илья Алексеевич предложил проект бюджета отклонить и  направить  на доработку. Для чего создать согласительную комиссию и решить жизненно необходимые вопросы.

На сессии выступил депутат Государственной думы Сергей Левченко. Он напомнил, что с этой трибуны ему не раз приходилось говорить о том, что, к сожалению, последние 5-6 лет идёт постепенное снижение  средств, которые остаются  Иркутской области от предприятий, находящихся на её территории. Дошло до того, что мы оставляем  на территории области уже  почти наполовину  меньше,  чем остаётся  на территориях регионов  в среднем по России. И эта тенденция в представленном проекте бюджета на 2009 год продолжается, она не переломлена. То есть мы не  оставляем эти налоги на территории области  и не получаем должную компенсацию из федерального бюджета, которая уходит в Москву.

 – Наш бюджет на следующий  год становится действительно чрезвычайным,  –  говорит Левченко.  –  Потому что если мы начнём исполнять его в таком объёме, то у нас по многим территориям области начнутся процессы,  которые нам совсем не нужны. Скажем, сельское хозяйство, в связи с этим бюджетом, надо бы объявить зоной бедствия, а министерство сельского хозяйства  –  министерством по чрезвычайным ситуациям. А иначе оно с этими 300 миллионами ничего не сделает.

–  Если ещё вчера можно было говорить общими фразами о том, что нужно повышать благосостояние, нужно давать гарантии, сохранять их на следующий год, то сегодня уже, при таком формировании и утверждении бюджета, можно задавать вопрос, как в известной песне  Высоцкого: «Где деньги, Зин?» И с нас будут спрашивать, где эти деньги, – с каждого депутата, каждого мэра, каждого работника администрации.  И если мы примем этот бюджет, нам нечего будет ответить на этот вопрос. В прошлый состав Законодательного  собрания мы знали, что сотни миллионов и миллиарды уходили  из бюджета, и  мы понимали, куда они уходили, то сегодня даже своровать некоторым нечего будет.

По мнению Сергея Георгиевича, если будет принят этот бюджет, то  Законодательное собрание будет от бюджета практически отстранено. Потому что будет действовать  администрация Иркутской области, а депутаты будут только штамповать те поправки к бюджету, которые  будут приходить каждый месяц  от администрации. Но уже полноправным субъектом для того, чтобы выступать на уровне  РФ  в правительственных структурах, Заксобрание не будет.

 –  Мы помним, как предыдущий губернатор  обещал: вы только проголосуйте за объединение в единый  субъект  Российской Федерации, вам будет всё,  – продолжает Левченко. – Сегодня  это «всё» мы получили.  Я думаю, что  статус комиссии по сбалансированности бюджета недостаточен. Мы обсуждаем  сегодня самый главный документ Иркутской области, и губернатор с первым замом должны  быть здесь, а не в Тулуне, при всём моём уважении  к Тулуну и тем предприятиям, которые там  работают.  Потому что от этого зависит, в том числе, и положение в Тулуне. А если это для них только преходящий момент, то у нас никогда не будет нормального бюджета,  – заключил Левченко.

В подтверждение позиции коммунистов депутат Евгений Рульков  выступил с заявлением от фракции КПРФ в Законодательном собрании .

Руководство Законодательного собрания в лице  Людмилы Берлиной и Геннадия Истомина настоятельно рекомендовало   принять проект бюджета  в первом чтении. Основная мотивировка: бюджет области  необходимо утвердить до 15 декабря для того, чтобы  у муниципалитетов осталось время утвердить свои бюджеты на 2009 год, основываясь на основных параметрах регионального. До 10 декабря будут рассмотрены высказанные и поступившие позже  замечания и предложения   и внесены  возможные поправки в бюджет для второго и, возможно, окончательного чтения.

За принятие проекта закона  Иркутской области «Об областном бюджете на 2009 год» проголосовали 33 депутата. Депутаты фракции КПРФ голосовали против.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.